«Сложение и вычитание смешанных чисел»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели и задачи:
Оборудование урока: Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика: учебник для 6 класса, тетради учеников, доска, мел, указка, набор карточек для работы в парах.
Прогнозируемые результаты:
ХОД УРОКА
Ι. Организационный момент
Чтобы легче всем жилось,
Чтоб решалось, чтоб моглось,
Улыбнись, удача всем,
Чтобы не было проблем.
-Улыбнулись друг другу, создали хорошее настроение и начали работу.
- Объявление темы, целей урока.
ΙΙ. Устный счет.
1. Расставить знаки действий
5 (7 2) = 25;
6 3 9 1 = 12;
4 (5 7) 3 = 16.
2. Представить в виде неправильной дроби


3. Найдите значение выражения
а)⅓ + ⅛ + ¼ б)⅝ + ⅔ + ¼
в) ⅝ - ⅓ - ¼; г) ⅞ - ⅓ - ½;
3. Выделите целую часть из чисел:
17/3; 6/5; 9/4; 15/7; 11/2;
IIΙ. Изучение нового материала. Сообщение темы урока.
- Назовите смешанные числа: 7целых7/5 и 2целых4/15
- Почему они так называются?
- Представьте смешанные числа в виде суммы их целой и дробной частей.
- Запишите переместительное свойство сложения в буквенном виде: а + в = в + а
- Запишите сочетательное свойство сложения в буквенном виде: (а + в) + с = а + (в + с).
- Приведите примеры на применение этих свойств при сложении дробей. Эти свойства позволяют складывать смешанные числа.
2. Работа над темой урока.
Вводная задача по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Король решил отправить трех
своих сыновей путешествовать по свету и велел выдать им 5 сундуков золота.
Первый, старший принц получил
сундука
золота,
второй –
сундука.
1) Сколько сундуков золота
получили первые два принца вместе?
2) А сколько сундуков получил третий принц?
Учащиеся формулируют вопросы к задаче, делают краткую запись к ней и предлагают свои варианты сложения и вычитания смешанных чисел, у которых дробная часть с разными знаменателями. Эти варианты разбираются, принимаются или опровергаются

Учащиеся, разбившись на пары, формулируют алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел. По окончании выполнения задания проводится проверка.
IV. Построение алгоритма выхода из затруднения (открытие нового знания)
Учащиеся, разбившись на пары, формулируют алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел. По окончании выполнения задания проводится проверка.
Правила сложения и вычитания смешанных чисел
Чтобы сложить смешанные числа, нужно:
1) привести ____________ части этих чисел к наименьшему __________ знаменателю;
2) отдельно выполнить сложение __________ частей и отдельно _________ частей;
3) если при сложении ___________ частей получилась ____________ дробь, выделить __________ часть из этой дроби и ____________ ее к полученной целой части.
Чтобы выполнить вычитание смешанных чисел, нужно:
1) привести ____________ части этих чисел к наименьшему __________ знаменателю;
2) если ___________ часть уменьшаемого ____________ дробной части вычитаемого, превратить ее в ______________ дробь, уменьшив на единицу ___________ часть;
3) отдельно выполнить вычитание _________ частей и отдельно _________ частей.
V. Физкультминутка.
1)
вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальное вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
(красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, феолетовый)
Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.
Вверх
рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
(Дети садятся за парты.)
VΙ. Закрепление новых знаний на практике.
Работа в парах с проверкой по ключевому слову (карточки с
заданиями). Учащиеся, выполнившие задание раньше остальных, получают
дополнительные карточки с более сложными примерами.
По окончании выполнения задания осуществляется проверка на доске.
1.а)
1. б)
1.в)
1.г)
1.д)
1. е)
1.а
1. б)
1.в)
1.г)
1.д)
1. е)
VI. Рефлексия
Игра найди ошибку
VIΙ. Подведение итогов урока, учащиеся отвечают на вопросы:
Домашнее задание: выучить правила сложения и вычитания, №390.
Список литературы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.