Сложение векторов
Оценка 4.8

Сложение векторов

Оценка 4.8
docx
26.05.2023
Сложение векторов
Сложение векторов.docx

 

Использование информационных технологий и исследовательская деятельность учащихся с применением программы «1С: Математический конструктор 3.0» при проведении урока математики (алгебра) в 8 классе.

 

 

Сценарий проведения урока:

 

Тема урока: “Сложение векторов. Правило параллелограмма.  Сложение сил.”

Тип урока: Урок-презентация, изучение нового материала. При создании презентации использована программа «1С:Математический конструктор 3.0»

1.jpg

Цели:

  • объяснить учащимся правила сложения векторов;
  • научить применять полученные знания при решении геометрических и физических задач;
  • установление межпредметных связей;
  • воспитание у учащихся культуры мышления, информационной культуры;
  • воспитание критического отношения к знаниям, умения делать выводы, применять полученные знания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

 Слайд 2.

1.jpg

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Теоретическое сообщение учителя (беседа с учащимися).

В работах математиков XIX в. У. Гамильтона, Г. Гроссмана и других были введены векторы, которые ранее в трудах Архимеда, Г. Галилея и других корифеев науки имели лишь механический смысл, а теперь приобрели права гражданства в математике.

Слайд 3,4.

 

1.jpg1.jpg

 

 С 60-х гг. нашего столетия векторы заняли прочное место и в школьном курсе геометрии. Применяемые в рамках евклидовой геометрии векторные методы значительно упрощают доказательства многих теорем и решение задач. Но роль векторов – не только в упрощении трудных мест школьного курса. Гораздо важнее то, что векторные методы находят сейчас широкие применения в физике, химии, экономике, биологии, не говоря уже о многих разделах современной математики (функциональный анализ и топология).

Векторы применяются в классической механике Галилея-Ньютона (в ее современном изложении), в теории относительности, квантовой физике, в математической экономике и многих других разделах естествознания, не говоря уже о применении векторов в различных областях математики.

В механике, в том числе и в кинематике, при описании движения тел широко используются векторные величины, поэтому необходимо уметь выполнять действия с ними.

Рассмотрим первое действие с векторами – сложение.

V. Объяснение новой темы.

Поскольку вектор характеризуется не только числовым значение, но и направлением, сложение векторов не подчиняется правилам сложения чисел. Например, пусть длины векторов a = 3 м, b = 4 м, тогда a + b = 3 м + 4 м = 7 м. Но длина вектора \vec c =  \vec a + \vec b не будет равна 7 м

Для того чтобы построить вектор \vec c =  \vec a + \vec b, применяются специальные правила сложения векторов.

Правило треугольника.

Слайд 5.

1.jpg

В зарубежной литературе этот метод называют «хвост к голове».

Для того чтобы сложить два вектора \vec aи \vec b нужно переместить вектор \vec bпараллельно самому себе так, чтобы его начало совпадало с концом вектора \vec a. Тогда их суммой будет вектор \vec c, начало которого совпадает с началом вектора \vec a, а конец — с концом вектора \vec b.      

Результат не поменяется, если перемещать вместо вектора \vec bвектор \vec a, т.е. \vec b  + \vec a = \vec a + \vec b  (свойство коммутативности векторов).

А длину вектора суммы \vec c =  \vec a + \vec b определяют по теореме косинусов c = \sqrt{a^2+b^2-2a\cdot b\cdot \cos \alpha}, где \alpha\,– угол между векторами \vec aи \vec b.

При помощи правила треугольника можно сложить два параллельных вектора \vec a и \vec b и \vec aи \vec d.

Слайд 6.

1.jpg

Суммы этих векторов \vec c = \vec a + \vec bи \vec f = \vec a + \vec dизображены на слайде. Причем, модули векторов c = a + b и f=\left|a-d\right|.

Слайд 7.  

1.jpg

Правило треугольника можно применять при сложении трех и более векторов. Например, \vec c = \vec a_1 + \vec a_2 +\vec a_3 +\vec a_4.

 

IV. Первичное закрепление.

Задача 1. Турист прошел 20 км на восток из города А в город В, а потом 30 км на восток в город С. Выбрав подходящий масштаб, начертите векторы http://festival.1september.ru/articles/510771/Image6041.gifи http://festival.1september.ru/articles/510771/Image6045.gif.
Равны ли векторы http://festival.1september.ru/articles/510771/Image6041.gif+ http://festival.1september.ru/articles/510771/Image6045.gifи http://festival.1september.ru/articles/510771/Image6043.gif?

Задача 2. Вертолет, пролетев в горизонтальном полете по прямой 40 км, повернул под углом 90° и пролетел еще 30 км. Найдите путь и перемещение вертолета.

VI. Сложение сил.

Слайд 8.

1.jpg

Силу, приложенную к телу, удобно изображать вектором, направление которого совпадает с направлением действия силы, а абсолютная величина пропорциональна величине силы. Как показывает опыт, при таком способе изображения сил равнодействующая двух или нескольких сил, приложенных к телу в одной точке, изображается суммой соответствующих им векторов.  К телу в точке А приложены две силы, изображенные векторами \vec a  и \vec b . Равнодействующая этих сил изображается вектором \vec c =  \vec a + \vec b .

Слайд 9.

1.jpg

Рассмотрим задачу, составленную по известной басне Ивана Кралова  «Лебедь, рак и щука»

Слайд 10.

1.jpg

Представим силы, действующие на воз с поклажей в виде векторов:

Слайд 11.

1.jpg

Нужно определить, при каких усилиях действующих лиц воз все-таки сдвинется с места. Для дальнейшего построения и исследования задачи мы будем использовать программу «1С:Математический конструктор 3.0»

 

1.jpg

Используя меню Геометрия построим три луча, отметим на них отрезки одинаковой длины:

Слайд 12.

 

1.jpg

Луч АВ – усилие, прилагаемое Лебедем, луч СD – Раком, а луч ЕF – Щукой. По условию задачи сумма этих трех векторов равна 0 – воз не двигается! Найдем сумму векторов, выполняя параллельный перенос векторов ЕF и СD

Слайд 13, 14.

1.jpg

 

 

1.jpg

Давайте посмотрим, как  изменится суммарная сила, действующая на воз, если увеличить усилия Щуки,  а Лебедь и Рак будут действовать так же.

Для этого, объединим точки Е и В и точки С и F.

 Увеличивая значение вектора ЕF, перемещая точку F мы обнаружим, что будет меняться и направление и величина вектора AD- воз сдвинется с места!

Слайд 15,16.

1.jpg

 

1.jpg

Задание: используя компьютер и программу «1С:Математический конструктор 3.0» исследуйте самостоятельно, как будет меняться суммарное усилие на воз при увеличении усилия Рака или Лебедя.

 Учащиеся проводят самостоятельное исследование и представляют свои работы, используя компьютер и интерактивную доску:

 

1.jpg

 

IX. Домашнее задание: п.79, 80. № 762 (а).

X. Подведение итогов урока и выставление оценок.

Литература

1.     Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Геометрия, учебник для 7–9 классов средней школы. – М.: Просвещение, 2008.

2.     Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика, 10 класс. – М.: Просвещение, 2008.

3.     http://obr.1c.ru/mathkit/


 

4.     Скачано с www.znanio.ru

Использование информационных технологий и исследовательская деятельность учащихся с применением программы «1С:

Использование информационных технологий и исследовательская деятельность учащихся с применением программы «1С:

Слайд 2. III. Сообщение темы и цели урока

Слайд 2. III. Сообщение темы и цели урока

Рассмотрим первое действие с векторами – сложение

Рассмотрим первое действие с векторами – сложение

Суммы этих векторов и изображены на слайде

Суммы этих векторов и изображены на слайде

Рассмотрим задачу, составленную по известной басне

Рассмотрим задачу, составленную по известной басне

Слайд 12. Луч АВ – усилие, прилагаемое

Слайд 12. Луч АВ – усилие, прилагаемое

Давайте посмотрим, как изменится суммарная сила, действующая на воз, если увеличить усилия

Давайте посмотрим, как изменится суммарная сила, действующая на воз, если увеличить усилия

Задание: используя компьютер и программу «1С:Математический конструктор 3

Задание: используя компьютер и программу «1С:Математический конструктор 3

X. Подведение итогов урока и выставление оценок

X. Подведение итогов урока и выставление оценок
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2023