Использование информационных технологий и исследовательская деятельность учащихся с применением программы «1С: Математический конструктор 3.0» при проведении урока математики (алгебра) в 8 классе.
Сценарий проведения урока:
Тема урока: “Сложение векторов. Правило параллелограмма. Сложение сил.”
Тип урока: Урок-презентация, изучение нового материала. При создании презентации использована программа «1С:Математический конструктор 3.0»
Цели:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Слайд 2.
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Теоретическое сообщение учителя (беседа с учащимися).
В работах математиков XIX в. У. Гамильтона, Г. Гроссмана и других были введены векторы, которые ранее в трудах Архимеда, Г. Галилея и других корифеев науки имели лишь механический смысл, а теперь приобрели права гражданства в математике.
Слайд 3,4.
С 60-х гг. нашего столетия векторы заняли прочное место и в школьном курсе геометрии. Применяемые в рамках евклидовой геометрии векторные методы значительно упрощают доказательства многих теорем и решение задач. Но роль векторов – не только в упрощении трудных мест школьного курса. Гораздо важнее то, что векторные методы находят сейчас широкие применения в физике, химии, экономике, биологии, не говоря уже о многих разделах современной математики (функциональный анализ и топология).
Векторы применяются в классической механике Галилея-Ньютона (в ее современном изложении), в теории относительности, квантовой физике, в математической экономике и многих других разделах естествознания, не говоря уже о применении векторов в различных областях математики.
В механике, в том числе и в кинематике, при описании движения тел широко используются векторные величины, поэтому необходимо уметь выполнять действия с ними.
Рассмотрим первое действие с векторами – сложение.
V. Объяснение новой темы.
Поскольку вектор характеризуется не только числовым значение, но и направлением, сложение векторов не подчиняется правилам сложения чисел. Например, пусть длины векторов a = 3 м, b = 4 м, тогда a + b = 3 м + 4 м = 7 м. Но длина вектора не будет равна 7 м
Для того чтобы построить вектор , применяются специальные правила сложения векторов.
Правило треугольника.
Слайд 5.
В зарубежной литературе этот метод называют «хвост к голове».
Для того чтобы сложить два вектора и нужно переместить вектор параллельно самому себе так, чтобы его начало совпадало с концом вектора . Тогда их суммой будет вектор , начало которого совпадает с началом вектора , а конец — с концом вектора .
Результат не поменяется, если перемещать вместо вектора вектор , т.е. (свойство коммутативности векторов).
А длину вектора суммы определяют по теореме косинусов , где – угол между векторами и .
При помощи правила треугольника можно сложить два параллельных вектора и и и .
Слайд 6.
Суммы этих векторов и изображены на слайде. Причем, модули векторов c = a + b и .
Слайд 7.
Правило треугольника можно применять при сложении трех и более векторов. Например, .
IV. Первичное закрепление.
Задача
1.
Турист прошел 20 км на восток из города А в город В, а потом 30 км на восток в
город С. Выбрав подходящий масштаб, начертите векторы и .
Равны ли векторы + и ?
Задача 2. Вертолет, пролетев в горизонтальном полете по прямой 40 км, повернул под углом 90° и пролетел еще 30 км. Найдите путь и перемещение вертолета.
VI. Сложение сил.
Слайд 8.
Силу, приложенную к телу, удобно изображать вектором, направление которого совпадает с направлением действия силы, а абсолютная величина пропорциональна величине силы. Как показывает опыт, при таком способе изображения сил равнодействующая двух или нескольких сил, приложенных к телу в одной точке, изображается суммой соответствующих им векторов. К телу в точке А приложены две силы, изображенные векторами и . Равнодействующая этих сил изображается вектором .
Слайд 9.
Рассмотрим задачу, составленную по известной басне Ивана Кралова «Лебедь, рак и щука»
Слайд 10.
Представим силы, действующие на воз с поклажей в виде векторов:
Слайд 11.
Нужно определить, при каких усилиях действующих лиц воз все-таки сдвинется с места. Для дальнейшего построения и исследования задачи мы будем использовать программу «1С:Математический конструктор 3.0»
Используя меню Геометрия построим три луча, отметим на них отрезки одинаковой длины:
Слайд 12.
Луч АВ – усилие, прилагаемое Лебедем, луч СD – Раком, а луч ЕF – Щукой. По условию задачи сумма этих трех векторов равна 0 – воз не двигается! Найдем сумму векторов, выполняя параллельный перенос векторов ЕF и СD
Слайд 13, 14.
Давайте посмотрим, как изменится суммарная сила, действующая на воз, если увеличить усилия Щуки, а Лебедь и Рак будут действовать так же.
Для этого, объединим точки Е и В и точки С и F.
Увеличивая значение вектора ЕF, перемещая точку F мы обнаружим, что будет меняться и направление и величина вектора AD- воз сдвинется с места!
Слайд 15,16.
Задание: используя компьютер и программу «1С:Математический конструктор 3.0» исследуйте самостоятельно, как будет меняться суммарное усилие на воз при увеличении усилия Рака или Лебедя.
Учащиеся проводят самостоятельное исследование и представляют свои работы, используя компьютер и интерактивную доску:
IX. Домашнее задание: п.79, 80. № 762 (а).
X. Подведение итогов урока и выставление оценок.
Литература
1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Геометрия, учебник для 7–9 классов средней школы. – М.: Просвещение, 2008.
2. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика, 10 класс. – М.: Просвещение, 2008.
3. http://obr.1c.ru/mathkit/
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.