Сложные предложения.
Оценка 4.6

Сложные предложения.

Оценка 4.6
docx
23.12.2020
Сложные предложения.
Сложное предложение.docx

Тема. Сложные предложения.

Цели урока.                                                                                         Обучающие: повторить понятие главных членов предложения; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения; научить различать сложные и простые предложения.                                          Развивающие:  способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.        Воспитательные:  формировать интерес к русскому языку.

Ход урока

Вот опять звенит звонок.
Начинается урок.
Дети все за парты сели
И на доску поглядели!

Роберт Стивенсон – известный английский писатель, автор знаменитой книги «Остров Сокровищ».

Мальчиком Стивенсон болел и целые дни и недели проводил в стране Кровати. Так он сам ее называл. Здесь мальчик жил в воображаемом мире, прекрасном и сказочном. Диван – это горы, ковер – глубокое море. Одеяло – снежные вершины.

Мы тоже сегодня отправимся в волшебное путешествие.                                   (СЛАЙД 1).                                                                                                              Посмотрите на карту. Куда лежит сегодня наш путь?                                                       - Что такое предложение?                                                                                                       - Что мы знаем о предложениях? Расскажите, рассмотрев карту.

Хотите познакомиться с жителями страны поближе? (СЛАЙД 2).                           - Кто главные члены этой семьи?                                                                                               - Назовите второстепенные члены.                                                                                          - Прочитайте предложение и дайте его характеристику по наличию грамматических основ.                                                                                                           - По наличию второстепенных членов?                                                                                 - По цели высказывания?                                                                                                           - По интонации?

Мы продолжаем изучение раздела науки о языке, который называется «Синтаксис».                                                                                                                  - Выполните в тетрадях тест

«Верные - неверные утверждения». Вы читаете данные на слайде утверждения, в тетрадях ставите номер и слово «да», «нет». Затем проверим, поменявшись тетрадями в парах. Оцените друг друга.                                             - Проверим, как справились? Взаимопроверка, меняемся тетрадями.

- Какова же тема нашего урока? (СЛАЙД 3).

- А какие виды предложений вы знаете?

Запишите тему урока в тетради.

Какова наша цель на уроке? (подвести к понятию простые и сложные).

(СЛАЙД 4.)                                                                                                 Прочитайте. Вам понятна цель урока?

- Какие задачи (шаги) надо выполнить, чтобы ее добиться?

- Итак, отправляемся в путешествие по морю Знаний. Вы готовы к нему?

- Поднимите на своем корабле зеленый флажок, если вы ничего не боитесь и уверены в себе.

Желтый – если сомневаетесь в своих силах.

Красный – боитесь, что ничего не получится.

У каждого из вас есть «бортовой журнал»– лист самооценки. Не забывайте вносить туда информацию.

V. Высаживаемся на острове Сокровищ в море Знаний.

На берегу рассыпаны бусинки-слова. Соберите из них бусы-предложение и запишите в тетрадях.

(СЛАЙД 5).

·         Перед вами одинаковое количество слов, почему же первый пример неясен?

·         ДОСКА: Выполните синтаксический разбор предложения, которое у вас получилось.

А теперь отплываем к Таинственному острову (СЛАЙД 6). Нас ждет новое испытание.                                                                                                                     - Сравните предложения и сделайте вывод самостоятельно. Какова функция союза И?                                                                                                                       - Сравните простые предложения в составе сложного. Есть ли у сложного предложения категория распространенности?

VII.  Продолжаем исследовать остров «Размышляй».                                  (СЛАЙД 7). Прочитайте стихотворение.                                                                     - Сколько здесь предложений? Почему такие разные ответы? (5 простых в составе сложного).                                                                                                             - Представьте себе сложное предложение в виде дома. Из скольких этажей будет этот состоять? Назовите грамматические основы в предложениях.                - Как отделяются друг от друга простые предложения на письме? А в устной речи?                                                                                                                                         - Что общего у всех 5 этажей? (Крыша – интонационная и смысловая законченность).                                                                                                                            - А простое предложение – это какой домик? (одноэтажный).                                      - «Лови ошибку». Прочитайте простые предложения на слайде. Все ли с ними хорошо? (нарушены орфографические и речевые нормы).                                  - Вывод какой?                                                                                                                 (Хотя есть смысловая и интонационная законченность, не соблюдены орфографические и речевые нормы).

ФИЗМИНУТКА «Рыбалка». Работаем веслами, смотрим в бинокль по сторонам, приветствуем аборигена, закидываем несколько раз удочку. Сайра. (СЛАЙД 8).

Причаливаем к материку – Учебнику.                                                                            - Стр. 152. Просмотровое чтение.                                                                                                 - Поставьте +, если этот материал вам уже известен.                                                                ? – над чем будем работать?                                                                                       - Читаем материал более внимательно.                                                                     - Вопросы после параграфа.                                                                                                - Отправляемся в южные страны, где растет кофе. А где он растет?                             - УПР. 413. Работа с текстом.

Читаем текст. Какова его основная мысль? (козы открыли для нас этот чудесный напиток)                                                                                                                 - Выполняем задания: 1 ученик выписывает на доску слова с пропусками, 1в.– работает с простыми предложениями, 2 в.– работают со сложными.               - Характеризуем предложения по количеству грамматических основ.                        - СП – союзные или бессоюзные?

ДОСКА: какое предложение соответствует схеме: [ ], (что … ).                                  - Придумайте словосочетания с существительным кофе. Орфоэпический словарик.                                                                                                                     Работа с кластером в парах.

Приложение 1.

Придумайте 3 предложения для кластера по картинкам на стр.154 самостоятельно. Какие это будут предложения? (простые, союзные и бессоюзные сложные)

Какова была цель урока?   (СЛАЙД 9).                                                                    - Мы достигли цели? Что мы для этого делали?                                                        - Оцените смайликами в «бортовых журналах» свою работу на уроке. Приложение 3.                                                                                                                       - Поднимите цветные флажки. Довольны ли вы своей работой на уроке?

Стадия рефлексии.

У вас новая карта. (СЛАЙД 10).                                                                                        - На какой остров вы сейчас отправитесь и что с собой возьмете? Чемодан, если материал урока вам пригодится; мясорубку, если материал урока вы еще доработаете дома; корзину, если материал оказался ненужным.                                             Приложение 2.

Проверка 1-2 ответов.

Д/з: упр.420 или 416 на выбор.

 

 

 

 

Разработка нетрадиционного урока по русскому языку в 5-м классе по теме "Сложное предложение"

·         Гулевская Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


Цели:

·         Познавательные: познакомить учащихся с основными признаками сложного предложения (интонационной целостностью, наличие более одной грамматической основы); научить приему распознавания сложного предложения (нахождение грамматических его основ) и пунктуационному оформлению на письме; познакомить обучающихся видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных.

·         Развивающие: способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы детей; развивать речевую и коммуникативную активность ребят; формировать и развивать у учащихся умение высказывать и обосновывать свою точку зрения на рассмотренную проблему; учить слушать других учеников, оценивать правильность их ответов.

·         Воспитывающие: воспитывать у учащихся чуткости к богатству и выразительности родной речи, гордости за родной язык, интереса к его изучению; способствовать воспитанию личности сложной, многогранной, креативной; приучать детей работать как коллективно, так и в малых группах; учить обучающихся взаимодействовать в группе, вежливо и доброжелательно общаться друг с другом, воспитывать взаимопомощь, чувство ответственности не только за свои собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.

Оборудование:

·         компьютер, проектор, экран для презентации Microsoft Power Point

·         карточки с заданиями,

·         музыкальное оформление,

·         сказочный герой “Колобок”,

·         игрушечный паровоз,

·         кружки трех цветов (зеленые, красные, желтые), звезды в качестве поощрения http://festival.1september.ru/articles/549297/img1.gif,

·         листы бумаги и фломастеры для составления кластеров (выделение смысловых единиц и графическое оформление в определенном порядке в виде схемы).

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит музыка на песню “ Голубой вагон”. Дети входят в класс и рассаживаются согласно выбранным билетам (кружки трех цветов) по 3 группам. На каждом столе стоит макет цветного вагона.

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране “Синтаксис”. “Синтаксис”– одна из самых красивых и богатых стран в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. И отправимся в путь на волшебном паровозе, который поведет сказочный герой “Колобок”.

Раздается гудок. Звучит музыка.

– Прошу Вас занять свои места! В добрый путь, ребята! (Слайд 3, см. Приложение)

– Колобок меня спрашивает: “А что это за страна под названием “Синтаксис”?

Ответ учащихся:

– Синтаксис (греч. “составление”)– раздел грамматики, изучающий строение и значение словосочетаний, предложений, текста.

– А с какой страной он тесно связан?

Ответ учащихся:

– С Пунктуацией.

– Что изучает пунктуация?

(Пунктуация (от лат. пунктум – “точка”) – собрание правил постановки знаков препинания.)

– Что такое простое предложение?

(Дети перечисляют признаки простого предложения).

III. Изложение нового материала

– Итак, перед нами город “Сложное предложение”. (слайд 4)

http://festival.1september.ru/articles/549297/img2.gif

– Какие задачи мы должны решить, исходя из названия города?

Ответы учащихся.

Задачи:

1.     Из чего состоит сложное предложение? Чем отличается от простого предложения?

2.     Как соединены между собой части сложного предложения?

3.     Чем разделяются?

4.     Какие бывают сложные предложения?

Появляется запись на доске:

1.     Признаки сложного предложения.

2.     Средства связи.

3.     Знаки препинания.

4.     Виды сложного предложения.

(Слайд 5)

– Решить сегодня все задачи мы не сможем, так как город очень велик, и на каждую задачу нужно определенное время. Попробуем ответить на несколько вопросов. Но главное, что должно нам помочь в решении вопроса, что такое “сложное предложение”? – это ваша творческая работа, ваше умение теоретически осмысливать и обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

– Чтобы легко было путешествовать по городу, нам нужно попытаться ответить на вопрос:

“Чем же сложное предложение отличается от простого”? Чтобы ответить на вопрос Колобок предлагает нам понаблюдать над предложениями, появившимися на нашем пути.

А) Наблюдение над предложениями. (слайд 6)

Задание: Сопоставьте два предложения. Подчеркните предикативные основы в обоих предложениях. Начертить их схемы. Объяснить постановку знаков препинания; дать характеристики предложениям.

1.     Снег на улицах лежит плотным ковром.

2.     По оби стороны улицы зажигались фонари, и в окнах домов показались огни.

У доски поочереди работают 2 ученика (индивидуальный опрос):

1-е предложение простое, повествовательное, невосклицательное, полное, распр., двусоставное, грамматическая основа – снег лежит.

Схема: [ – = ] .

2-е предложение имеет 2 грам.основы, значит 2 простых предложения, т.е. 1– ое простое, 2-ое простое.

1-е предложение – повест., распр., полное
2-е предложение -простое, повест,. распр.

Схема: [ – = ] , и [ – = ] .

Б) Делаем вывод. (работа в группах).

Ответы учащихся:

– В первом предложение – одна грамматическая основа. Это простое предложение; во 2-м – две грамматические основы, два простых предложения, их соединили вместе, сложили.

Это сложное предложение. В сложном предложении несколько грамматических основ.

-Ответили ли мы на первый вопрос “Колобка”? (Да.)

Физкультминутка

Утром детки потянулись,
Дружно встали, повернулись.
Поглядели влево, вправо:
День пройдёт у нас на славу.
А теперь размяли ножки,
Посмотрели все в окошко,
И друг другу улыбнулись,
На свои места вернулись.

В) Групповая работа по карточкам.

– Вам Колобок предложил карточки. (слайд 8)

– Вы должны выбрать из них:

1, 2 группы – только простые предложения, записать по одному в тетрадь, доказать, что они простые;

3, 4 группы – только сложные предложения, доказать, что они сложные.

От группы выступают по одному ученику (2 выступления), а остальные осуществляют взаимопроверку в группе.

Карточка

1.     Удивительна по своему своеобразию и красоте природа Кемеровской области.

2.     Россия – священная наша держава, 
Россия – любимая наша страна.

3.     Город Кемерово по праву считается столицей Кузбасса

4.     Гремел гром, и шёл дождь.

5.     Наша школа расположена в Кировском районе.

6.     Только иволги кричат, да кукушки на перебой отсчитывают годы.

7.     У берега Томи поблескивает под скудными лучами солнца тонкий узорчатый ледок.

8.     Иногда мы кукушонка выпускали, и он летал по комнате.

 Г) Работа по учебнику (упр.367 “Просвещение”. Упр.402 “Дрофа”

Запись на доске:

Хвост прикрыл, а глаза впились.
Он увидел, что глаза закрылись.
Раздался шорох, где лежали вещи.
Налаживает (песенку) синица, пустит (дробь) дятел.

– Чем отделяется одно предложение от другого? (Запятой).

– Что их соединяет в одно целое? (Союзом).

– Обведите союзы кружочком, чтобы легче было запомнить, что же соединяет простые предложения в сложное.

– Перечитайте последнее предложение. Чем соединяются простые предложения в состав сложного? При помощи чего? (Интонации.)

– Как можно назвать предложения, которые связываются при помощи союзов? (Союзные.)

– А при помощи интонации, без союзов? (Бессоюзные.)

– Так ли уж важна роль интонации? (Проблемный вопрос.)

Задание: расставить знаки препинания в стихотворной шутке, отделив одно предложение от другого, записать в тетрадь. (слайд 9)

Кисель там варят из резины
галоши делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубашки из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют

– Чему помогает интонация, для чего она служит?

(Определяет границы предложений, помогает отделить одно предложение от другого.)

Д) работа в группах.

Задание:

·         1–3 группы – записывает два предложения с союзной связью;

·         2–4 группы – бессоюзная связь.

Объясняют свой выбор. (слайд 10)

Карточка 2

1.     Три дня не было мороза, и туман невидимо работал над снегом.

2.     Нынче жарко парит, на дворе тепло.

3.     Небосклон, на котором горели звезды, казался выше.

4.     Иногда солнце пекло так жарко, что нагревалась даже трава.

5.     Низкие тучи бежали по небу, дул сильный ветер.

6.     Сад выл и шумел, в воздухе кружились желтые мокрые листья.

– Какую задачу мы помогли решить “Колобку”.

(Выяснили, что простые предложения в составе сложного могут связываться при помощи союзов – союзные предложения, при помощи интонации – бессоюзные предложения.)

V. Закрепление темы урока.

– Анализируя изученный на уроке материал сделать обобщение на тему “Сложное предложение”.

Работа в группах (5–6 человек) с использованием приёма кластера: в центре листа пишется слово (тема, проблема), далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи этой темой.

а) На доске записываются слова “Сложные предложения ”.
б) Каждый учащийся записывает свои ассоциации, связанные с этими словами (3–5 минут).
в) В группе собирают слова-ассоциации в блоки по значению, оформляют на большом листе бумаги (ватмане).
г) Каждая группа представляет свою схему, комментируя.

На доске в это время учитель суммирует все высказывания в одну схему. (слайд 11).Например:

http://festival.1september.ru/articles/549297/img3.gif

2). Выполнение творческого задания: написать “Синквейн”–- пятистишие, по содержанию изучаемой проблемы, который состоит из пяти строк: в каждой строке происходит добавление/убавление слова от 1 до5 или наоборот).

V. Подведение итогов

– Наше путешествие подходит к концу. Сдайте тетради. Победители волшебной игры получат приз от Колобка.

– А сейчас последняя игра “Закончи предложение”. (слайд 12).

·         “Сегодня я узнал, что…”

·         “Теперь я умею …”

·         “Я знаю, что …”

Выставление оценок.

VI. Домашнее задание

1) Параграф № 44, упр. 370 (http://festival.1september.ru/articles/549297/img4.gif – для всех).

2) Составить кроссворд по изучаемой теме (http://festival.1september.ru/articles/549297/img5.gif – 2 уровень).

3) Составить предложения на все виды сложных предложений, дать им развернутую характеристику. (http://festival.1september.ru/articles/549297/img6.gif – 3 уровень)



 

Скачано с www.znanio.ru

Тема. Сложные предложения. Цели урока

Тема. Сложные предложения. Цели урока

Какова наша цель на уроке? (подвести к понятию простые и сложные)

Какова наша цель на уроке? (подвести к понятию простые и сложные)

Хотя есть смысловая и интонационная законченность, не соблюдены орфографические и речевые нормы)

Хотя есть смысловая и интонационная законченность, не соблюдены орфографические и речевые нормы)

Разработка нетрадиционного урока по русскому языку в 5-м классе по теме "Сложное предложение" ·

Разработка нетрадиционного урока по русскому языку в 5-м классе по теме "Сложное предложение" ·

Ход урока I . Организационный момент

Ход урока I . Организационный момент

Какие задачи мы должны решить, исходя из названия города?

Какие задачи мы должны решить, исходя из названия города?

А) Наблюдение над предложениями

А) Наблюдение над предложениями

От группы выступают по одному ученику (2 выступления), а остальные осуществляют взаимопроверку в группе

От группы выступают по одному ученику (2 выступления), а остальные осуществляют взаимопроверку в группе

Чему помогает интонация, для чего она служит? (

Чему помогает интонация, для чего она служит? (

Каждая группа представляет свою схему, комментируя

Каждая группа представляет свою схему, комментируя
Скачать файл