Смех и юмор как компонент урока.
Современному образованию требуется педагог, который обладает не только высоким интеллектом и отлично развитыми коммуникативными качествами, но и способностью критически мыслить, а также творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. Значительную педагогическую ценность представляет такое качество человека, как остроумие, смех и юмор. Специалисты в один ряд ставят чувство юмора с другими эмоциональными особенностями, которыми должен обладать педагог.
В основе смеха лежит осознание участниками коммуникации наличия определенных несоответствий. Например, между видимым и реальным, между ожидаемым и случившимся и т.д., в результате чего создается комический эффект, который способствует формированию доброжелательных отношений между учеником и педагогом. Что здесь необходимо понимать и учитывать?
Необходимо учитывать два условия, из-за которых возникает смех:
¾ критика и обесценивание каких-либо условностей и норм;
¾ возникновение чувства радости и положительных эмоций.
Критический аспект смеха заключается в том, что, благодаря ему удается обнажать различного рода ошибки, иллюзии, заблуждения в общественной либо индивидуальной жизни. Если какой-либо тезис или правило возводится в абсолютную догму, то она всегда становится чрезвычайно серьезной, а смех же указывает на ложность всего абсолютизированного и статичного. Критика старых и отживших теорий посредством смеха демонстрирует относительность познания, а также расширяет сферу свободы.
Для того чтобы продемонстрировать ученику или даже целой аудитории, классу нежизнеспособность и абсурдность каких-либо ценностей, можно использовать строгую аргументацию или научную концепцию. Однако она должна иметь гиперболизированную и алогичную форму, в результате чего через смех будет подключена эмоциональная сторона личности и тем самым будут разрушены в сознании ребенка ложные взгляды и предрассудки.
В педагогическом процессе важную роль играет и защитно-развлекательный аспект смеха и юмора. Так, смех обладает защитной функцией повышения жизненных сил организма и позволяет ему лучше справляться с экстремальными условиями. В качестве примера можно привести традиционные шутки обучающихся перед очередной контрольной работой или экзаменом. При этом в большинстве случаев наибольшей популярностью пользуется черный юмор, так как через него человек пытается скрыть свое истинное душевное состояние перед трудным испытанием.
Самоирония и смех также является реакцией, которая упреждает возможный провал на экзамене и тем самым переключает трагическое восприятие реальности на ироническое, которое воспринимается менее болезненно.
Смех несет не только защитную функцию, но и развлекательную. Так, многие педагоги ощущают потребность в снижении научного стиля преподавания и выстраивании с учащимися нормального человеческого разговора. Однако найти с аудиторией общий язык, а не просто «вещать с трибуны» не подлежащие сомнению истины, очень трудно, особенно для преподавателей старшего поколения.
Шутящий, а тем более смеющийся педагог, часто воспринимается как нонсенс и считается, что такой педагог наносит ущерб своему авторитету и авторитету всех своих коллег, ведь учитель должен быть только «важным», «серьезным» и «уважаемым».
В то же время любой ученик предпочел бы видеть перед собой улыбчивого и способного посмеяться педагога. И именно этот пункт в большинстве случаев обеспечивает успех педагогического взаимодействия.
Смех способствует тому, что члены одной группы начинают бессознательно подражать друг другу. Во время смеха происходит и резкое ослабление мышечного тонуса, что способствует расслабленности человека и снятию психологического напряжения. Смех также несколько притупляет оценку ситуации с точки зрения логической аргументации, в результате чего любая аудитория становится более податливой, что значительно облегчает работу педагога.
Возникающие во время смеха эмоции благоприятно сказываются и на лучшем усвоении материала, ведь приведенные шутливые и комические примеры и сравнения гораздо лучше запоминаются и намного доступнее объясняют даже очень сложный материал.
Важное значение имеет и тот факт, каким образом педагог использует чувство юмора – по заранее заготовленному сценарию либо творчески, то есть импровизирует по ходу занятия. Однако вне зависимости от варианта подачи, информация с применением шуток и комичным обыгрыванием каких-либо ситуаций, благоприятно сказывается на образовательном процессе.
Хочется добавить, что компетентность педагога также определяется и по тому, как он воспринимает критику в свой адрес и может ли он критически оценивать свои поступки и действия.
Специалист, который может признать свои ошибки, всегда является более перспективным сотрудником в любой области деятельности. Конечно, признавать свои ошибки крайне сложно, особенно педагогу, так как ему приходится делать это в присутствии обучающихся. И именно юмор в таких ситуациях является оптимальным средством выхода из непростой ситуации. Благодаря самоиронии педагог одновременно демонстрирует ученикам наличие чувства юмора и способность адекватно реагировать на происходящие события и совершаемые поступки.
Кроме того, способность педагога смеяться над собой демонстрирует, что ни один человек не застрахован от ошибок и попадания в неприятные ситуации. Чувство же юмора педагога в определенной степени передается и обучающимся, благодаря чему у них формируется оптимистическое мировосприятие,
Для создания смеха педагог может применять:
1) репродуктивные формы
¾ анекдоты;
¾ афоризмы;
¾ басни;
¾ притчи;
¾ высказывания известных людей
2) оригинальные формы
¾ шутки;
¾ каламбуры;
¾ шаржи;
¾ комиксы и др.
В качестве методических приемов, которые используются для создания смеха или комической ситуации, можно назвать:
¾ преувеличение/преуменьшение;
¾ двусмысленность;
¾ доведение до абсурда;
¾ сравнение;
¾ ирония;
¾ намек;
¾ передразнивание;
¾ игра слов;
¾ смешение;
¾ повторение и др.
Однако надо учитывать, что возможности юмора как педагогического средства весьма ограничены, поэтому педагогу требуется соблюдать определенную культуру юмора. Так, насмешка или сатира над обучающимся является недопустимым приемом, а вот в отношении исторического персонажа такие приемы можно использовать.
С педагогической точки зрения смех и юмор – универсальные и многофункциональные приемы косвенного воздействия на ученика. Педагог в своей деятельности должен обязательно использовать юмор, так как миссия образования заключается не только в передаче знаний, но и в оказании воздействия на чувства, поведение, характер обучающихся.
Смех часто выступает в качестве противовеса авторитарным способам взаимодействия. С его помощью легко избежать конфликтных ситуаций, а педагог, который умеет шутить, гораздо быстрее находит общий язык со своими учениками. Все это позволяет более эффективно организовать образовательный процесс.
Литература
1. Бергсон А. Смех [Текст] / А. Берегсон. - М.: Искусство, 1992. - 127с
2. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник [Текст] / Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа, 2002. – 511с.
3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: учеб. пособие. - изд. 2-е, перераб. и доп. [Текст] / Б.З. Вульфов В.Д. Иванов. – М.: Изд-во УРАО; 1999. –616с.
4. Основы общей психологии [Текст] / Сост. С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. –713с.: ил.
5. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха [Текст] / В.Я. Пропп. – М.: Искусство, 1976. – 182с.
6. Якушева С.Д., Сапожникова В.В. Юмор в воспитании и обучении современного подростка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2010.
7. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник. 3-е изд. [Текст] / С.Д. Якушева. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.