"Смех и юмор как компонент урока"
Оценка 4.9

"Смех и юмор как компонент урока"

Оценка 4.9
docx
15.11.2023
"Смех и юмор как компонент урока"
методическое сообщение (2).docx

Смех и юмор как компонент урока.

 

Современному образованию требуется педагог, который обладает не только высоким интеллектом и отлично развитыми коммуникативными качествами, но и способностью критически мыслить, а также творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. Значительную педагогическую ценность представляет такое качество человека, как остроумие, смех и юмор. Специалисты в один ряд ставят чувство юмора с другими эмоциональными особенностями, которыми должен обладать педагог.

В основе смеха лежит осознание участниками коммуникации наличия определенных несоответствий. Например, между видимым и реальным, между ожидаемым и случившимся и т.д., в результате чего создается комический эффект, который способствует формированию доброжелательных отношений между учеником и педагогом. Что здесь необходимо понимать и учитывать?

 Необходимо учитывать два условия, из-за которых возникает смех:

¾              критика и обесценивание каких-либо условностей и норм;

¾              возникновение чувства радости и положительных эмоций.

Критический аспект смеха заключается в том, что, благодаря ему удается обнажать различного рода ошибки, иллюзии, заблуждения в общественной либо индивидуальной жизни. Если какой-либо тезис или правило возводится в абсолютную догму, то она всегда становится чрезвычайно серьезной, а смех же указывает на ложность всего абсолютизированного и статичного. Критика  старых и отживших теорий посредством смеха демонстрирует относительность познания, а также расширяет сферу свободы.

Для того чтобы продемонстрировать ученику или даже целой аудитории, классу нежизнеспособность и абсурдность каких-либо ценностей, можно использовать строгую аргументацию или научную концепцию. Однако она должна иметь гиперболизированную и алогичную форму, в результате чего через смех будет подключена эмоциональная сторона личности и тем самым будут разрушены в сознании  ребенка ложные взгляды и предрассудки.

В педагогическом процессе важную роль играет и защитно-развлекательный аспект смеха и юмора. Так, смех обладает защитной функцией повышения жизненных сил организма и позволяет ему лучше справляться с экстремальными условиями. В качестве примера можно привести традиционные шутки обучающихся перед очередной контрольной работой или экзаменом. При этом в большинстве случаев наибольшей популярностью пользуется черный юмор, так как через него человек пытается скрыть свое истинное душевное состояние перед трудным испытанием.

Самоирония и смех также является реакцией, которая упреждает возможный провал на экзамене и тем самым переключает трагическое восприятие реальности на ироническое, которое воспринимается менее болезненно.

Смех несет не только защитную функцию, но и развлекательную. Так, многие педагоги ощущают потребность в снижении научного стиля преподавания и выстраивании с учащимися нормального человеческого разговора. Однако найти с аудиторией общий язык, а не просто «вещать с трибуны» не подлежащие сомнению истины, очень трудно, особенно для преподавателей старшего поколения.

Шутящий, а тем более смеющийся педагог, часто воспринимается как нонсенс и считается, что такой педагог наносит ущерб своему авторитету и авторитету всех своих коллег, ведь учитель должен быть только «важным», «серьезным» и «уважаемым».

В то же время любой ученик предпочел бы видеть перед собой улыбчивого и способного посмеяться педагога. И именно этот пункт в большинстве случаев обеспечивает успех педагогического взаимодействия.

Смех способствует тому, что члены одной группы начинают бессознательно подражать друг другу. Во время смеха происходит и резкое ослабление мышечного тонуса, что способствует расслабленности человека и снятию психологического напряжения. Смех также несколько притупляет оценку ситуации с точки зрения логической аргументации, в результате чего любая аудитория становится более податливой, что значительно облегчает работу педагога.

Возникающие во время смеха эмоции благоприятно сказываются и на лучшем усвоении материала, ведь приведенные шутливые и комические примеры и сравнения гораздо лучше запоминаются и намного доступнее объясняют даже очень сложный материал.

Важное значение имеет и тот факт, каким образом педагог использует чувство юмора – по заранее заготовленному сценарию либо творчески, то есть импровизирует по ходу занятия. Однако вне зависимости от варианта подачи, информация с применением шуток и комичным обыгрыванием каких-либо ситуаций, благоприятно сказывается на образовательном процессе.

Хочется добавить, что компетентность педагога также определяется и по тому, как он воспринимает критику в свой адрес и может ли он критически оценивать свои поступки и действия.

Специалист, который может признать свои ошибки, всегда является более перспективным сотрудником в любой области деятельности. Конечно, признавать свои ошибки крайне сложно, особенно педагогу, так как ему приходится делать это в присутствии обучающихся. И именно юмор в таких ситуациях является оптимальным средством выхода из непростой ситуации. Благодаря самоиронии педагог одновременно демонстрирует ученикам наличие чувства юмора и способность адекватно реагировать на происходящие события и совершаемые поступки.

Кроме того, способность педагога смеяться над собой демонстрирует, что ни один человек не застрахован от ошибок и попадания в неприятные ситуации. Чувство же юмора педагога в определенной степени передается и обучающимся, благодаря чему у них формируется оптимистическое мировосприятие,

Для создания смеха педагог может применять:

1)                репродуктивные формы

¾              анекдоты;

¾              афоризмы;

¾              басни;

¾              притчи;

¾              высказывания известных людей

2)                оригинальные формы

¾              шутки;

¾              каламбуры;

¾              шаржи;

¾              комиксы и др.

В качестве методических приемов, которые используются для создания смеха или комической ситуации, можно назвать:

¾              преувеличение/преуменьшение;

¾              двусмысленность;

¾              доведение до абсурда;

¾              сравнение;

¾              ирония;

¾              намек;

¾              передразнивание;

¾              игра слов;

¾              смешение;

¾              повторение и др.

Однако надо учитывать, что возможности юмора как педагогического средства весьма ограничены, поэтому педагогу требуется соблюдать определенную культуру юмора. Так, насмешка или сатира над обучающимся является недопустимым приемом, а вот в отношении исторического персонажа такие приемы можно использовать.

С педагогической точки зрения смех и юмор – универсальные и многофункциональные приемы косвенного воздействия на ученика. Педагог в своей деятельности должен обязательно использовать юмор, так как миссия образования заключается не только в передаче знаний, но и в оказании воздействия на чувства, поведение, характер обучающихся.

Смех часто выступает  в качестве противовеса авторитарным способам взаимодействия. С его помощью легко избежать конфликтных ситуаций, а педагог, который умеет шутить, гораздо быстрее находит общий язык со своими учениками. Все это позволяет более эффективно организовать образовательный процесс.

 

 

 

Литература

1.                 Бергсон А.  Смех [Текст] / А.  Берегсон.  -  М.:  Искусство, 1992.  -  127с

2.                 Борев  Ю.Б.  Эстетика: учебник [Текст] / Ю.Б.  Борев.  –  М.:  Высшая школа, 2002.  –  511с.

3.                 Вульфов Б.З., Иванов В.Д.  Основы педагогики: учеб.  пособие.  -  изд.  2-е, перераб.  и доп.  [Текст] / Б.З.  Вульфов В.Д.  Иванов.  –  М.:  Изд-во УРАО; 1999. –616с.

4.                 Основы общей психологии [Текст] / Сост.  С.Л.  Рубинштейн.  –  СПб.: Питер, 2003. –713с.:  ил.

5.                 Пропп В.Я.  Проблемы комизма и смеха [Текст] / В.Я.  Пропп.  –  М.:  Искусство, 1976.  –  182с.

6.                 Якушева С.Д., Сапожникова В.В. Юмор в воспитании и обучении современного подростка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. № 3. – Новосибирск: СибАК, 2010.

7.                 Якушева С.Д.  Основы педагогического мастерства: учебник.  3-е изд.  [Текст] / С.Д.  Якушева.  –  М.:  Издательский центр «Академия», 2010. –  256с.


 

Смех и юмор как компонент урока

Смех и юмор как компонент урока

Самоирония и смех также является реакцией, которая упреждает возможный провал на экзамене и тем самым переключает трагическое восприятие реальности на ироническое, которое воспринимается менее болезненно

Самоирония и смех также является реакцией, которая упреждает возможный провал на экзамене и тем самым переключает трагическое восприятие реальности на ироническое, которое воспринимается менее болезненно

Специалист, который может признать свои ошибки, всегда является более перспективным сотрудником в любой области деятельности

Специалист, который может признать свои ошибки, всегда является более перспективным сотрудником в любой области деятельности

Однако надо учитывать, что возможности юмора как педагогического средства весьма ограничены, поэтому педагогу требуется соблюдать определенную культуру юмора

Однако надо учитывать, что возможности юмора как педагогического средства весьма ограничены, поэтому педагогу требуется соблюдать определенную культуру юмора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2023