Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №20 имени М. А. Матренина»
Тематическое мероприятие
«В ритмах танца»
Авторы: Шубарева Инна Владимировна,
Булаш Наталья Сергеевна,
преподаватели отделения
народных инструментов
г. Осинники
Аннотация
Тематическое мероприятие «В ритмах танца» адресовано обучающимся детских музыкальных школ, школ искусств, общеобразовательных школ и содержит воспитательную, обучающую и развивающую направленности.
Ведущие мероприятия знакомят слушателей с различными видами танцев, начиная от эпохи Барокко.
В содержании раскрывается история возникновения, становления и развития сарабанды, контрданса, бурре, менуэта, вальса и других танцев. Подчёркивается большая роль танцевальной музыки в культурной жизни человека.
Ведущие рассказывают слушателям о том, что искусство танца теснейшим образом связано с народной музыкой. В ярчайших танцевальных образах кадрили, мазурки, польки, чардаша, а также испанских и закарпатских танцев раскрывается характер, быт и культурные особенности каждого народа.
В ходе мероприятия ведущие подчеркивают, что национальным достоянием России является оркестр русских народных инструментов, основоположником которого явился Василий Васильевич Андреев.
Повествование ведущих иллюстрируется исполнением учащимися музыкальных произведений (танцев) на домре, балалайке, гитаре, баяне и аккордеоне. Сольные номера чередуются с ансамблевыми и оркестровыми. Яркие костюмированные танцевальные зарисовки наполняют сердца и души зрителей. Так же используются стихотворения, загадки и презентация с фотографиями и иллюстрациями, раскрывающими содержание тематического мероприятия.
Название мероприятия: «В ритмах танца».
Цель:
Расширение кругозора о танцевальной музыке народов мира через активную творческую деятельность.
Задачи:
1. Приобщить детей к истокам национальной культуры народов мира через народные танцы и песни.
2. Ознакомить слушателей с различными видами танцев разных эпох, от старинных до современных.
3. Стимулировать творческую инициативу у обучающихся, их творческую самореализацию.
4. Содействовать осознанию тесной взаимосвязи музыкального и танцевального искусства.
5. Усилить интерес к творческой деятельности, к навыкам сольного и коллективного музицирования.
6. Воспитывать любовь к русской национальной культуре через призму танцевального творчества.
Участники: Ведущие, учащиеся отделения народных инструментов, хореографический ансамбль.
№ |
Текст |
Музыкальные номера |
Комментарии |
Звучит фоновая музыка. Занавес открывается. Выходят двое ведущих. |
На проекторе заставка (слайд 1) |
||
1. |
Ведущий 1: Добрый день, уважаемые преподаватели, учащиеся и родители! Мы рады приветствовать вас в нашем уютном зале!
|
|
|
Звучат фанфары
|
|||
2. |
Ведущий 2: 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Наше мероприятие «В ритмах танца» приурочено к этому событию! Танцы, как и музыка, играют очень большую роль в развитии культуры человека. Люди танцевали еще с самых древних времен. Танцы – это развлечение, общение и способ самовыражения человека. Ведущий 1: Знающие люди говорят, что танцевать и находиться при этом в недобром расположении духа невозможно. И это верно, ведь танцы не только поднимают настроение! Они улучшают здоровье, развивают пластику, помогают находить общий язык с партнером. Танцы могут быть разными: медленными и быстрыми, классическими и современными. Ведущий 2: Сегодня, уважаемые гости, Вы познакомитесь с различными видами танцев. Учащиеся хореографического отделения покажут небольшие танцевальные зарисовки. Музыкальные номера будут исполнены учащимися отделения русских народных инструментов ДМШ. Ведущий 1: Итак, мы начинаем наше путешествие в удивительный, красочный и разнообразный мир музыки и танца со старинных танцев!
|
|
|
Звучит фоновая заставка
|
|||
3. |
Ведущий 2: Сарабанда – старинный трехдольный испанский танец в характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели траурный характер и даже исполнялись при погребениях героев, знатных людей. Согласно легенде, считается, что танец получил свое название благодаря красивой испанской девочке, которая танцевала этот танец, напевая мелодию очень серьезного характера. Она сопровождала свой танец только звуком кастаньет. Наивысшими достижениями в этом жанре являются сарабанды из инструментальных сюит Генделя и Баха.
|
|
(слайд 2) |
А. Корелли «Сарабанда». Исполняет Проскурин Матвей (балалайка) |
|||
4.
|
Ведущий 1: Контрданс – старинный народный танец английского происхождения. Возник в конце XVI века на основе хороводов и шествий в честь праздника весны. Первоначально являлся сельским танцем и имел веселый, жизнерадостный характер. Ведущий 2: В дальнейшем приобрёл некоторую чинность и сдержанность и стал популярным в высших кругах общества. Музыка контрдансов, написанная обычно в мажорном ладу, с разнообразным варьированием темы. Ведущий 1: Вашему вниманию предлагаем показ движений в контрдансе.
|
|
(слайд 3) |
Звучит фонограмма № 1 |
|||
Танцевальная зарисовка «Контрданс» Исполняют учащиеся 6 класса хореографического отделения
|
|||
Л. Бетховен «Контраданс». Исполняет Данилова Вероника (домра)
|
(слайд 4) |
||
И. Дюссек «Старинный танец». Исполняет Ковальчук Юля (балалйка)
|
(слайд 5) |
||
5. |
Ведущий 1: Балы...
балы... и Ведущий 2: Менуэт – старинный французский танец. В XVII веке король Людовик XIV открыл на него моду. Танцевальные движения были замысловаты. Поклоны, грациозные жесты и плавные приседания осваивались достаточно долго. Ведущий 1: Со второй половины XVIII века менуэт не только танец, но и инструментальная пьеса. Любовь к сочинению менуэтов проявили многие композиторы XIX и XX веков (Бетховен, Шуберт, Чайковский, Дебюсси, Прокофьев). Итак, менуэт!
|
|
(слайд 6) |
Звучит фонограмма № 2 |
|||
Танцевальная зарисовка «Менуэт». Исполняют учащиеся 6 класса хореографического отделения
|
|||
6. |
Ведущий 2: Бурре - старинный
французский народный танец.
|
|
(слайд 7) |
И. Гассе «Бурре и менуэт». Исполняет Кулеев Кирилл (балалайка) |
(слайд 8) |
||
7. |
Ведущий 1: Единство танца с песней – давняя традиция, имеющая место в фольклоре многих европейских народов. Поэтому одновременное сочетание танца с песней (так называемая «песнепляска») относится к самой распространённой музыкальной традиции. Ведущий 2: Наши следующие номера: «Милый Августин» и «Добрый жук» ярко демонстрируют это единство. Если внимательно прислушаться к ритму и мелодии данных песен, то можно почувствовать, что «Милый Августин» напомнит нам вальс, а песня «Добрый жук» отошлёт нас к задорной, озорной польке. |
|
|
Австрийская народная песня «Милый Августин». Исполняет Кузьмин Данил (аккордеон) |
(слайд 9) |
||
А. Спадавеккиа «Добрый жук». Исполняет Лука Эвелина (домра) |
(слайд 10) |
||
8. |
Ведущий 1: Танцы часто сопровождают различные народные гуляния и празднования, участие в которых с удовольствием принимают и взрослые, и дети. Ведущий 2: Они бывают коллективными и индивидуальными, под музыку или пение, также могут быть без музыкального сопровождения. Самая главная функция таких танцев – выражение радости и веселья.
|
|
|
Н. Чайкин «Танец Снегурочки». Исполняют Лука Эвелина (домра) и Бунин Илья (баян) |
(слайд 11) |
||
Б. Бухвостов «Новогодний танец». Исполняет Кольц Стёпа (аккордеон)
|
(слайд 12) |
||
9. |
Ведущий 2: Этот танец так прекрасен, Времени он неподвластен. Пары движутся, кружась, А зовётся танец…вальс. Ведущий 1: История вальса насчитывает чуть более двухсот лет. Вальс –танец юных, и это полностью отражено в его характере: стремительном, легком и жизнерадостном. Он приковывает взгляд своей энергичностью. Вальс буквально пропитан романтикой, она ощущается в каждом движении танцоров. Ведущий 2: Название танца происходит от немецкого слова «walzer», которое означает «кружиться», «вращаться». Вальс относится к бальным танцам, его исполняют двое — мужчина и женщина. Раньше его танцевали на балах, а теперь на торжественных мероприятиях и соревнованиях. Ведущий 1: Сейчас вам будут показаны вальсовые движения.
|
|
(слайд 13) |
Звучит фонограмма № 3 |
|||
Танцевальная зарисовка «Вальс». Исполняют учащиеся 6 класса хореографического отделения
|
|||
В. В. Андреев «Вальс». Исполняет Усольцев Роман (балалайка) |
(слайд 14) |
||
Я.Френкель «Вальс – расставание». Исполняет Аникина Софья (аккордеон) |
(слайд 15) |
||
10. |
Ведущий 1: Мазурка впервые
появилась в Польше. Для неё характерен трёхдольный размер, быстрый темп,
частые резкие акценты. Ведущий 2: На сегодняшний день мазурка существует в двух разновидностях: народный и бальный танец. Удаль, блеск и грация отличают ее от других танцев!
|
|
(слайд 16) |
Звучит фонограмма № 4 |
|||
Танцевальная зарисовка «Мазурка». Исполняют учащиеся 6 класса хореографического отделения
|
|||
11. |
Ведущий 1:Величайшие русские композиторы, такие как М.И. Глинка, А.К. Лядов, А.Н. Скрябин, П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев любили писать мазурки. Великий польский композитор Ф. Шопен написал более 60 мазурок. Ведущий 2: Вашему вниманию предлагаем мазурку русского композитора Александра Гречанинова в исполнении ансамбля «Гармоника», руководитель Ледяева И.Ф. |
|
(слайд 17) |
А. Гречанинов «Мазурка». Ансамбль баянистов и аккордеонистов «Гармоника» |
|||
12. |
Ведущий 1: Народные танцы отражают культуру и быт. С их помощью можно ощутить себя страстными испанцами или жгучими лезгинами, ощутить легкость ирландской джиги или радость единения в греческом сиртаки. Все народы считают свои танцы самыми красивыми, но сегодня мы сделаем акцент на испанских танцах. Ведущий 2: Испанские танцы принято подразделять на четыре группы: народные, фламенко, классические и современные. Фламенко – традиционный музыкально-танцевальный стиль, происходящий из Андалусии. В нём происходит слияние музыкального сопровождения, пения и танца. Танцы и песни фламенко сопровождаются гитарой и перкуссией: ритмическим битьем в ладоши, игрой на перкуссионном ящике (кахон), иногда — кастаньетами.
|
|
(слайд 18) |
Звучит фонограмма № 5 |
|||
Танцевальная зарисовка «Испанский танец». Исполняют учащиеся 6 класса хореографического отделения
|
|||
Л. Иванова «Испанская зарисовка». Исполняет Горячева София (гитара)
|
(слайд 19) |
||
13. |
Ведущий 1: Историю возникновения того или иного народного танца можно прочесть порой в его названии. Например, севильяна сложилась в Севилье, гренадина - в Гренаде. El Vito – традиционная народная песня и танцевальная музыка Андалусии, происхождение которой восходит к 16 веку. Ее название относится к Святому Виту, покровителю всех танцоров. El Vito обычно исполняется женщинами под гитарный аккомпанемент мужчин.
|
|
(слайд 20) |
Х. Аспиазу «Эль вито». Исполняет Сенцов Пётр (гитара) |
|||
14. |
Ведущий 1: Язык народного танца — это язык дружбы, ведь в танце люди общаются без словаря и переводчика. В ярчайших танцевальных образах раскрывается характер, бытовые и культурные особенности народа. Ведущий 2: Чардаш – один из наиболее популярных венгерских танцев, известный далеко за пределами Венгрии. По составу исполнителей танец принадлежит к смешанным: его танцуют и мужчины, и женщины. Популярности чардаша содействовали композиторы: Лист, Брамс, Монти.
|
|
(слайд 21) |
Венгерский народный танец «Чардаш». Исполняет Назимкина Софья (аккордеон) |
(слайд22) |
||
15. |
Ведущий 2: Имеет разные названия, Но все же виден общий стиль. С частушкой схожа без страдания Простая русская...кадриль Ведущий 1: Кадриль — парный танец. Само название “кадриль” схоже с французским словом “quadrille”, латинским “quadrum”. Из-за этого у многих возникают сомнения касательно того, где же зародился этот танец. Если верить историческим фактам, кадриль появилась во Франции. Ведущий 2: Быстро завоевав популярность, она покорила сердца любителей танцев во всём мире. В России кадриль стала национальным танцем, различающимся по регионам и областям. Существуют разные виды кадрили: московская, уральская, волжская и другие.
|
|
(слайд 23) |
Звучит фонограмма № 6 |
|||
Танцевальная зарисовка «Кадриль». Исполняют учащиеся 6 класса хореографического отделения
|
|||
А. Холминов «Кадриль. Исполняет Жека Макар (баян) |
(слайд 24) |
||
16. |
Ведущий 1: Танцевальные традиции множества европейских народов соединили в себе Карпатские танцы. Регион Карпат является одним из самых красочных этнических и культурных регионов Европы и имеет богатейшие традиции народных танцев. Ведущий 2: Это не преувеличение: в Карпатских танцах совершенно непостижимым образом сочетаются хороводы южнославянских народностей, виртуозные танцы румын, мужские танцы венгров, жителей Моравии и словаков, кадриль немцев и танцы с палками цыган.
|
|
(слайд 25) |
А. Доренский «Закарпатский танец». Исполняет Дымов Илья(баян) |
(слайд 26) |
||
17. |
Ведущий 2: С тобой мы движемся по кругу, И держишь ты меня за руку. Но не устали мы нисколько, Весёлую танцуя … польку. Ведущий 1: Полька – весёлый танец, появившийся в чешской провинции Богемия в середине XIX века. Её название происходит от чешского слова polka , что означает «половинный шаг». Хотя Родиной польки часто считают Польшу из-за созвучного названия, но это не так. Ведущий 2: Для того, чтобы танцевать польку, достаточно выучить несколько основных движений и исполнять их в быстром темпе. Польку, поистине, можно назвать интернациональным танцем. Внимание на сцену!
|
|
(слайд 27) |
Звучит фонограмма № 7 |
|||
Танцевальная зарисовка «Полька». Исполняют учащиеся 6 класса хореографического отделения
|
|||
Н. Чайкин «Полька». Исполняет Воробьёв Алексей (баян)
|
(слайд 28) |
||
18. |
Ведущий 1: Искусство танца теснейшим образом связано с народной музыкой. Несомненно, национальным достоянием России является именно оркестр русских народных инструментов. Его неповторимая тембровая палитра, выразительность, певучесть и виртуозное мастерство оркестрантов покоряют слушателей по всему миру. Ведущий 2: К выступлению на сцене готовится оркестр русских инструментов старших классов под руководством Аксёнова Юрия Геннадьевича. В исполнении оркестра прозвучит «Полька-балалайка» Василия Васильевича Андреева, знаменитого музыканта, основателя первого в России Кружка любителей игры на балалайке. Ведущий 1: Примечательно, что первое выступление этого уникального коллектива состоялось 20 марта 1888года. С тех пор эта дата считается днём рождения оркестра русских народных инструментов. Ведущий 2: Богатые традиции коллективного музицирования, заложенные В. В. Андреевым, являются ценнейшим средством приобщения широких масс к народной музыкальной культуре.
|
|
(слайд 29)
(слайд 30) |
В. Андреев «Полька – балалайка». Исполняет оркестр русских народных инструментов старших классов
Плясовой наигрыш «Ай, все, кумушки, домой»
|
(слайд 31)
(слайд 32) |
||
Звучит фоновая музыка |
|||
19.
|
Ведущий 1: Блеск огней, причёсок глянцы, Стук весёлых каблучков. Это танцы, это танцы Всех народов и веков! Ведущий 2: Дни бегут и годы мчатся Разных танцев лёгкий бег Будет вечно продолжатся. В них - прекрасен человек! Ведущий 1: Благодарим всех зрителей и участников сегодняшнего мероприятия! Ведущий 2: Желаем всем добра, тепла и радости! До новых встреч!
|
|
(слайд 33) |
Занавес закрывается |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.