Смена приоритетов в системе отечественного образования, новая образовательная стратегия, реализуемая ФГОС ООО, выдвигает в число важнейших задачу развития мотивационной сферы учащихся. Более пристальное внимание уделяется готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе мотивации к обучению и познанию. В этих условиях проблема развития мотивации достижения успеха обладает достаточно значимым потенциалом, предусматривая наличие в деятельности таких компонентов, как упорство в достижении цели, высокое качество работы, значительный уровень сложности решаемых задач и многие другие качества.
Поскольку учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, а получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Некоторые мотивы имеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие – дополнительное, но все они выступают в сложной взаимосвязи. Мотивация обучения – общее название процессов, методов, средств для учащихся к продуктивной познавательной деятельности. Ведущим фактором регулирующим активность, поведение вялятся мотивация.
Для создания учебного процесса необходимы условия, которые будут обеспечивать мотивацию, адекватную современным целям, содержанию и методам обучения, возрастным особенностям учеников и тенденциям их развития в целом.
Условия:
Во-первых, учебный материал должен учитывать возрастные потребности и зону ближайшего развития, вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать самолюбие учащихся, т. е. быть достаточно сложным хорошо иллюстрированным, занимательным, эмоционально насыщенным и необычно изложенным, опираться на прошлые знания, строиться на основе жизненных ситуаций, опыте самих учащихся.
Во-вторых, учебная деятельность через парные, групповые, бригадные формы работы создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная, дает установку на соревнование. Игровые формы и активные методы учебной деятельности также положительно влияют на мотивацию.
В-третьих, на стремление к достижениям влияет объективная и справедливая оценка педагогом деятельности учащихся, а также оценка учащимися собственных способностей – самооценка.
В-четвертых, немаловажное значение имеют положительные эмоции, переживание успеха и появление уверенности в своих силах.
Вместе с тем демократический стиль педагога в общении с учащимися является фактором эффективности этих условий. Таким образом, для развития положительной мотивации и коррекции негативной следует использовать все пути в комплексе, так как ни один путь сам по себе не может играть решающей роли.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.