«Смерть ради жизни» (по рассказу И. А. Бунина «Лапти»)
Цели урока:- познакомить с творчеством И. А. Бунина и рассказом «Лапти»;
-развивать умение анализировать прочитанное, развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, умение оценивать художественное произведение, понимать авторский «замысел»;
-воспитывать милосердие, доброту, умение сострадать другому человеку.
Тип урока: урок - размышление.
Используемые технологии: критического мышления, стратегии чтения (прогнозирование)
Методические приёмы: чтение с остановками (методическая стратегия), обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, дерево предсказаний, синквейн, опережающее задание.
Оборудование:
-тексты с рассказом И.А.Бунина «Лапти»,
-презентация о И.А.Бунине, по рассказу,
-запись музыки Свиридова «Метель»,
- выставка книг писателя.
Ход урока
Учитель |
Учащиеся |
I Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. У нас сегодня необычный урок. Поэтому я желаю вам познавательного путешествия в мир литературы
|
|
II Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с творчеством И.А.Бунина – одного из крупнейших писателей реализма ХХ века
В произведениях И.А.Бунина о русской жизни, созданных и на родине и за границей, встречаются самые разнообразные русские характеры: натуры широкие и открытые, глубокие и тихие, эгоистичные и щедрые. Они разнообразны, как разнообразен человек вообще. Тема нашего урока: «Смерть ради жизни» |
Рассказ ученика о писателе. Иван Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России. Великолепная природа, простой, незатейливый быт, домашнее воспитание наложили отпечаток на формирование его характера. До конца своих дней Бунин останется певцом русской деревни и патриархальных отношений. Писать Иван начинает рано, в семь лет, подражая Пушкину, Лермонтову. Сказалось дарование мальчика и семейные традиции. Он происходил из древнего дворянского рода, к которому принадлежали поэт В.А.Жуковский, поэтесса и переводчик А.П.Бунина, путешественник и географ П.П.Семенов-Тяньшанский. Первыми публикациями стали стихотворения «Над могилой Надсона» и «Деревенский нищий», появившиеся в 1887 году в провинциальной газете «Родина». В это время Бунин заканчивает свое образование под руководством старшего брата Юрия, который сумел дать ему, по некоторым сведениям, не только курс гимназии, но и университета. Произведения Бунина, посвящены чаще всего теме природы. Он по-своему видит и описывает изменения в помещичьей среде, выражая горечь и сожаление об уходящем укладе («Антоновские яблоки», 1900). Вместе с тем он не видит никаких светлых сторон, и картина жизни русского крестьянства получается у него достаточно мрачной («Деревня», 1910). Бунин получает литературное признание и знакомится с М.Горьким, который уже в 1911 году считает его «лучшим современным писателем». Иван Алексеевич в 1909 году был избран почетным академиком Российской Академии наук, к этому времени он был европейски известным писателем. Как переводчик он был известен уже в конце ХIХ века, когда за перевод «Песни о Гайавате» получил Пушкинскую премию. Октябрьскую революцию Бунин встретил откровенно враждебно и в 1920 году эмигрировал вместе с семьей во Францию. Оказавшись в эмиграции, он продолжает много и плодотворно работать, совершенствует технику письма. Разнообразны и художественные приемы: действие ведется то от первого, то от второго лица, свободно соединяются временные планы, углубляется даль, переходящая на уровень образа-символа. В 1933 году вместе с И.Шмелевым и Д.Мережковским Бунина выдвигают на Нобелевскую премию, и он получает ее «за строгое мастерство, с которым развивает традиции русской классической прозы». Писатель прекрасно осознавал, что тем самым была отдана дань и русской литературе, сохранившейся в сложных условиях эмиграции. Однако дальнейшая жизнь Бунина складывалась нелегко. Несмотря на то, что он выпускает 11-ти собрание сочинений, книги его выходят малыми тиражами. Больной писатель умирает в 1953 году, тоскуя по Родине, куда он так и не смог вернуться.
|
III.Мотивация. -Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
- Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»?
-А можно ли погибнуть в мирное время? - Посмотрите на название рассказа, который мы сегодня будем изучать. Слайд на экран «Лапти».
- Как вы думаете, как будет связана тема урока с названием рассказа?
-Предлагаю начать читать рассказ, но не весь сразу, а поэтапно останавливаться и обсуждать прочитанное. |
-О войне. -О смерти.
- Когда смерть помогла кому-то выжить
-Приводят примеры.
-Сначала учащиеся ставят цели урока, затем вместе с учителем: проанализировать рассказ и подумать над высказыванием «смерть ради жизни».
|
IV.Осмысление содержания. Чтение учителем (можно подготовленным учащимся) до слов(…ужас дойти!) 1-я остановка. -С какими героями вы познакомились? - Вам встретилось слово «фуксин» -Кто может сказать, что оно обозначает? (на слайде читаем: Фуксин - красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи. -В какое время года происходит действие рассказа?
- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
-Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?
- Что просит больной ребёнок?
- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?
Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.
- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?
- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование)
- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?
- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?
- Об этом узнаем из следующего отрывка (читаем до слов ... степном море)
2 остановка. - Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?
- Что взял с собой Нефёд? Для чего?
- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём?
- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?
- Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Читаем до слов...стук в окно - Переживали ли домашние о Нефёде?
-Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно. Зачитайте из текста.
- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?
- Так ,что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.
3- я остановка - Почему автор назвал этот стук зловещим?
- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков?
- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?
- Ребята, на Руси было народное поверье, что, если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? Ради чего?
- Как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?
-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?
V.Физкультминутка. А сейчас представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. Протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.
VI Обобщение и систематизация. Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд - носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся. – Какой русский характер показал И.А.Бунин в образе Нефеда?
– Типичен ли данный характер для русских людей? – В идейном содержании произведения часто имеет значение его название. Данное название символично. Что оно символизирует?
– Что, кроме сказанного, открыл вам Бунин в рассказе «Лапти»?
VI.Рефлексия.
- Вы сегодня очень хорошо работали. Я вам предлагаю составить синквейн по теме нашего урока. Я даю вам слова- подсказки: лапти, смерть, Нефёд, мальчик, вьюга, стук, барыня, беда .(схема синквейна на экране) Проверка синквейнов. Учащиеся зачитывают их вслух
Итог урока. - Что понравилось сегодня на уроке?
VII.Домашнее задание( по выбору): 1) пересказ рассказа «Лапти» 2) Бунин дает Нефеду портрет без глаз, без взгляда: «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки…» Почему? Составить характеристику Нефёда. 3)Написать мини-сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигам» (д/з на экране) VIII. Оценки за урок.
|
-Больной ребенок, Нефед, барыня, муж.
-Вьюжной зимой.
-Пятый день несло непроглядной вьюгой.
-Эпитет - «непроглядная вьюга»
-Больной ребёнок просит красные лапти
-У крестьянских детей.
-Нефёд был слугой.
-Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный...
-Добрые. Она называет его Нефёдушкой.
Варианты ответов детей
- Да.
- Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель.
- Догадывался.
- Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.
-Варианты ответов учащихся.
- Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.
- Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.
- Он предвещает что- то плохое.
- Так как привезли мертвое тело Нефёда
- Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.
-Думаю, что он выздоровеет
-Да. Ради жизни мальчика.
- Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.
-Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.
- Способный к самопожертвованию
Мини-дискуссия 1) Тяжелую болезнь ребенка; 2) надежду на выздоровление; 3) желание помочь; 4) способность к самопожертвованию; 5) горечь смерти; 6) уважение автора к крепостным людям.
1) Между помещиками и слугами могли быть почти родственные отношения. 2) Не социальное положение ценно, а человеческое содержание.
Пример: Нефед Добрый бескорыстный Идет, находит, погибает Смерть ради жизни Сочувствие
Высказывания детей . |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.