Смерть ради жизни в рассказе И.А. Бунина «Лапти»
Оценка 4.9

Смерть ради жизни в рассказе И.А. Бунина «Лапти»

Оценка 4.9
docx
16.01.2023
Смерть ради жизни в рассказе И.А. Бунина «Лапти»
И.А. Бунин Лапти.docx

Урок 50. Смерть ради жизни в рассказе И.А. Бунина «Лапти»

Эпиграф урока: Жизнь нуждается в милосердии…

Андрей Дементьев

1. Орг.этап

2. Актуализация знаний

- Сегодня мы познакомимся с творчеством выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. Всё это об Иване Алексеевиче Бунине

Проверка домашнего задания. На что советует обратить внимание Паустовский при чтении бунинских произведений?

3. Мотивация

- Как вы понимаете слова, записанные на доске «Смерть ради жизни»?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О войне; о смерти.)

- Прочитайте эпиграф к уроку.

- Что такое милосердие? Подберите синонимы.

- Милосердие- готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.

- Как вы понимаете слова современного поэта Андрея Дементьева?

- В чём перекликается эпиграф со словами «смерть ради жизни»?

- Откройте учебники на стр 109 и посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать.(«Лапти»)

- Как вы думаете, о чём этот рассказ и почему он так назван?

4. Целеполагание

- Предположите как будет связан эпиграф и слова «смерть ради жизни» с названием рассказа?

- Как бы вы сформулировали тему урока?

- Что нам необходимо узнать на уроке? Как мы этого будем достигать? (проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни»)

5. Аналитическая беседа по тексту художественного произведения

- Обратимся к рассказу И.Бунина «Лапти». Написан он в 1924 году. Как вы думаете, можно ли по заглавию определить, о чем это произведение, когда и где происходит действие, кто является героем рассказа? (Он о деревенской жизни. В нём, наверное, повествуется о детях, которые живут в деревне.)

- Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками.

 

До слов «- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!.. »

- С какими героями мы познакомились? (Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.)

Словарная работа.

- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает? (Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)

- В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой.)

- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте. (Пятый день несло непроглядной вьюгой.)

- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»)

- Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

- Как вы думаете, где  мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)

- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.

- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? (Нефёд был слугой.)

- Каким вы его себе представляете? (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзныйучастливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили? (Добрые. Она называет его Нефёдушкой.)

- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?

- Об этом узнаем из следующего отрывка.

«…Еще подумал.» до слов  «, куда-то бешено несущемся степном море…»

- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? (Да.)

- Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал,  как средство опоры в метель.)

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)

- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? (Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.)

- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?

- Читаем дальше.

 

«…Пообедали, стало смеркаться, смерклось» до слов «затем торопливый зловещий стук в окно…»

- Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста. (Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.)

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? (Он предвещает что-то плохое.)

- Что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.

 «…Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,» до слов «За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.»

- Почему автор назвал этот стук зловещим? (Так как привезли мертвое тело Нефёда.)

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? (Да. Раскопав Нефёда,  мужики поняли, что жильё близко.)

- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)

- Есть народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)

- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок

- Какой вывод мы можем сделать, прочитав рассказ? (Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.)

7. Домашнее задание. Записать характеристику Нефёда (рассказ И.А. Бунина «Лапти») в виде синквейна.

8. Рефлексия. правая строка – существительное, отражающее  главную идею;

вторая строка – два прил, описывающие основную мысль;

третья строка – три гл, описывающие действия в рамках темы;

четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

пятая строка – синоним к первой строке.


 

Урок 50. Смерть ради жизни в рассказе

Урок 50. Смерть ради жизни в рассказе

До слов « - Бог с тобой, до Новоселок шесть верст!

До слов « - Бог с тобой, до Новоселок шесть верст!

Пообедали, стало смеркаться, смерклось » до слов « затем торопливый зловещий стук в окно… » -

Пообедали, стало смеркаться, смерклось » до слов « затем торопливый зловещий стук в окно… » -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.