Урок 50. Смерть ради жизни в рассказе И.А. Бунина «Лапти»
Эпиграф урока: Жизнь нуждается в милосердии…
Андрей Дементьев
1. Орг.этап
2. Актуализация знаний
- Сегодня мы познакомимся с творчеством выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской души. Всё это об Иване Алексеевиче Бунине
Проверка домашнего задания. На что советует обратить внимание Паустовский при чтении бунинских произведений?
3. Мотивация
- Как вы понимаете слова, записанные на доске «Смерть ради жизни»?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О войне; о смерти.)
- Прочитайте эпиграф к уроку.
- Что такое милосердие? Подберите синонимы.
- Милосердие- готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.
- Как вы понимаете слова современного поэта Андрея Дементьева?
- В чём перекликается эпиграф со словами «смерть ради жизни»?
- Откройте учебники на стр 109 и посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать.(«Лапти»)
- Как вы думаете, о чём этот рассказ и почему он так назван?
4. Целеполагание
- Предположите как будет связан эпиграф и слова «смерть ради жизни» с названием рассказа?
- Как бы вы сформулировали тему урока?
- Что нам необходимо узнать на уроке? Как мы этого будем достигать? (проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни»)
5. Аналитическая беседа по тексту художественного произведения
- Обратимся к рассказу И.Бунина «Лапти». Написан он в 1924 году. Как вы думаете, можно ли по заглавию определить, о чем это произведение, когда и где происходит действие, кто является героем рассказа? (Он о деревенской жизни. В нём, наверное, повествуется о детях, которые живут в деревне.)
- Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками.
До слов «- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!.. »
- С какими героями мы познакомились? (Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.)
Словарная работа.
- Вам встретилось слово «фуксин». Кто знает, что оно обозначает? (Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.)
- В какое время года происходит действие рассказа? (Вьюжной зимой.)
- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте. (Пятый день несло непроглядной вьюгой.)
- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении? (Эпитет – «непроглядная вьюга»)
- Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)
- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.)
- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.
- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд? (Нефёд был слугой.)
- Каким вы его себе представляете? (Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)
- Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили? (Добрые. Она называет его Нефёдушкой.)
- Как вы думаете, пойдёт ли Нефёд в Новосёлки, до которых шесть вёрст?
- Об этом узнаем из следующего отрывка.
«…Еще подумал.» до слов «, куда-то бешено несущемся степном море…»
- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки? (Да.)
- Что взял с собой Нефёд? Для чего? (Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал, как средство опоры в метель.)
- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался.)
- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? (Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек.)
- Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?
- Читаем дальше.
«…Пообедали, стало смеркаться, смерклось» до слов «затем торопливый зловещий стук в окно…»
- Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)
- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста. (Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.)
- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? (Он предвещает что-то плохое.)
- Что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка.
«…Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело,» до слов «За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.»
- Почему автор назвал этот стук зловещим? (Так как привезли мертвое тело Нефёда.)
- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? (Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.)
- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? (Думаю, что он выздоровеет.)
- Есть народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.
- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика.)
- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.)
-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.)
6. Подведение итогов урока. Выставление оценок
- Какой вывод мы можем сделать, прочитав рассказ? (Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию. Главный герой рассказа Бунина Нефёд – носитель дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброты, милосердия, сострадания, человеколюбия. Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим русским эмигрантам, никогда не жалел ничего для нуждающихся.)
7. Домашнее задание. Записать характеристику Нефёда (рассказ И.А. Бунина «Лапти») в виде синквейна.
8. Рефлексия. правая строка – существительное, отражающее главную идею;
вторая строка – два прил, описывающие основную мысль;
третья строка – три гл, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – синоним к первой строке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.