Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Алеховщинская средняя общеобразовательная школа»
Смешанное обучение на уроках истории и обществознания как средство формирования метапредметных результатов.
Работа выполнена:
учителем обществознания
МКОУ «Алеховщинская средняя
общеобразовательная школа»
Неёловой Мариной Викторовной
Содержание
Введение. 6
Организационно-педагогические условия реализации технологии смешанного обучения на уроках обществознания и истории. 8
Оценивание результатов учебной деятельности школьников при реализации технологии смешанного обучения на уроках истории и обществознания. 17
Результативность применения технологии. 19
Заключение. 29
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ по теме: «Социальный прогресс и развитие общества» (8 класс) 30
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Скриншот «Перевёрнутый класс». 33
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Работы учащихся. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ №4. Критериальное оценивание учебных результатов групповой работы на уроке обществознания в 8 классе по теме: «Развитие общества». 38
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5. Транслируемость опыта. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ №6. Отзывы о работе. 42
Список использованной литературы. 46
Введение
Современный этап развития образования в России, введение новых образовательных стандартов ориентирует на переход от обучения, в котором ученик выступает в качестве объекта воздействия учителя, к обучению, в котором обучаемый становится субъектом и является разработчиком, исследователем, испытателем и аналитиком, а учитель - координатором, куратором, партнёром и экспертом. Изменить характер взаимоотношений педагога и обучаемого, перенести акцент с первостепенной важности предмета на ученика позволяет технология смешанного обучения.
В отечественной и зарубежной педагогике смешанное обучение трактуется как некий формат учебных курсов, при котором в дистанционном обучении применяются активные методы обучения [1]; как модель использования информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов дистанционного обучения [2]; как обучение, сочетающее различные виды учебных мероприятий, включая очное обучение в классе, онлайн электронное обучение и самообучение на рабочем месте; как объединение строгих формальных средств обучения с неформальными средствами [3].
Модели реализации технологии смешанного обучения в современной российской школе включают в себя три компонента: компонент традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса; компонент интерактивного взаимодействия, опосредованного компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными информационно-образовательными онлайн-ресурсами; компонент самообразования обучающихся.
Включение в учебный процесс технологии смешанного обучения предоставляет обучающимся новые возможности по самостоятельному изучению школьных предметных курсов; многоаспектной проверке качества знаний по предмету; онлайн общения с одноклассниками и педагогами.
Содержание смешанного обучения сочетает с одной стороны современные научные знания и общественные потребности в изучаемой дисциплине, с другой, личностно-значимые задачи, способствующие развитию обучающегося. Процедура реализации технологии смешанного обучения основывается на применении системно-деятельностного подхода, включении новой оценочной процедуры на основании разработки системы критериев и показателей оценки учебных достижений.
Организационно-педагогические условия реализации технологии смешанного обучения на уроках обществознания и истории.
Построение учебного процесса на основе применения технологии смешанного обучения позволяет обеспечить более качественное и системное выполнение задач, поставленных ФГОС нового поколения, а именно дать возможность обучающимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая организацию усвоения, то есть умение учиться.
Под организационно-педагогическими условиями реализации технологии смешанного обучения на уроках обществознания и истории рассматривается
совокупность взаимосвязанных компонентов, необходимых для организации учебного процесса через реализацию системно-деятельностного подхода, основанного на эффективном использовании современных средств и методов передачи знаний и принципиально новых критериев оценки учебных достижений школьников. Развитие социальных сетей и других инструментов современного Интернета предопределили необходимость их использования в школьном образовании. Это позволило взаимодействовать со школьниками в социальных сетях на уроках, в рамках внеурочной деятельности, в процессе выполнения домашних заданий. До появления сайта, отсутствие прямого контакта с учителем было заменено возможностью использования социальной сети «В Контакте», где была создана специальная группа и электронной почтой учителя. Видеоматериал по теме смешанного обучения размещен на интерактивной доске Padlet - https://padlet.com/yagodova57/560t5wlp43aw .
С прошлого года совместными усилиями с учителем информатики для учащихся 8 классов создан учебный сайт http:newschooltechnology.jimdo.com, где размещаются видео-уроки по темам, обучающие квесты, тесты и задания, а также интерактивные упражнения разных видов («поиск соответствий», кроссворды, «перепутанные предложения», задания на выбор альтернатив). Учащимся также предлагается самим создавать обучающие игры по теме, строить диаграммы с помощью сервиса Classtools.net.
Если обучающее видео не содержит задания, то учащимся предлагается самим составить несколько вопросов к нему. Просмотреть учебный материал можно как на уроке, так и дома в любое удобное время, в удобном месте и сколь угодное количество раз, если материал сложный для понимания.
Разработка организационно-педагогических условий происходила с учётом специфики обучения обучающихся (8) класса, участвующего в апробации технологии смешанного обучения, в соответствии с содержанием программы курсов истории и обществознания основного общего образования с привлечением интернет-ресурсов.
Первым условием реализации технологии смешанного обучения является сочетание и чередование очного и электронного обучения и взаимодействия (группа «Ротация», модели «Смена рабочих зон», «Перевёрнутый класс»).
При реализации модели «Смена рабочих зон» работа организуется внутри класса, который делится на несколько групп. Для каждой группы создаётся своя зона - это зона непосредственного взаимодействия с учителем, зона работы online, зона самостоятельной работы в группах и индивидуальной самостоятельной работы. Во всех зонах работа происходит по инструкции учителя. При организации работы на подобных уроках его итогом является созданный обучающимися продукт учебной деятельности (Приложение №1).
Эффективность применения данной модели зависит от уровня подготовки учащихся, от их умения учиться самостоятельно, выбирать оптимальные для них формы представления учебного материала. Необходимо отметить, что данная разновидность модели является наиболее сложной в плане организации и реализации, так как её использование требует сложного зонирования учебного помещения, либо выделения дополнительных помещений. Преимуществом данной модели является то, что со временем возможно снижение временных затрат на включение обучающихся в соответствующий вид деятельности.
Модель «Перевёрнутый класс» используется в том случае, если обучающиеся в классе незначительно различаются по своим психологическим особенностям, уровню мотивации, сформированности ИКТ-компетентности и регулятивных универсальных учебных действий. В этом случае класс может работать как одна группа (или несколько групп), для которой чередуются компоненты очного и электронного обучения.
Реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. При планировании урока педагог особое внимание обращает на отбор материала для самостоятельного изучения, способы мотивации обучающихся на выполнение опережающего домашнего задания, составление чётких инструкций (Приложение №2). На учебном занятии (в классе) организуется практическая деятельность по отработке знаний, умений. Причем это может быть как индивидуальная, так и групповая работа (создание текста, электронных таблиц, совместных презентаций, различных тестов, календарей, буклетов). (Приложение №3).
Для педагога модель «Перевернутый класс» позволяет качественно оценить перспективы развития каждого ученика, способы мотивации к учебной деятельности, спланировать ожидаемые результаты. Организация учебного процесса с использованием данной модели не требует зонирования классной комнаты или дополнительных помещений. При работе в режиме «Перевёрнутый класса» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных компетенций (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных компетенций (самоорганизация, управление временными ресурсами).
Рассмотрим второе условие с позиции основных дидактических требований к проектированию современного урока, который призван решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных, а также личностных результатов обучающихся.
Реализация моделей смешанного обучения позволяет спроектировать урок исходя из новых требований к формулированию темы урока, его целей и задач, планированию деятельности обучающихся, осуществлению контроля и коррекции их деятельности, оцениванию и формированию домашнего задания. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа при смешанном обучении становится главным деятелем, а учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, то есть быть вдохновителем учащихся.
Обучающиеся являются непосредственными участниками процесса формулирования темы, цели и задач урока, выявления их актуальности; принимают активное участие в планировании способов достижения намеченной цели; осуществляют учебные действия по намеченному плану, а также контроль (самоконтроль и взаимоконтроль); формулируют затруднения и осуществляют коррекцию деятельности; дают оценку своей деятельности по её результатам.
Учитель на любом этапе урока консультирует, советует, помогает. При правильной организации деятельности школьников учителю уже на этапе планирования урока видно насколько качественно будет идти процесс формирования метапредметных и личностных результатов. Поэтому при разработке урока по технологии смешанного обучения особое внимание уделяется процессу целеполагания (Приложение №1,3).
Реализация моделей смешанного обучения, в первую очередь, предполагает наличие у педагогов знаний и умений, обеспечивающих осуществление целенаправленной работы по формированию универсальных учебных действий обучающихся. Поэтому следующим педагогическим условием рассмотрено осуществление целенаправленной и систематической работы по повышению эффективности педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов.
Применение технологий смешанного обучения коренным образом изменяет роль педагога, которая переходит на уровень тьютора, консультанта. Задача педагога заключается в оказании педагогической поддержки, помощи школьникам в их продвижении к намеченной цели. Преподавателя-тьютора отличают следующие профессиональные качества: высокий профессионализм и компетентность в предметной области знаний; широта мышления и взглядов; высокий уровень коммуникабельности, толерантности; лидерские способности и умение работать в команде, разрешать конфликтные ситуации, брать ответственность на себя; поведенческая позиция не «над» школьником, а рядом, вместе; владение навыками индивидуальной и групповой рефлексии.
При реализации технологии смешанного обучения, педагог совместно с обучающимися выстраивает их индивидуальные образовательные траектории как на уроке, так и вне его; организует разные виды деятельности с использованием информационно-образовательных ресурсов; координирует деятельность учеников как очно, так и дистанционно. Педагог должен обладать умением возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения и т.д. Организация педагогического процесса в первую очередь призвана обеспечивать его эффективность и включать в себя ряд умений: планировать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для организации деятельности школьников и т.д.
Исходя из вышесказанного следующим педагогическим условием, обеспечивающим эффективность реализации технологии смешанного обучения, является оптимальное сочетание форм, методов и средств обучения, адекватных программному содержанию истории и обществознания, направленных на формирование универсальных учебных действий.
В качестве основных форм организации деятельности школьников на разных этапах реализации моделей «Перевёрнутый класс» и «Смена рабочих зон» наиболее оптимальным является сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных, реальных и виртуальных форм.
Фронтальная форма организации предполагает деятельность в системе «преподаватель - школьники». В силу того, что продуктивная деятельность здесь несколько ограничена, данная форма организации применяется достаточно редко и только в тех случаях, когда либо осуществлялась организация класса к учебной деятельности, либо на этапе рефлексии учебной деятельности.
Индивидуальная форма работы применяется в том случае, когда школьники, выполняя самостоятельно задание, вступают во взаимодействие с преподавателем. Данная форма работы необходима тогда, когда требуется проявление индивидуальных творческих способностей при выполнении задания и подразумевает персонализацию учебного процесса (не просто учёт особенностей, а участие ребёнка в построении собственной траектории).
Групповая форма работы имеет немало преимуществ по сравнению с фронтальной и индивидуальной формами и применяется на всех этапах урока: при генерировании идей, активизации творческого мышления, выработке умений решать проблемы, презентации проектного задания, обсуждении результатов работы.
При реализации моделей смешанного обучения деление класса на группы происходит в зависимости от уровня усвоения материала, специфических педагогических целей, индивидуальных особенностей детей и при этом для каждой группы выстраивается свой маршрут. Групповая работа на уроках может вестись в так называемых псевдогруппах, традиционных учебных группах и продуктивных группах.
Объединение школьников, от которых требуется работать вместе, но у которых в этом нет внутренней потребности и совместного, объединяющего их интереса происходит в псевдогруппах. Как показал опыт работы по реализации моделей смешанного обучения, действия школьников в таких группах слабо скоординированы, отношения внутри группы относительно обособленны, причем одни школьники пытаются решить свои проблемы за счет других, их деятельность в подобных группах затруднена, а ее результаты ниже, чем индивидуальные успехи. Общение внутри группы не всегда носит конструктивный характер, отвлекает, а не настраивает на взаимную деятельность.
Традиционные (обычные) учебные группы образовывают обучающиеся, которые работают вместе, но не мотивированы на это, и соответственно продуктивность их деятельности также невысока. Члены группы обмениваются необходимой информацией на этапе планирования и конструирования деятельности, а затем работают индивидуально, где каждый школьник отвечает за какой-то отдельный фронт работ, и вновь объединяются на этапе презентации. В итоге школьникам не удаётся добиться действительно высокого уровня результативности и сплоченности групповой работы.
Деятельность продуктивных (эффективных) групп отличается тем, что все ее члены не только работают вместе, но и ощущают в этом насущную потребность, поэтому сознательно и активно вступают в кооперацию друг с другом. Чувство доверия, ответственности, взаимопонимания, сопереживания за действия и успех своих партнёров и группы в целом свидетельствует о высоком уровне ее сплоченности. Каждый член группы готов оказать и одновременно принять необходимую помощь, отношения между ними и педагогом-консультантом носят характер сотрудничества и сотворчества при постоянном педагогическом сопровождении и педагогической поддержке со стороны педагога.
Средства обучения при реализации технологии смешанного обучения выбираются сообразно целям, содержанию, формам и методам обучения, с учетом их адекватности и эффективности при сочетании в учебном процессе, и реализуются в виде учебно-методического комплекса материалов, включающего учебные пособия, рабочие тетради, буклеты заданий, инструкции, методические материалы, пособия по самообучению, аудио-, видеоматериалы, CD. Какизвестно, без ощущений, без живого созерцания невозможно познание — к каким бы уровням абстракции наука ни прибегала. Чувственное, живое созерцание составляет первоначальный (исходный) этап процесса познания. Самые сложные абстракции базируются всегда на чувственном материале, на фактах наблюдения, что, естественно, придает огромное значение для развития воображения и фантазии. При формировании знаний необходимо снабдить школьников «данными наблюдений», образами, создать условия для «живого созерцания». Эту задачу решают экранно-звуковые средства обучения – учебные кинофильмы. Отображая действительность, они позволяют в классе оперировать непосредственно фактами жизни, науки. Фильм не содержит полноценного знания об объекте, а является лишь источником, дающим материал для размышления и воображения.
Цель школы – воспитать поколение думающих, ответственных, умеющих самостоятельно добывать и применять знания граждан. История – предмет, прежде всего, нравственно-этического характера и его задача – воспитывать через сопереживание участников исторического процесса, умеющих анализировать факты истории человечества. Частичному решению данной задачи способствует применение в процессе обучения смешанного обучения.
Отметим, что никогда еще этот навык не был так важен, как сегодня, поскольку роль наблюдения в производстве, труде и в самых различных областях человеческой деятельности резко возросла. Технологические процессы, авиация, транспорт, связь, медицина и даже педагогика ныне все больше и больше связаны с информацией, получаемой через прибор, экран. Всякое наблюдение есть начало анализа, абстрагирования, отбора фактов для определения их сущности. «При каждом внимательном взгляде, брошенном на мир, мы уже теоретизируем», – справедливо отмечал Гёте.
Выбор методов обучения при реализации технологии смешанного обучения обусловлен эффективностью вовлечения школьников в учебную деятельность. Наряду с традиционными вербальными методами (рассказ, объяснение, показ, демонстрация) и методом информационной поддержки, которые необходимо на этапе погружения школьников в учебную деятельность, наиболее продуктивными являются алгоритмический метод, метод эвристических вопросов, метод мозгового штурма, метод «если бы».
Алгоритмический метод позволяет выстроить чёткую структуру действий при организации групповой деятельности школьников, определить объём познавательных и творческих заданий, последовательность выполнения технологических операций, оформление результатов и подготовку к презентации проектных заданий (Приложение №2).
Метод эвристических вопросов наиболее эффективен на этапе генерирования идей в группе. Суть этого метода заключается в поиске ответов на семь ключевых вопросов: «Кто?», «Что?», «Зачем?», «Где?», «Чем?», «Как?», «Когда?». Ответ на эти вопросы каждого члена группы и дискуссия после обсуждения порождают необычные идеи и решения задач.
Метод «Если бы...», применяется тогда, когда школьникам предлагается составить описание того, что произойдет, если..., и даются варианты непредвиденных обстоятельств, условий, на которые они не рассчитывают или не особо берут их во внимание, либо когда разрабатывается план решения задачи. Этот метод не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять особенности того или иного процесса, предвосхитить возможные варианты его протекания и быть готовым к неожиданностям и возникающим трудностям.
Метод мозгового штурма заключается не только в сборе как можно большего числа идей, предложений по разрабатываемому заданию, но и в раскрепощении школьников в высказывании собственных мыслей, предположений, догадок, что позволяет им освободиться от инерции мышления, стереотипов в восприятии многих психолого-педагогических проблем, устранить психологическую и эмоциональную зажатость, проявить выдержку и корректность в принятии и понимании чужой точки зрения.
Разнообразие форм и методов, применяемых при организации учебной деятельности школьников на уроках истории и обществознания наряду с реальным качественным результатом (сформированными УУД) позволяет создать у них интерес к учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.
Таким образом, отмеченное выше позволяет сделать вывод, что реализация технологии смешанного обучения проходит наиболее успешно при комплексном соблюдении вышеназванных организационно - педагогических условий, требующих от педагога высокого уровня профессиональной подготовки, творческого мастерства, осознания актуальности проблемы формирования у школьников универсальных учебных действий.
Оценивание результатов учебной деятельности школьников при реализации технологии смешанного обучения на уроках истории и обществознания.
При смешанном обучении организация учебного процесса является эффективной только тогда, когда существует взаимосвязь цели и результата. В связи с этим учитель должен чётко формулировать ожидаемые результаты и сразу же продумывать, как он будет проверять их достижение. Эти два момента являются ключевыми.
Реализуя технологию смешанного обучения, необходимо непрерывно осуществлять мониторинг учебного процесса и комплексный анализ промежуточных результатов деятельности каждого ученика. Каждый этап урока и вид деятельности школьников имеет оценку согласно разработанной системе критериев. Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю - это определение степени приближения ученика к данной цели (Приложение №4).
Принципом оценивания является не вычитание баллов за ошибки, а определение соответствия эталону (критериальное оценивание), чем больше соответствие, тем выше балл. Эталон предъявляется ученику одновременно с заданием. Например, прежде чем писать эссе, учащийся должен четко представлять, что от него требуется, из каких аспектов складывается «отличное» эссе. Кроме того, ему должен быть известен и алгоритм «начисления» баллов - инструкция по оцениванию (рубрикатор). При этом механизм оценивания становится прозрачным для школьников. Рубрикатор - это своего рода «общественный договор», особенно если инструкция по оцениванию составляется вместе с учениками. Рубрикатор - это механизм оценивания работы учащегося, а не его самого. Учитель - не судья, а эксперт, оценивающий работу. Таким образом, использование критериального оценивания меняет отношения между учителем и учеником.
Ожидаемые результаты:
• более качественное и системное выполнение задач, поставленных ФГОС нового поколения;
• максимальная объективизация процедуры и результатов оценивания;
• смешанное обучение позволяет внести разнообразие при выборе форм организации обучения;
• использование новых видов контроля и коммуникации в педагогическом процессе;
• повышение мотивации познавательной деятельности обучающихся; развитие их самоорганизации, самостоятельности, саморефлексии, формирование ответственности за результаты учебной деятельности;
• возможность организовывать качественную работу с высокомотивированными учениками.
Таким образом, критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. Оценка результатов позволяет корректировать содержание учебного материала, выбор форм, методов, средств обучения, деятельность обучающих и обучаемых на отдельных этапах, соотносить полученный результат с поставленной целью и определять пути коррекционной работы.
Результативность применения технологии.
Для педагогов - это новый шаг в организации образовательного процесса. Учитель, выстраивая урок по модели смешанного обучения, должен полностью перестроиться, на таком уроке он уже не является главным источником информации, он тьютор, он организатор самостоятельной работы обучающихся.
Уроки с использованием технологии смешанного обучения проходят в кабинете проектной деятельности. Материально-техническая база данного кабинета включает в себя:
13 рабочих мест, подключенных к школьной локальной сети, имеющей автономный доступ к сети Интернет, интерактивную доску, мультимедийный проектор, веб-камеру, МФУ.
Организация индивидуальных занятий обучающихся в свободное время осуществляется в домашних условиях. Для обеспечения выполнения школьниками домашних заданий на учебном сайте был проведён опрос родителей о наличии компьютера и автономного доступа к сети Интернет в домашних условиях, по результатам которого выяснилось, что все дети имеют необходимое оборудование. Поэтому все обучающиеся не имеют преград для выполнения домашнего задания, хотя отмечают, что иногда не могут попасть на этот контент из-за технических работ на сайте.
Апробация эксперимента не проходила гладко. Трудности возникали не только технического, но и психологического плана.
Аудитория родителей отнеслась к внедрению эксперимента настороженно (это видно на диаграмме):
Родительская общественность была обеспокоена тем, что детям придётся проводить больше времени за компьютером, что приведёт к ухудшению здоровья школьников. Но уже по результатам третьей четверти родители стали отмечать, что информационно-коммуникационные технологии их детьми стали использоваться больше в образовательных целях, чем в бесконечном общении в социальных сетях, играх и т.д., что в итоге способствует повышению мотивации обучения и формированию информационной компетенции обучающихся, самостоятельности, самоорганизации. По результатам итогового опроса мнение родителей по внедрению эксперимента стало более устойчивым. Большинство родителей дали свое согласие на дальнейшее проведение эксперимента.
На начальном этапе эксперимента технология смешанного обучения очень тяжело "вживалась" в процесс проведения учебных занятий. Трудно было перестроиться и педагогу, и обучающимся: учителю необходимо было освоить новую для себя роль тьютора, а ребятам страшно: «вдруг ошибутся». Педагоги-апробаторы изначально не могли оптимально сочетать «сильные» стороны традиционного обучения с преимуществами дистанционных технологий.
В рамках внедрения эксперимента постепенно были разрешены эти проблемы.
Соотношение использования в рамках смешанной формы обучения традиционной очной формы обучения и дистанционного обучения может отличаться и зависит от большого количества факторов, к которым в том числе относятся:
• предметная область, по которой планируется проведение обучения;
• предполагаемый возраст учащихся;
• уровень подготовки школьников;
• инфраструктура, которая может быть использована для проведения
обучения (в том числе техническая инфраструктура)
Совершенно новым в смешанном обучении является форма оценивания деятельности обучающихся.
Родители, активно включившись в реализацию проекта, акцентируют своё внимание на следующих аспектах:
• возможность многоаспектного наблюдения за ходом учебного процесса ребёнка и влияния на него в соответствии с его индивидуальными психофизиологическими возможностями;
• развитие таких важных личностных качеств, как самостоятельность,
ответственность, самоорганизация;
• возможность реализации новых форм сотрудничества со школой.
Анализ апробации технологии смешанного обучения свидетельствует о том, что результаты, ожидаемые от эксперимента, подтвердились. Педагоги-апробаторы активно стали применять интерактивные, групповые и индивидуальные формы обучения. Школа включилась в процесс разработки критериального оценивания различных видов деятельности обучающихся.
Достаточно сложной, но в то же время эффективной является организация групповой работы.
Использование смешанного обучения повлекло за собой увеличение значимости самообразования школьников, способствовало формированию познавательной активности, самостоятельности и саморефлексии.
Большую помощь в реализации эксперимента по смешанному обучению оказывает психолог школы.
Приоритетным направлением работы психолога являлось проведение мониторинговых исследований личностных и метапредметных навыков обучающихся, изучение уровня удовлетворенности родителей и детей новой формой обучения.
Результаты исследований свидетельствуют об эффективности реализуемых форм и методов работы на уроке.
Так, промежуточные результаты эксперимента свидетельствуют о том, что на 16% увеличилось количество детей с внутренними мотивами учебной деятельности. Новая форма обучения способствовала развитию рефлексивных навыков и уровня самоорганизации обучающихся, а применение педагогами интерактивных форм работы на уроке дало положительную динамику в развитии познавательного интереса к изучаемым предметам. Кроме того, значительно повысились (на 12 %), коммуникативные компетенции восьмиклассников. Подростки стали активными участниками дискуссий, научились отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других.
При сохранении 100% успеваемости, растет качество знаний по предметам «история-обществознание» в данном классе:
2013-2014 |
2014-2015 |
2015-2016 |
59,2% обществознание |
65,9% обществознание |
67,2% обществознание |
51,2% история |
57,7% история |
62,3% история |
Растет рейтинг предметов среди учащихся класса по пятибалльной системе:
Учебный год |
Рейтинг «обществознания» |
Рейтинг «Истории» |
2013-2014 |
4,4 |
4 |
2014-2015 |
4,6 |
4,5 |
2015-2016 |
4,8 |
4,75 |
Растет количество участников из класса в районных и всероссийских конкурсах:
Учебный год |
Муниципальные олимпиады и конкурсы, количество |
Всероссийские и региональные конкурсы, количество |
2013-2014 |
9% |
24% |
2014-2015 |
9,5% |
38% |
2015-2016 |
11% |
43% |
ПРИМЕЧАНИЕ: небольшой процент участия в муниципальном олимпиадном движении объясняется установленной квотой – по 1-3 участнику от школы. Среди участников муниципального уровня есть призеры, а среди участников всероссийского уровня («Олимпус», «Инфоурок»), есть и лауреаты.
Желание учащихся продолжать обучение по данной технологии:
Повысилась мотивация познавательной деятельности:
Интерес учащихся к выполнению «Задания к занятию»:
Отношение учащихся к использованию технологии «смешанного обучения»:
Рубрики Интернет-уроков, позволяющие наиболее эффективно организовать групповую работу учащихся:
Заключение
Технология смешанного обучения предоставляет массу возможностей всем участникам образовательного процесса.
У школьников появляется возможность реализации индивидуальных учебных планов, уровня их освоения и способов организации учебной деятельности; максимальной объективизации процедуры и результатов оценивания; интенсификации учебной деятельности с целью экономии времени; получения индивидуальных консультаций учителя для преодоления трудностей при освоении учебного материала и ликвидации пробелов в знаниях; навыков участия в групповой работе.
Родители получают возможность индивидуального общения с учителем по запросу ребёнка (консультации, обсуждения, согласования и т.п.); многостороннего наблюдения за ходом учебного процесса ребёнка и процедурой оценивания его учебных достижений; реализации новых форм сотрудничества со школой.
Педагоги при реализации смешанного обучения повышают эффективность педагогической деятельности с целью достижения новых образовательных результатов; получают возможность использовать новые виды контроля и коммуникации в педагогическом процессе; повышают мотивацию познавательной деятельности обучающихся.
Таким образом, организация учебного процесса на основе применения технологии смешанного обучения наилучшим образом обеспечивает возможность реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ по теме: «Социальный прогресс и развитие общества» (8 класс)
Дата |
Учебные цели |
Краткое описание преобладающего вида деятельности, соответствующего каждой учебной цели |
Способы оценивания достижения поставленных целей |
4.10.15 |
Личностные: - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия; -воспитание общечеловеческой культуры; -формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Предметные: -распознавание различных типов общества; -умение различать реформы от революции; -определять признаки прогресса и регресса; -использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни. Метапредметные: -определение общей цели и путей ее достижения; -формирование умения планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия. |
Модель «Смена рабочих зон» 1. Актуализация знаний (15 мин) Зона групповой работы: Работает с учебным материалом (учебник п.4) и отвечает на вопросы: 1) С какими типами обществ вы познакомились? Дайте краткую характеристику каждого. 2) Можно ли с уверенностью сказать, что сегодня на Земле встречается любой изсуществовавший в прошлом тип общества? 3) Почему возможно в одно время сосуществование различных типов общества? 4) Попробуйте сформулировать цели прогресса. 5) Подумайте над проблемой: прогрессивное или регрессивное влияние оказывает война на развитие общества? Учащиеся обсуждают ответы на вопросы. Затем коллективно пишут текст на тему: «Развитие общества» ( при составлении текста за основу берутся ответы на вопросы). Зона работы с учителем. Обсуждение готового варианта текста. 2.Изучение нового материала (15 мин). Зона online: Работа с видеоуроком на сайте - самостоятельное изучение теоретического материала. Выполнение задания: Представьте ситуацию: вы встретили иностранца и вам надо определить, к какому типу общества относится страна, из которой тот приехал. Сформулируйте 10 вопросов, которые помогут наиболее точно это сделать и запишите их в тетрадь. Зона групповой работы: Коллективное обсуждение ответа на вопрос. Зона работы с учителем: Проверка правильности ответа на вопрос. 3. Закрепление (10 мин). Зона online: Работа с заданиями на сайте. Зона групповой работы: Коллективное обсуждение готового текста. 4.Рефлексия (5 мин). В конце урока подводятся итоги работы, обсуждение того, что узнали, и того, как работали- т.е.каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: - было интересно узнать… - я понял, что… - урок дал мне для жизни… - мне захотелось… - теперь я могу… - было интересно… - сегодня я узнал… 5. Домашнее задание( задание 1-3 в рабочей тетради). |
Самооценка
Критериальное оценивание
Оценка сайта
Оценка учителем |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Скриншот «Перевёрнутый класс»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Работы учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4. Критериальное оценивание учебных результатов групповой работы на уроке обществознания в 8 классе по теме: «Развитие общества».
Лист оценивания группы |
||
Критерии |
Показатели |
Баллы |
1. Определили тип общества |
Самостоятельно определили тип общества |
2 |
Определили тип общества с помощью учителя |
1 |
|
Не определили тип общества |
0 |
|
2. Выяснили, в чем заключается закон истории |
Самостоятельно определили закон неравномерности развития истории |
2 |
Определили закон с помощью учителя |
1 |
|
Не определили |
0 |
|
3. Определение прогресса и регресса |
Самостоятельно определили прогресс и регресс |
2 |
Определили с помощью учителя |
1 |
|
Не определили |
0 |
|
4. Основные отличия реформы от революции |
Самостоятельно определили |
2 |
Определили с помощью учителя |
1 |
|
Не определили |
0 |
|
5. Проверка справедливости закона ускорения истории |
Самостоятельно определили и проверили условия |
2 |
Определили и проверили условия с помощью учителя |
1 |
|
Не проверили |
0 |
|
|
|
|
Перевод баллов в отметку |
|
Отметка по 5-балльной шкале |
Баллы по критериям |
5 |
8-10 |
4 |
6-7 |
3 |
4-5 |
2 |
0-3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5. Транслируемость опыта.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6. Отзывы о работе
Пожелания учащихся по доработке учебных онлайн-уроков:
1) добавить больше исторических справок;
2) добавить «загадки на нужную тему»;
3) мне бы хотелось, чтобы добавили больше творческих заданий;
4) хотелось бы добавить интересные факты;
5) добавить задания для работы в парах;
6) добавить олимпиадные задания;
7) добавить возможность рисовать;
8) хотелось бы, чтобы все учителя использовали элементы данной технологии на своих учебных уроках.
Отзывы учащихся о занятиях по технологии «смешанного обучения»:
1) «можно узнать то, что ты не понял или когда опоздал»;
2) «легче пользоваться, стало интереснее, можно делать многое самостоятельно»;
3) «можно скопировать изученный материал и повторять между уроками»;
4) «мне понравилось то, что не нужно открывать скучные учебники и что-то писать в тетрадь. Еще иногда, когда ты отвечаешь (с помощью учебника), тебя могут в чем-то ограничить, а когда ты пишешь на клавиатуре, тебя ни в чем не ограничивают, и ты, находясь, будто в своем мире, можешь написать все, что угодно»;
5) «можно делать задания по порядку, не искать номера. И так быстрей»;
6) «можно несколько раз делать одно задание»;
7) «интересно, много узнали»;
8) «я больше узнал, углубил свои знания по обществознанию, истории и информатике и с ними интереснее изучать предметы»;
9) «интересные задания, не нужно что-то писать, а только кликать мышкой».
Список использованной литературы
1. Мохова М.Н. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования: дис. ... канд. пед. наук:
13.0. 01. Москва, 2005.
2. Капустин Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования. Автореферат диссер. доктора пед. наук:
13.0. 01. Москва, 2007.
3. Желнова Е. А. 8 этапов смешанного обучения [Электронный ресурс]// обзор статьи «MissedSteps» ДарлинПейнтер, журнал Training&Development, июль 2006. URL: http://http://www.obs.ra/interest/publ/?thread=57. Загл. с экрана.
4. Малышева Н.В. Организационно-педагогические условия проектной деятельности школьников на основе кластерного подхода: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. Тамбов, 2011.
5. Красноборова А.А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01. нижний Новгород, 2005.
6. Смешанное обучение: строим школу удобно и рационально, [Электронный ресурс]// Интернет-издание «Просвещение», июнь 2013. URL: Режим доступа: http://prosvpress.livejournal.com/71909.html. Загл. с экрана.
7. Телешкола. Дистанционное образование [Электронный ресурсу/URL:: http://www.internet-school.ru. Загл. с экрана.
8. Новые форматы организации образовательного процесса [Электронный ресурс] // ОАО издательство «Просвещение», Периодическое издание № 60, июнь 2013.URL:http://rosnou.ru/pub/0002013/important/bull_prosv_60/BULL_PR0SVESCHENIE60_LT.pdf. Загл. с экрана.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.