Урок литературы в 7 классе № 61
Тема: Смешное и грустное в рассказах М. Зощенко. Рассказ «Беда»
Цели урока: 1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявить особенности егорассказов; доказать, что рассказы М.Зощенко современны и актуальны;
2) совершенствовать умения анализа литературного произведения;
3) вызвать у учащихся интерес к творчеству М.Зощенко.
Ход урока.
Над моими рассказами надо не смеяться,
а плакать.
М. Зощенко
I. Оргмомент.
II. Определение темы и цели урока:
- С биографией какого писателя мы познакомились?
Вспомни биографию М.М. Зощенко и выбери из приведенных ниже фактов те, которые относятся к писателю.
1.Он родился в семье художника и актрисы, писательницы.
2. Он учился в университете и закончил его с отличием.
3. Он переменил множество занятий.
4. Он не был наделен абсолютным слухом и прекрасной памятью.
5. При его жизни вышло около 130 книг.
Михаил Зощенко – писатель, сценарист, драматург, переводчик. Признан классиком русской литературы. Его рассказы легли в основу комедии «Не может быть!», режиссера Леонида Гайдая.
Конек Михаила Зощенко – короткие юмористические рассказы, которым характерны точность выражений, высокий стиль и тонкая ирония. В сатирической форме он обличал множество человеческих пороков, его герои были очень узнаваемы. Он любил повторять, что ничего плохого, кроме хорошего, случиться не может, и с этим его утверждением не соглашалось само провидение. С писателем произошло столько трагических событий, что он не мог справиться с ними в одиночку – обращался за помощью к специалистам. Хроническая депрессия писателя стала предметом его же исследований. Он стал автором книги, в которой рассказано, как от нее избавиться. Но эти советы ему самому не помогли.
ДЕТСТВО
Родина Михаила Зощенко – Петербург. Он родился 9 августа 1894 года в дворянской семье Михаила Зощенко и Елены Суриной. Отец был родом из Полтавы, учился в Императорской Академии художеств, стал известным художником, мозаиком. Работал иллюстратором Петербургских журналов «Север» и «Нива», потом перешел в мозаичную мастерскую. Стал создателем мозаичного панно под названием «Отъезд Суворова из села Кончанского в итальянский поход 1799 года», которое находится в музее Суворова. За это награжден Императорским орденом Святого Станислава III-й степени. Помимо этого его произведения украшают Третьяковскую галерею, переданы в музеи Екатеринбурга и Краснодара.
Мама – Елена Зощенко (Сурина), имела артистические наклонности, была актрисой любительского театра. Когда вышла замуж и родила восьмерых детей, то бросила актерство, занялась домом и воспитанием наследников. Выжили все, только один ребенок умер младенцем. Несмотря на домашние хлопоты, женщина писала маленькие произведения и публиковала их в издании под названием «Копейка».
МИША СТАЛ ТРЕТЬИМ ПО СЧЕТУ РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ, И ДОЛГОЖДАННЫМ СЫНОМ, ДО НЕГО РОДИЛИСЬ ДВЕ ДОЧЕРИ. СЕМЬЯ ЗОЩЕНКО ЖИЛА В ОДНОМ ИЗ ДОМОВ ПО БОЛЬШОЙ РАЗНОЧИННОЙ УЛИЦЕ.
Мальчик учился в гимназии №8, куда родители отдали его в 1903 году. Учеба давалась ему с трудом, особенно русский язык. И это было невероятно, потому что в те годы у него состоялась первая проба пера, он писал небольшие рассказики, и решил, что непременно будет писателем.
ВЫПУСКНОЙ ЭКЗАМЕН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ОН ПРОВАЛИЛ, ПЕДАГОГ ВЛЕПИЛ ЕМУ «КОЛ» ЗА СОЧИНЕНИЕ, К ТОМУ ЖЕ ДОБАВИЛ КОММЕНТАРИЙ, СОДЕРЖАЩИЙ ОДНО СЛОВО – ЧУШЬ.
Михаил просто взбесился, и попытался покончить жизнь самоубийством. Он наглотался хлорида ртути, но помощь подоспела вовремя, парня удалось откачать.
В 1913-м Зощенко поступил в Императорский университет. Он выбрал юридический факультет, но проучиться смог всего лишь год – был отчислен за неуплату. Особых достатков в семье не было никогда, а после смерти отца в 1907-м они вообще балансировали на грани нищеты. Михаилу пришлось срочно искать работу. Его приняли на должность контролера на Кавказской железной дороге. Так началась его трудовая биография.
Спустя год Зощенко попал на фронт – началась Первая мировая война. Он ушел добровольцем, причем не по патриотическим соображениям, просто не любил долго заниматься одним делом, ему хотелось что-то изменить в своей жизни. Но воевал он исправно, участвовал во многих сражениях, был ранен в ногу, получил отравление газами и четыре ордена.
Отравление газом дало свои последствия, в феврале 1917-го Михаил попал в госпиталь из-за обострения сердечной болезни. После лечения его комиссовали.
ТРУДОВОЙ ПУТЬ
Перед тем, как всерьез заняться литературой, Зощенко перепробовал свои силы в нескольких профессиях. После возвращения из фронта он стал комендантом петербургского почтамта. Место было достаточно почетным, ему даже полагался отдельный номер в «Астории» и дрожки с лошадями.
На этой должности он проработал шесть месяцев, потом был командирован в Архангельск. Как раз в то время случилась Октябрьская революция. У Зощенко была возможность уехать из страны и поселиться во Франции, но он не захотел. В Архангельске он становится адъютантом дружины, затем занимает место секретаря в полковом суде.
Следующие несколько лет биографии писателя были связаны со Смоленской губернией, куда его назначили на должность инструктора. В его компетенции – разведение кроликов и кур.
В 1919-м он ушел добровольцем в только что созданную Красную Армию. Но вскоре с ним случился сердечный приступ, после которого его полностью демобилизовали с пометкой «непригоден к службе». После этого он работает телефонистом в пограничной страже.
По возвращении в родной Петербург Михаил стал агентом уголовного розыска, потом устроился в военный порт в качестве делопроизводителя, успел поработать сапожником и столяром.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В середине 1919-го, во время работы агентом «уголовки», Михаил стал частенько бывать в литературной студии. Он не пытался рассказывать всем, что метит в писатели, просто сидел себе тихонечко в углу, не принимал участия ни в каких спорах и дискуссиях, даже стеснялся показать свои произведения. Его в шутку называли «чудаком-милиционером». Однажды он все же решился, и прочел один из своих рассказов, аудитория разразилась невероятным хохотом. Руководителем студии оказался Корней Чуковский, он попросил Михаила принести другие работы, и после этого вынес свой вердикт – молодой человек обладал несомненными способностями к литературе.
В этой студии состоялось знакомство Зощенко с другими писателями. В 1921-м он вступил в литературное общество под названием «Серапионовы братья». Спустя год члены общества издали дебютный альманах, куда вошел один из рассказов Михаила. После его выхода творчеством молодого писателя заинтересовались читатели. Одним из заинтересованных оказался Максим Горький, после этого он пристально следил за творческой биографией Зощенко, и даже начал ему покровительствовать.
Затем рассказы талантливого литератора появились в журналах «Мухомор», «Бегемот», «Ревизор», «Смехач», «Бузотер», «Чудак».
Любое из произведений автора, будь то повесть, рассказ или фельетон, читалось на одном дыхании. Среди самых популярных работ Зощенко можно назвать «Черного принца», «Аристократку», «Беду», «Возмездие», «Брак по расчету» и многие другие.
Зощенко становился все более популярным, его начали цитировать, некоторые фразы мгновенно ушли в народ. Расцвет писательской карьеры автора пришелся на 20-30-е годы прошлого века. Михаил постоянно встречался с читателями, путешествовал по стране, тиражи его произведений насчитывали сотни тысяч экземпляров. Вскоре он выпустил целых шесть томов своих сочинений. В 1939-м вклад Зощенко в развитие литературы был отмечен правительством СССР, он получил Орден Трудового Красного Знамени.
Михаил очень любил детскую аудиторию, поэтому у него вскоре появились произведения для детей. Его рассказы — «Елка», «Бабушкин подарок», «Умные животные», вышли на страницах детских изданий «Еж» и «Чиж». Потом он собрал свои произведения в сборники и выпустил их под названием «Самое главное» и «Леля и Минька». В 1940-м Зощенко пишет еще одну детскую книгу – «Рассказы о Ленине».
ДЕПРЕССИЯ
По мнению его ближайшего друга Корнея Чуковского, Зощенко имел все основания считать себя счастливчиком. И действительно, он был молод, красив, популярен, обладал писательским талантом и неплохо зарабатывал. Однако сам Михаил таковым себя не считал, он находился в плену жуткой депрессии, никак не мог заставить себя не только работать, но и общаться с окружающими его людьми. Михаил мог сидеть безвылазно дома на протяжении двух недель, обрастать небритой щетиной и молчать.
Он долго пытался справиться с проблемой сам, но в 1926-м все же пошел на прием к психиатру. Писатель рассказал доктору, что тоска мешает ему нормально есть, раздражительность не дает ему уснуть, он жаловался, что нервничает по любому поводу, что его бесят трамвайные звонки и даже капающая из крана вода. Доктор внимательно послушал его жалобы, и посоветовал побольше читать юмористических рассказов, особенно тех, которые написал Михаил Зощенко. Больной посмотрел на доктора с нескрываемой тоской, и сказал, что он и есть тот самый автор, произведения которого доктор рекомендовал ему к прочтению.
Тогда Михаил решил справляться с депрессией самостоятельно. Он начал читать труды Фрейда и Павлова по психологии, пытаясь найти выход из ситуации. Он анализировал события прожитой жизни, пытаясь докопаться до причин, вгонявших его в депрессию. Он вспомнил все случаи, которые по его мнению так повлияли на сегодняшнее состояние.
Сразу перед ним возникла картинка, как мать отлучает его от груди. На тот момент Мише было уже два года, и он прекрасно запомнил вкус горькой хины, которой обмазывали ее грудь.
Когда Мише исполнилось три, он порезался, и этот порез вскоре загноился. Его повели к доктору, который даже не удосужился сделать мальчику наркоз, резал его по живому своим блестящим скальпелем.
В возрасте шести лет он видел утонувшего на его глазах соседского юношу. Это случилось в придорожной канаве.
Потом в памяти писателя всплывали моменты, когда мать после смерти отца пыталась выхлопотать пенсию, но все оказалось безуспешным. С тех пор Михаил стал панически бояться бедности.
Еще одна картина не давала ему покоя долгие годы. Во время войны, когда он получил отравление газами, Зощенко постоянно мерещились его мертвые сослуживцы и птицы, падавшие с деревьев замертво.
Проанализировав все эти факторы, писатель наконец-то нашел разгадку своим ночным кошмарам, привел в порядок психику и практически преодолел болезнь. Он начал выздоравливать, вернулся сон и аппетит. Михаил снова сошелся с женой, ему захотелось писать. Он решил написать автобиографию под названием «Перед восходом солнца», но ему помешала война.
ВОЙНА
В армию Зощенко не взяли по возрасту и проблемам со здоровьем. Война застала его в Ленинграде, писатель вступил в отряд противопожарной обороны. В 1941-м он эвакуировался в Алма-Ату, работал на студии «Мосфильм». По его сценариям сняли ленты «Солдатское счастье» и «Опавшие листья». В свободные минуты он продолжал работать над автобиографией.
В 1943-м в журнале «Огонек» напечатали несколько первых глав этого романа, и это стало для него настоящей катастрофой. На эту публикацию мгновенно отозвался журнал «Большевик», который прошелся по Зощенко и его «психологическим ковыряниям» в самое неподходящее время. Автор статьи утверждал, что советский человек не может страдать от таких непонятных недугов.
Дальнейшую публикацию произведения запретили, самого автора пытались морально раздавить. Тем более, что роман вызвал неодобрение Сталина и Жданова, теперь они называли Зощенко трусом и подонком.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
В 1946-м писателя исключили из членов Союза писателей СССР. Чтобы как-то выжить, он занимался переводами. Зощенко держался изо всех сил, но в 1954-м его снова накрыла депрессия. К тому времени не стало Сталина, при помощи Константина Симонова его восстановили в Союзе писателей, но его здоровье продолжало ухудшаться.
Писатель переехал на дачу в Сестрорецк. Весной 1958-го случилось новое отравление – никотином. Он перестал узнавать родных, плохо говорил. За день до своего ухода в вечность он смог сказать жене, что прожил нелепую жизнь. Зощенко умер 22 июля 1958 года.
Власти не дали разрешения хоронить писателя в Ленинграде, поэтому местом его упокоения стало кладбище Сестрорецка. Там же похоронена вся его семья.
-Сегодня мы постараемся проанализировать рассказ М. Зощенко «Беда»
III. Актуализация знаний.
-Давайте познакомимся с эпиграфом к нашему уроку.
-Ответить на данный вопрос нам поможет дальнейшая работа на уроке.
- Давайте вспомним некоторые понятия необходимые для работы.
САТИРА - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.
ЮМОР- изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.
ИРОНИЯ («притворство») - сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Прямая ирония — сатирический способ принизить...
IV. Анализ рассказа «Беда»
«Игра
ассоциации»
Беда? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
- Какой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в название рассказа?
(«прогулял» лошадь)
Беседа по вопросам.
- От какого лица идет рассказ?
Повествование от лица автора, повествование от 3-го лица.
– Какой он, герой рассказа? Что за человек? (Егор Иваныч Глотов, мужик из деревни)
Рассказ «Беда» прост по сюжету. Этот сюжет можно передать двумя предложениями.
Мужик долго копил деньги на лошадь, отказывая себе во многом. Он купил лошадь и пропил ее»
Казалось бы, о чем здесь писать?
Но Зощенко умел в малом сказать о большом.
У каждого человека есть мечта. Ну, не всем же мечтать о высоком – мечтать можно и о собственной лошади. Глотов копил старательно, едва ли не изнуряет себя:
«Питался худо, бросил махорку, а что до самогона, то забыл, какой и вкус в нем. То есть, как ножом отрезало — не помнит Егор Иваныч, какой вкус, хоть убей».
- Сколько лет деревенский мужик Егор Иваныч копил на лошадь?
(2 года)
- Какие слова он все время повторяет, дабы подчеркнуть всю сложность этого предприятия? (солому жрал)
-Как это понять? (не ел, не пил-копил, во всем себе отказывал)
Зощенко живым ярким народным языком описывает и накопление нужной суммы и радость от предстоящей покупки. Мы видим, что для Глотова покупка – это праздник. Ведь именно потому отказал он мужику из соседней деревни, что все получилось бы слишком буднично:
«— Что ты, батюшка! — сказал он. — Я два года солому жрал — ожидал покупки. А тут накося — купи у него лошадь. Это вроде как и не покупка будет… Нет, не пугай меня, браток. Я уж в город лучше поеду. По-настоящему чтобы».
-Куда он отправился за лошадью? (базар в город)
- А куда спрятал деньги? (завернул в портянку, натянул сапоги)
- Что такое базар, знаешь? (торгового место, с минимально оборудованными или необорудованными торговыми рядами или даже под открытым небом)
(посмотреть рисунки)
Давай отправимся тоже на базар и посмотрим как же мужик покупал лошадь. Давай сначала вспомним, как ведет себя продавец и покупатель.
– Как вы охарактеризуете действия героя на базаре?
(Продавец лошади строит из себя человека, которому все равно, приобретут ли у него эту лошадь)
- А Егор Иваныч изображает себя знающего толк в лошадях человека.
Чтение по ролям торга.
Момент торга, осмотра лошади, сама покупка – все это для Егора Иваныча радостное события. Он пока скорее играет в покупку, чем покупает по-настоящему.
Надо думать, Зощенко не раз наблюдал сцены торга, ведь очень живо и красочно описывает он торг и покупку.
Деньги мужику достались тяжелым трудом и многими лишениями Постоянно снимает сапог, вынимая деньги, вытирает слезы.
Ему больно смотреть на то, как они уходят в чужие руки.
«Потом сел на камень, снял сапог и вынул деньги. Он долго и с сожалением пересчитывал их и подал торговцу, слегка отвернув свою голову. Ему было невыносимо смотреть, как скрюченные пальцы разворачивали его деньги»
Этот переполняющий Глотова восторг и принудил мужика отправиться в кабак «вспрыснуть» покупку. И малознакомого человека с собой позвать: радость буквально распирала Егора Иваныча.
Два года лютой экономии пропали даром
-Кто же в этом виноват? Только сам Глотов.
Ему хотелось похвастаться покупкой, покрасоваться, погордиться. Ну, а пьяному-море по колено. В пьяном угаре и покупка ушла на вино.
- Действительно ли для мужика это была беда, трагедия?
- Какой прием в тексте помогает нам понять состояние мужика? (многоточие)
-Зачем они понадобились автору в таком количестве?
Мужик до того растерян, раздосадован, что ему нечего сказать, он ничего не может объяснить себе и другим.
- Что же характерно для рассказа М. Зощенко: юмор или сатира?
-Какой прием сатиры использует автор? Много горькой иронии, вроде бы смешно, но одновременно и жалко мужика.
-Осуждает ли Зощенко своего героя?
Да, осуждает. Но жалеет. Ведь он так глупо и бестолково остался ни с чем.
«— А я, милый, два года солому лопал… зря…»
- Теперь вспомни эпиграф к уроку. Как можно его объяснить?
-Какой же русский порок высмеивает автор?
Привычка: все новое – отпраздновать. Да, это привычка, или лучше сказать «Традиция», жива и сейчас, к сожалению. И, порою, желание «порадоваться» приобретению оборачивается мягко говоря разочарованием.
- Почему же
V. Вывод.
Есть ли такие Глотовы сейчас? Да сколько угодно. Рассказы М. Зощенко не потеряли своей актуальности и в наши дни. Стоит только внимательно посмотреть вокруг, как это делал Зощенко и мы увидим героев его рассказов воочию.
Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивая жизнь на пустяки, дорожат никчемными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М. Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации.
VI. Выставление оценок. Благодарность за работу на уроке.
VII. Домашнее задание.
Дома прочитать рассказы М. Зощенко «Монтер», «Нервные люди»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.