Смысловое чтение как метапредметный результат образования
В рамках реализации ФГОС нового поколения перед современным учителем поставлена важная цель - научить ребёнка учиться.
Чтобы достичь заданной цели, в первую очередь, нужно ребенка научить работать с информацией.
Уловить все детали и практически осмыслить информацию, максимально точно понять содержание текста - вот основная ЦЕЛЬ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ.
Существует 4 вида чтения:
Просмотровое — чтение, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительное — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Педагоги используют различные методические приёмы работы с текстом, которые работают успешно на уроках, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, потому что приоритетная роль на уроке отводится тексту.
Ещё в 70-ых годах американский учёный, писатель и консультант по вопросам интеллекта Тони Бьюзен создал интересный и эффективный метод запоминания информации - метод интеллект-карт.
Цель создания интеллект карт – это навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.
Большую часть информации о мире мы воспринимаем визуально, и поэтому, интеллект карта - это хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым проще работать.
Считаю, что использовать интеллект - карты в школе можно уже с 1-ого класса, как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности.
Но, прежде чем создавать интеллект - карты на уроках, детей нужно этому научить. Обучение созданию интеллект - карт я начала на занятиях внеурочной деятельности «Учись учиться». Начали мы с первоклассниками с несложных ассоциаций, которые поначалу зарисовывали, затем стали записывать в небольшие цепочки.
Пример игры «Ассоциации»
Даны слова (или их изображения), нужно придумать слова-ассоциации к ним.
· Цветок – лето, подарок, праздник;
· Лодка – река, рыбалка, отдых;
· Зима – снег, Новый год, снегопад и т.д.
Когда дети уже легко справлялись с подбором ассоциаций, мы перешли к составлению мини-интеллект – карт.
Тематику старалась подбирать интересную для младших школьников: дружба, семья, школа, дом, любимые занятия.
В 1 классе дети рисовали мини-интеллект - карты на уроках окружающего мира по темам: «Вода и её свойства», «Живая и неживая природа», «Любимые занятия семьи», «Животные».
Во 2 классе начали создавать интеллект - карты не только на уроках окружающего мира, но и русского языка по темам: «Орфограммы», «Корень слова и его правописание», «Суффикс», «Приставка».
Данные интеллект - карты дети вклеивали или рисовали в своих «тетрадях-помощницах», которые предназначены для размещения изучаемых правил в стихах, схемах, моделях.
С целью наиболее глубокого понимания и запоминания правила работу по созданию интеллект - карт лучше проводить, применяя технологию группового сотрудничества:
1. Сначала класс делится на 4 группы, всем задана одна и та же тема.
2. Каждой группе выдаются листы плотной бумаги формата А-3 и маркеры.
3. После определенного промежутка времени, группы объединяются попарно, обсуждают, корректируют свои карты и одну из них вывешивают на доску.
4. Затем 2 полученные карты, которые находятся на доске, дети сравнивают, анализируют и снова дорабатывают.
5. Далее, в идеале, дети должны перенести рисунок с большого листа на доске в свою тетрадь-помощницу, так как они в дальнейшем будут ей пользоваться. Если на уроке время ограничено, то полученную интеллект-карту раздаю в распечатанном виде, ребята вклеивают ее в тетрадь-помощницу.
Важно помнить, что к интеллект - карте надо обязательно возвращаться время от времени, так дети лучше её запомнят.
Коллективная работа по созданию интеллектуальных карт способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся:
· коммуникативных учебных действий,
· мотивации к обучению,
· эмоционально волевой сфере,
· умению работать в коллективе,
· развитию внимания, усидчивости, настойчивости.
Работая с интеллектуальными картами, ребенок движется в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать видовые понятия.
На своих уроках я использую интеллект - карты:
· при повторении пройденного материала,
· при изучении нового,
· при проверке изученного материала,
· даю как домашнее задание, т.е. использую на любом этапе урока.
Рисование интеллект - карт - это необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Это наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству, рефлексия.
Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.