Смысловое чтение как метапредметный результат образования

  • Семинары
  • docx
  • 27.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Смысловое чтение как метапредметный результат образования.docx

Смысловое чтение как метапредметный результат  образования

 

В рамках реализации ФГОС нового поколения перед современным учителем поставлена важная цель - научить ребёнка учиться.

Чтобы достичь заданной цели, в первую очередь, нужно ребенка научить работать с информацией.

           

Уловить все детали и практически осмыслить информацию, максимально точно понять содержание текста - вот основная ЦЕЛЬ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ.

        

Существует 4 вида чтения:

Просмотровое — чтение, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.

Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.

Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Педагоги используют различные методические приёмы работы с текстом, которые работают успешно на уроках,  формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией, потому что приоритетная роль на уроке отводится  тексту.

Ещё в 70-ых годах американский учёный, писатель и консультант по вопросам интеллекта Тони Бьюзен создал интересный и эффективный метод запоминания информации - метод интеллект-карт.

Цель создания интеллект карт –  это навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.

 

Большую часть информации о мире мы воспринимаем визуально, и поэтому, интеллект карта - это хороший наглядный материал, который проще запомнить и с которым проще работать.

Считаю, что использовать интеллект - карты в школе можно уже с 1-ого класса, как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности.

Но, прежде чем создавать интеллект - карты на уроках, детей нужно этому научить. Обучение созданию интеллект - карт я начала на занятиях внеурочной деятельности «Учись учиться». Начали мы с первоклассниками с несложных ассоциаций, которые поначалу зарисовывали, затем стали записывать в небольшие цепочки.

Пример игры «Ассоциации»

Даны слова (или их изображения), нужно придумать слова-ассоциации к ним.

·         Цветок – лето, подарок, праздник;

·         Лодка – река, рыбалка, отдых;

·         Зима – снег, Новый год, снегопад и т.д.

Когда дети уже легко справлялись с подбором ассоциаций, мы перешли к составлению мини-интеллект – карт.

Тематику старалась подбирать интересную для младших школьников: дружба, семья, школа, дом, любимые занятия.

В 1 классе дети рисовали мини-интеллект - карты на уроках окружающего мира по темам: «Вода и её свойства»,  «Живая и неживая природа»,  «Любимые занятия семьи», «Животные».

Во 2 классе начали создавать интеллект - карты не только на уроках окружающего мира, но и русского языка по темам: «Орфограммы», «Корень слова и его правописание», «Суффикс», «Приставка».

Данные интеллект - карты дети вклеивали или рисовали в своих «тетрадях-помощницах», которые предназначены для размещения изучаемых правил в стихах, схемах, моделях.

 

С целью наиболее глубокого понимания и запоминания правила работу по созданию интеллект - карт лучше проводить, применяя технологию группового сотрудничества:

 

1.  Сначала класс делится на 4 группы, всем задана одна и та же тема.

2.  Каждой группе выдаются листы плотной бумаги формата А-3 и маркеры.

3.  После определенного промежутка времени, группы объединяются попарно, обсуждают, корректируют свои карты и одну из них вывешивают на доску.

4. Затем 2 полученные карты, которые находятся на доске, дети сравнивают, анализируют и снова дорабатывают.

5. Далее, в идеале,  дети должны перенести рисунок с большого листа на доске в свою тетрадь-помощницу, так как они в дальнейшем будут ей пользоваться. Если на уроке время ограничено, то полученную интеллект-карту раздаю в распечатанном виде, ребята вклеивают ее в тетрадь-помощницу.

Важно помнить, что к интеллект - карте надо обязательно возвращаться время от времени, так дети лучше её запомнят.

Коллективная работа по созданию интеллектуальных карт способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся:

·        коммуникативных учебных действий,

·        мотивации к обучению,

·        эмоционально волевой сфере,

·        умению работать в коллективе,

·        развитию внимания, усидчивости, настойчивости.

 

Работая с интеллектуальными картами, ребенок движется в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать видовые понятия.

На своих уроках я использую интеллект - карты:

·        при повторении пройденного материала,

·        при изучении  нового,

·        при проверке изученного материала,

·        даю как домашнее задание, т.е. использую на любом этапе урока.

 

Рисование интеллект - карт - это необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Это наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству, рефлексия.

 

          Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

          Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.

 

 


 

Посмотрите также