Смысловое чтение на уроках в начальной школе
Оценка 5

Смысловое чтение на уроках в начальной школе

Оценка 5
docx
11.08.2022
Смысловое чтение на уроках в начальной школе
Смысловое чтение.docx

 

 

Смысловое чтение на уроках в начальной школе (приёмы)

 

     Формирование навыка смыслового чтения при обучении младших школьников математике происходит, прежде всего, в процессе решения текстовых задач. Чтобы построить математическую модель задачи, ученик должен внимательно прочитать текст, вычленить в нём условие и вопрос, выявить зависимости между данными и искомыми.

       Начиная работу в школе, в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задачу самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задачи. Они затрудняются в составлении задач по кратким схемам или таблицам.

     В приёмах смыслового чтения на уроках математики, как и на уроках литературного чтения можно выделить три основных этапа:

1.Подготовительный этап.

2.Осознание текста.

3.Поиск пути решения.

     Задача учителя организовать и направить с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети.

     Приведём примеры учебных заданий по математике, работа с которыми позволяет решать не только образовательные задачи учебного предмета, но и способствует достижению метапредметного результата обучения - формированию навыка смыслового чтения.

         Такой приём как «Антиципация» может быть началом урока открытия новых знаний.  Например, в начале изучения темы «Углы», предлагаю учащимся поиграть в игру «Верю - не верю».  Прошу установить, верны ли утверждения:

·                Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.

·                Угол – это геометрическая фигура.

·                Угол состоит из двух пресекающихся прямых.

·                Бывают углы остроумные и тупые.

·                Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.

·                Бывает угол прямой.

·                Угол может быть тощим.

·                Острый угол – это угол, о который можно уколоться.

     После знакомства с основной информацией (текст учебника, практическая работа) возвращаемся к данным утверждениям, и прошу детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

     Рассмотрим более подробно продуктивные виды работ над простыми задачами.

«От мотка проволоки отрезали 8 м, в нём осталось 7м. Сколько метров проволоки было в мотке?»

- О чём говориться в задаче?

- Что известно?

- Что нужно найти?

- Представьте себе моток проволоки. Что с ним сделали? (Отрезали 8 м).

- Как отрезали кусок проволоки? (Проволоку резали ножницами по металлу).

- Что мы знаем об оставшемся мотке? (Длина проволоки в нём 7м)

- Что нам нужно найти? (Сколько проволоки было в мотке до того, как от него отрезали часть проволоки).

- На доске 3 схемы к этой задаче. Выберите верную и объясните правильность своего решения.

- Каким действием будем решать задачу?

- Назовите ответ задачи. (В мотке 15 м проволоки)

     В данном фрагменте применяется такой продуктивный приём, как выбор схемы. Этот приём положительно влияет на развитие логического мышления: выбирая схему, дети анализируют все предполагаемые схемы и условие задачи.

- Сколько обратных задач можно составить к данной задаче? (2)

     Прием решения обратной задачи является эффективным для развития логического мышления, так как в процессе составления обратной задачи, учащиеся анализируют данные и искомое исходной задачи, синтетическим путем подставляют полученное числовое значение вместо искомого, а одно из данных ставят на его место.

 

     Прием «Наращивание задачи»: добавим третью часть. Как будет выглядеть ваша задача?

«От мотка проволоки отрезали длинный кусок 8 м и короткий 3 м. После этого в нём осталось 7 м. Сколько метров проволоки было в мотке?»

-Изменилось ли условие задачи?

- Изменится ли действие задачи? (Нет)

- А ответ? (Да)

- Почему? (Добавили ещё данных)

     Прием «Работа с избыточными данными и недостающими данными».

«Однажды на рассвете в ясное июльское утро Маша с папой взяли большие плетеные корзины и отправились в лес по грибы. В лесу было тихо и сумрачно, только кое – где солнечные лучи прорывались сквозь листву. Долго Маша с папой бродили по лесу, срезали найденные грибы. Набрали полные корзины. Стала Маша перебирать грибы, раскладывать их по сортам. «Смотри, папа, у меня в корзинке 4 больших боровика, 6 средних, а маленьких боровичков на 3 больше, чем больших и средних вместе. Отгадай, сколько я собрала боровиков?»

     Дети находят лишние слова. Каждое предложение детей обсуждается и доказывается. В результате получается текст задачи.

     Это направление в работе с понятием «задача» связано с проведением различных преобразований имеющего текста и наблюдением за теми изменениями в ее решении.

     Прием «Составление кластера», («Грозди»)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.

     Применение комплекса продуктивных приемов при работе над задачами позволяет более осознанно и глубоко работать с учебным заданием и ведет к развитию логического мышления, даёт возможность исключить однотипность в работе с задачами, развить познавательный интерес к учению, привить учащимся навыки и умения самостоятельной работы при решении задач, развить творческую активность учащихся.

     Технология продуктивного чтения незаменима и на уроках курса “Окружающий мир”. Приведу примеры вопросов и заданий, которые можно использовать на уроках курса “Окружающий мир” по этой технологии.

     1 этап. Работа с текстом до чтения.

Цель: развитие антиципации.

- Что объединяет предметы? (Школьные принадлежности)

- Что объединяет предметы? (Кухонные принадлежности)

- Что их объединяет?

- Что объединяет все эти предметы? (Созданы человеком и необходимы людям)

- Из чего они сделаны? (Можно предположить, что они сделаны из природного материала).

- А точнее?

- Из полезных ископаемых.

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

- Вспомните, где они добываются? (Глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства»)

- Определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока, к которым мы возвратимся в конце урока.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Продуктивным может прием «Комментированное чтение».

 Читать должны дети, а комментировать – учитель, или дети, при этом:

- комментарии краткие и динамичные (Ученик читает: “Со временем слой торфа становится всё мощнее”. Учитель: “Мощнее – значит толще”),

- комментарии не превращаются в беседу,

- В процессе чтения можно:

 - задавать свои вопросы;

- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста (Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня автор статьи? Что ещё мы сегодня не узнали про подземные богатства?);

- выборочное чтение (Найдите в тексте и прочитайте, как образуется торф).

3 этап. Работа с текстом после чтения. Здесь эффективны такие приемы как:

·                Постановка проблемного вопроса к тексту.

·                Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)

·                Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. (Могут ли люди помочь в сохранении природных богатств? Как?)

·                Выполнение творческих заданий.

 

Подводим итог.  Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет находить детям из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.


 

Смысловое чтение на уроках в начальной школе (приёмы)

Смысловое чтение на уроках в начальной школе (приёмы)

Прием «Наращивание задачи»: добавим третью часть

Прием «Наращивание задачи»: добавим третью часть

Высказывание и аргументация отношения к прочитанному

Высказывание и аргументация отношения к прочитанному
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.08.2022