Урок-занятие проводится в свободной форме, желательна прогулка в парк, лес (в зависимости от местности). Кроме пособий следует взять с собой папку для гербария. При её отсутствии можно использовать газеты, заложенные между двумя плотными картонными листами, которые можно доработать, чтобы изготовить папку для гербария.
Цели:
1. Ознакомить с понятиями «материал», «природные материалы».
2. Развивать наблюдательность, воображение, инициативу.
3. Развивать образное мышление, умение классифицировать предметы.
Оборудование: гербарные папки.
Изготовление папки для гербария.
Взять два листа гофрокартона размером примерно с лист формата А4. Шилом проделать отверстия в местах, показанных на рис. 2. По корешку папки через две картонки вставить и завязать резинку (бельевую или шляпную). Далее на одной из картонок в проделанные около углов отверстия вставить две резинки и закрепить их узелками.
Урок 2. Собираем осенние листья (конструирование).
(Учебник, с. 6–7.)
Технология.
Урокзанятие проводится в свободной форме, желательна прогулка в парк, лес (в зависимости от местности). Кроме
пособий следует взять с собой папку для гербария. При её отсутствии можно использовать газеты, заложенные между
двумя плотными картонными листами, которые можно доработать, чтобы изготовить папку для гербария.
Цели:
1. Ознакомить с понятиями «материал», «природные материалы».
2. Развивать наблюдательность, воображение, инициативу.
3. Развивать образное мышление, умение классифицировать предметы.
Оборудование: гербарные папки.
Изготовление папки для гербария.
Взять два листа гофрокартона размером примерно с лист формата А4. Шилом проделать отверстия в местах, показанных
на рис. 2. По корешку папки через две картонки вставить и завязать резинку (бельевую или шляпную). Далее на одной из
картонок в проделанные около углов отверстия вставить две резинки и закрепить их узелками.
отверстие
узелок
резинка
© ООО «Баласс», 2012.
Рис. 1 Папка в собранном виде Рис. 2 Папка в развернутом виде
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
I.
Актуализация
знаний.
II. Постановка
учебной
проблемы.
Совместное
открытие
знаний.
– Давайте вспомним, что мы делали на прошлом занятии.
– Кто построил дом, изготовил автобус, автомобили?
– Кто вырастил траву, цветы на клумбе, устроил сквер, парк?
– Откуда взялись птички, муха, бабочки?
– Кто создаёт рукотворный мир? Какие профессии вам
нравятся? И т.д.
– В какую игру мы играли на прошлом уроке? Кто расскажет правила
этой игры? Давайте ещё раз поиграем. 3
4 2
Познавательная часть прогулки посвящена осознанию красоты
природы, всех её составляющих: растений, животных, земли, камней,
водоёмов и т.д.
С учётом места расположения школы учащимся предлагается
пообщаться с окружающей природой путём тактильного восприятия:
потрогать траву, понюхать цветок, опустить руки в воду, послушать
звуки, издаваемые насекомыми, или голоса птиц; рассмотреть облака,
Познавательные УУД
1. Формируем умение извлекать
информацию из схем,
иллюстраций.
2. Формируем умение
представлять информацию в
виде схемы.
3. Формируем умение выявлять
сущность особенности объектов.
4. Формируем умение на основе
анализа объектов делать выводы.
5. Формируем умение обобщать и
классифицировать по признакам.
6. Формируем умение находить
ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2012пофантазировать и найти в них некие образы, например животных, и
др. В ходе общения с природой учитель обращается к учащимся с
вопросами:
– Что вы чувствуете, когда трогаете траву, слушаете птиц?
– Что вас удивляет, радует? Почему?
– Может, когото чтото огорчает, печалит?
– Всмотритесь в облака (листья, ветки). На что они похожи?
– Что можно без ущерба природе унести с собой? (Опавшие листья,
лежащие на земле веточки.) И т.д.
– Как вы думаете, зачем мы вышли сегодня на прогулку на уроке труда?
Дети собирают опавшие осенние листья, вкладывают их в папки для
гербария. 3
Коммуникативные УУД
1. Формируем умение слушать и
понимать других.
2. Формируем умение строить
речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Формируем умение оформлять
свои мысли в устной форме.
4. Формируем умение работать в
парах и группах.
III. Развитие
умения –
применения
нового знания.
1. Практическая работа. Выполнение задания на с. 7. 3
Дети из разных листьев (из числа собранных) составляют образы
животных (на улице – на земле или асфальте), фантазируют.
2. Анализ работ. 4
Вопросы к ученику, индивидуально оценивающему свою работу (начало
формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе составить животное из листьев?
– Ты справился с работой или есть недочёты?
ТОУУ
Регулятивные УУД
1. Формируем умение учиться
© ООО «Баласс», 2012– Ты выполнил всё сам или с чьейто помощью?
– Как бы ты оценил свою работу?
3. Работа в классе.
Учитель демонстрирует способ засушивания собранных детьми
листьев в папке для гербария между страницами газеты: положить
на страницу газеты лист (или несколько листьев), расправить его,
аккуратно накрыть другой страницей, прижать. Дети по очереди
осторожно вкладывают собранные ими листья в папку учителя. При
этом учитель или учащиеся (если знают) называют дерево, которому
лист принадлежал. Детям предлагается повторить приём, положив
листья в свои папки. Если у детей нет папок, им предлагается взять
домой несколько опавших листьев и подобным образом, используя
газеты и пресс, засушить.
4. Работа по учебнику. 6 1
Учитель предлагает рассмотреть рисунки в учебнике на с. 6. С опорой
на них обсуждаются два способа засушивания листьев. Обращается
внимание на то, что листья можно вкладывать между страницами
газеты или старого журнала. Обязательно сушить под прессом.
Сушку утюгом можно выполнять только со взрослыми.
Для качественной просушки (листья сушатся, но не крошатся, цвет
сохраняется) надо сначала утюг включить и начинать гладить листья
ещё холодным утюгом. По мере его нагревания листья будут
медленно высыхать.
Далее рассматриваются рисунки на с. 7. Дети называют, что
высказывать своё предположение
на основе работы с материалом
учебника.
2. Формируем умение оценивать
учебные действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Формируем умение
прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Формируем умение
осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Личностные УУД
1. Формируем мотивации к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012сложено из листьев, рассказывают о повадках знакомых животных.
Можно предложить сложить похожие образы из имеющихся у детей
листьев, пофантазировать и придумать своих животных. Важно,
чтобы листья не разрывались, а использовались только целиком.
Листья не наклеиваются, а убираются для засушивания.
IV. Итог урока. – Что нового узнали сегодня, чему научились?
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
– Давайте отметим ваше настроение после сегодняшнего урока технологии в
дневнике.
ТОУУ
Духовнонравственное развитие и воспитание.
1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе
речевые.
2. Гражданскопатриотическое воспитание.
3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
4. Воспитание здорового образа жизни.
5. Экологическое воспитание.
6. Эстетическое воспитание.
© ООО «Баласс», 2012