Тема: Сочетание чн-чк. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений
Планируемые результаты: научатся: находить в словах сочетания чн, чк, чт, подбирать примеры слов с такими с сочетаниями;
Метапредметные:
Познавательные: развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.
Ход урока.
I. Организационный момент
Прозвенел звонок
Начинается урок.
- Сегодня у нас урок русского языка. На этом уроке мы будем работать над орфограммой, но над какой узнаем позже.
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
II. Актуализация знаний
Минутка чистописание
- В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.
Н, я, ч, х, и, к.
- Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает только мягкий звук? (ч)
- Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)
- Какая буква обозначает сонорный звук? (Н)
- Правильно! Мы с вами выбрали 3 буквы, их и будем писать на минутке чистописания
Ч К Н
- Сидим красиво, тетради положили под углом. Пишем красиво.
- Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн.
- Правильно! Мы с вами вместе выяснили, какая сегодня тема нашего урока.
ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН.
III. Работа по теме урока.
- Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.
- Прочитайте их!
Ноч.ка
Поч.ка
Доч.ка
Ноч.ной
Соч.ный
- Помогите Незнайке подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? (Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК, не пишется.)
- Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук. (Ч, Й. Они обозначают только мягкие согласные звуки.)
- Запишите эти слова в тетрадь через запятую.
- Послушайте это правило и запомните
Точный, скучный и мучной,
Вечный, сочный и речной,
Кочки, бочки, точки,
Дочки и сыночки,
Есть в словах ЧК, ЧН.
Знаем точно: в тех словах
Мы не пишем мягкий знак.
В сочетании ЧК
Места нет для смельчака.
Мягкий знак не нужен там,
Это сразу ясно нам!
Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН, – ь знак не пишется.
- Незнайка предложил выполнить задание.
- Замените одним словом (работаем на доске)
из кирпича — ... (кирпичный)
из овощей — ... (овощной)
из молока — ... (молочный)
- Найдите в словах орфограмму, о которой говорим сегодня.
- Прокомментируйте написание слов.
- Какие еще можно выделить орфограммы?
- Вспомним еще раз, с какой орфограммой мы работаем сегодня на уроке. (Сочетания ЧК, ЧН, ЩН пишутся без Ь.)
Физкультминутка
- Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.
ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.
- Садитесь.
· Упражнения по развитию устной и письменной речи.
- Посмотрите! Озорник ветер перемешал слова в предложении.
- Прочитайте их. Из какой это сказки?
Ряба, снесла, яичко, курочка
- Давайте вернем слова на свои места
- Какое предложение у нас получилось?...... (Курочка Ряба снесла яичко.)
- Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку).
- Почему слово Ряба будем писать с большой буквы?
- Ещё, на какие слова следует обратить внимание. Почему?
- Запишите предложение. Подчеркните сочетания.
- Молодцы.
- А из какой сказки вот это предложение:
Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).
- Запишите предложение. Подчеркните сочетания. Проверьте.
· Работа над правильным произношением слов.
- Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.
- Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница люди произносят неверно ску[ч,]но, а нужно ску[ш]но.
- Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук [ч,] на звук [ш].
- Какое сочетание в этих словах?
- Как оно пишется?
IV. Рефлексия. Итог урока
- Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово
белка яблоко
ёлка птица
рука туча
собака щука
Белочка, ёлочка, ручка, собачка, яблочко, птичка, тучка, щучка.
- Чему учились на уроке?
- Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
- Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний чк, чн.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.