Сочетание чн-чк. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений
Оценка 4.9

Сочетание чн-чк. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
1 кл
12.02.2022
Сочетание чн-чк. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений
112.doc

Тема: Сочетание чн-чк. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

Планируемые результаты: научатся: находить в словах сочетания чн, чк, чт, подбирать примеры слов с такими с сочетаниями;

Метапредметные:

Познавательные: развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Ход урока.

       I.            Организационный момент

Прозвенел звонок

Начинается урок.

-       Сегодня у нас урок русского языка. На этом уроке мы будем работать над орфограммой, но над какой узнаем позже.

-       Откройте тетради и запишите число, классная работа.

    II.            Актуализация знаний

Минутка чистописание

-       В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы  не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.

Н, я, ч, х,  и, к.

-       Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает только мягкий звук? (ч)

-       Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)

-       Какая буква обозначает сонорный звук? (Н)

-       Правильно! Мы с вами выбрали 3 буквы, их и будем писать на минутке чистописания

Ч К Н

-       Сидим красиво, тетради положили под углом. Пишем красиво.

-       Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн.

-       Правильно! Мы с вами вместе выяснили, какая сегодня тема нашего урока.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН.

 III.            Работа по теме урока.

-       Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.

-       Прочитайте их!

Ноч.ка

Поч.ка

Доч.ка

Ноч.ной

Соч.ный

-       Помогите Незнайке подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? (Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК,  не пишется.)

-       Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук. (Ч,  Й. Они обозначают только мягкие согласные звуки.)

-       Запишите эти слова в тетрадь через запятую.

-       Послушайте это правило и запомните

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

В сочетании ЧК

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН,  – ь знак не пишется.

-       Незнайка предложил выполнить задание.

-       Замените одним словом (работаем на доске)

из кирпича — ... (кирпичный)

из овощей — ... (овощной)

из молока — ... (молочный)

-       Найдите в словах орфограмму, о которой говорим сегодня.

-       Прокомментируйте написание слов.

-       Какие еще можно выделить орфограммы?

-       Вспомним еще раз, с какой орфограммой мы работаем сегодня на уроке. (Сочетания ЧК, ЧН, ЩН пишутся без Ь.)

Физкультминутка

-       Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

-       Садитесь.

·        Упражнения по развитию устной и письменной речи.

-       Посмотрите! Озорник ветер  перемешал слова в предложении.

-       Прочитайте их. Из какой это сказки?

               Ряба, снесла,  яичко, курочка

-       Давайте вернем слова на свои места

-       Какое предложение у нас получилось?...... (Курочка Ряба снесла яичко.)

-       Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку).

-       Почему слово Ряба будем писать с большой буквы?

-       Ещё, на какие слова следует обратить внимание. Почему?

-       Запишите предложение. Подчеркните сочетания.

-       Молодцы.

-       А из какой сказки вот это предложение:

Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

-       Запишите предложение. Подчеркните сочетания. Проверьте.

·        Работа над правильным произношением слов.

-       Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.

-       Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница   люди произносят неверно ску[ч,]но, а нужно ску[ш]но.

-       Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук [ч,] на звук [ш].

-       Какое сочетание в этих словах?

-       Как оно пишется?

  IV.            Рефлексия. Итог урока

 

-       Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово

белка                    яблоко                                       

ёлка                      птица          

рука                       туча                                             

собака                   щука

Белочка, ёлочка, ручка, собачка, яблочко, птичка, тучка, щучка.

-       Чему учились на уроке?

-       Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)

-       Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний  чк, чн.

 


Тема: Сочетание чн-чк. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

Тема: Сочетание чн-чк. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук

Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук

Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук [ч , ] на звук [ш]

Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук [ч , ] на звук [ш]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2022