Сочетание чн-чк. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 112.doc

Тема: Сочетание чн-чк. Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений

Планируемые результаты: научатся: находить в словах сочетания чн, чк, чт, подбирать примеры слов с такими с сочетаниями;

Метапредметные:

Познавательные: развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Коммуникативные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Ход урока.

       I.            Организационный момент

Прозвенел звонок

Начинается урок.

-       Сегодня у нас урок русского языка. На этом уроке мы будем работать над орфограммой, но над какой узнаем позже.

-       Откройте тетради и запишите число, классная работа.

    II.            Актуализация знаний

Минутка чистописание

-       В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы  не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.

Н, я, ч, х,  и, к.

-       Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает только мягкий звук? (ч)

-       Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)

-       Какая буква обозначает сонорный звук? (Н)

-       Правильно! Мы с вами выбрали 3 буквы, их и будем писать на минутке чистописания

Ч К Н

-       Сидим красиво, тетради положили под углом. Пишем красиво.

-       Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн.

-       Правильно! Мы с вами вместе выяснили, какая сегодня тема нашего урока.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН.

 III.            Работа по теме урока.

-       Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.

-       Прочитайте их!

Ноч.ка

Поч.ка

Доч.ка

Ноч.ной

Соч.ный

-       Помогите Незнайке подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? (Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК,  не пишется.)

-       Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук. (Ч,  Й. Они обозначают только мягкие согласные звуки.)

-       Запишите эти слова в тетрадь через запятую.

-       Послушайте это правило и запомните

Точный, скучный и мучной,

Вечный, сочный и речной,

Кочки, бочки, точки,

Дочки и сыночки,

Есть в словах ЧК, ЧН.

Знаем точно: в тех словах

Мы не пишем мягкий знак.

В сочетании ЧК

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН,  – ь знак не пишется.

-       Незнайка предложил выполнить задание.

-       Замените одним словом (работаем на доске)

из кирпича — ... (кирпичный)

из овощей — ... (овощной)

из молока — ... (молочный)

-       Найдите в словах орфограмму, о которой говорим сегодня.

-       Прокомментируйте написание слов.

-       Какие еще можно выделить орфограммы?

-       Вспомним еще раз, с какой орфограммой мы работаем сегодня на уроке. (Сочетания ЧК, ЧН, ЩН пишутся без Ь.)

Физкультминутка

-       Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

-       Садитесь.

·        Упражнения по развитию устной и письменной речи.

-       Посмотрите! Озорник ветер  перемешал слова в предложении.

-       Прочитайте их. Из какой это сказки?

               Ряба, снесла,  яичко, курочка

-       Давайте вернем слова на свои места

-       Какое предложение у нас получилось?...... (Курочка Ряба снесла яичко.)

-       Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку).

-       Почему слово Ряба будем писать с большой буквы?

-       Ещё, на какие слова следует обратить внимание. Почему?

-       Запишите предложение. Подчеркните сочетания.

-       Молодцы.

-       А из какой сказки вот это предложение:

Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

-       Запишите предложение. Подчеркните сочетания. Проверьте.

·        Работа над правильным произношением слов.

-       Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.

-       Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница   люди произносят неверно ску[ч,]но, а нужно ску[ш]но.

-       Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук [ч,] на звук [ш].

-       Какое сочетание в этих словах?

-       Как оно пишется?

  IV.            Рефлексия. Итог урока

 

-       Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово

белка                    яблоко                                       

ёлка                      птица          

рука                       туча                                             

собака                   щука

Белочка, ёлочка, ручка, собачка, яблочко, птичка, тучка, щучка.

-       Чему учились на уроке?

-       Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)

-       Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний  чк, чн.

 


Посмотрите также