Орлова В.В.
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Челябинский механико-технологический техникум»
Сочинение-гипертекст на уроках русского языка и литературы
Аннотация: в статье рассматривается понятие «сочинение-гипертекст», особенности практического применения такого типа сочинения среди обучающихся старших классов, а также студентов, получающих среднее профессиональное образование.
Ключевые слова: сочинение, гипертекст, результаты, особенности, практическая значимость.
В настоящее время во всём мире актуален вопрос о дистанционном образовании. Переход к нему был непланомерным, а скорее вынужденным в связи со сложившейся ситуацией. При обучении на онлайн-платформах возникает множество проблем – от подачи учебного материала до способов проверки заданий. Однако остаётся и та задача, что на протяжении долгого времени не до конца разрешается в современном образовании. А именно – как заинтересовать учащихся? Задача эта только усложнилась с введением дистанционного образования.
Тем не менее, технологии не стоят на месте. Всё чаще вышеперечисленные вопросы поднимаются на образовательных конференциях. В ходе обсуждения появляются новые методики и разработки.
Невозможно не согласиться, что на данный момент педагогу необходимо осваивать ресурсы, активно используемые учащимися, с целью внедрения их в образовательную практику. На уроках русского языка и литературы уже давно используются презентационные материалы, мастер-классы, игры и дискуссии различных типов. Речевая культура в несколько изменённом виде существует на просторах Интернета. Данная статья посвящена исследованию такого вида работы на уроке онлайн-платформы, как написание сочинения.
Классическое представление о сочинении базируется на таких понятиях, как индивидуальное выражение мысли, оформленное в соответствии с правилами и нормами русского языка [2; 23]. Однако существует и вид группового сочинения, где каждому учащемуся отведена определённая роль. Для практического применения и анализа эффективности этого вида сочинения были изучены такие формы, как ролевая игра и гипертекст.
Гипертекст, согласно определению энциклопедии Кругосвет [7], которую используют как источник во многих исследованиях, посвященных данному вопросу – это «граф, в узлах которого находятся традиционные тексты или их фрагменты, изображения, таблицы, видеоролики и т.д.».
Рассмотрим основные черты гипертекста, которые могут быть полезны при проведении урока русского языка и литературы. А.В. Прошина и М.В. Емелина [5] выделяют следующие особенности:
1. Отсутствие непрерывности и наличие прыжка. В применении к процессу проведения урока это позволяет объединить несколько тем, относящихся к одному произведению/картине и т.д., в одну. Учащийся получает возможность поучаствовать в создании нескольких текстов одновременно и избежать ошибки, обозначенной в книге Л. Айзермана «Школьник пишет сочинение», где автор указывает на то, что сочинение чаще всего рассматривается как форма контроля, проверки знаний, или же в целях развития и закрепления навыков письменной речи;
2. Множественность автора, то есть изменение гипертекста влечёт за собой изменение коллектива авторов. Таким образом, количество учащихся, заинтересованных той или иной частью темы, может варьироваться. Точка зрения каждого участника процесса будет учитываться и обсуждаться, тем самым помогая лучше понять, прочувствовать произведение.
3. Объективность. Данный пункт логически вытекает из предыдущего. Учащиеся имеют возможность проанализировать несколько точек зрения, возможно, изменить свою или аргументированно оспорить то, с чем он согласен;
4. Дистанционность и доступность (автор текста и читатель может обращаться к гипертексту в любое время, находясь при этом на большом расстоянии друг от друга). Это способствует более результативной работе учащихся, а также возможности в любое время посмотреть на «образец» предыдущего сочинения;
5. Мультимедийность (применение технических средств воздействия на реципиента). Учащиеся получают возможность не только создавать текст на заданные темы, но и составлять презентации, снимать ролики и рисовать арт-изображения.
Итак, на примере анализа нескольких особенностей гипертекста можно сказать о продуктивности его использования на уроках русского языка и литературы.
Если говорить об исследовании возможных форм проведения такого типа урока, то наиболее логичным форматом представляется ролевая игра. В «Новом словаре методических терминов и понятий» авторов Азимова Э.Г., Щукина А.Н [1; 48] даётся такое определение понятия: «Форма организации коллективной учебной деятельности на уроке, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения». В свою очередь, мы рассматриваем конкретно ролевую игру онлайн – жанр игр, предусматривающих для игрока необходимость погрузиться в роль некоего персонажа вымышленной вселенной [4]. С помощью такого формата учащиеся смогут погрузиться в атмосферу, прочувствовать себя героями произведения, переосмыслить поведение и характер персонажей. Более того, формат ролевой игры предполагает определённую свободу коммуникации, при этом ограничивая её временными рамками (стилистика и особенности языка XIX-XX вв.). Исследователь А.И. Пожаров [4] также отмечает, что основным аспектом ролевой игры является социальный аспект, поскольку участие в построении игрового сообщества подразумевает ощущение принадлежности к группе, формирование ответственности перед группой, обучение коммуникативным навыкам (в данном случае мы исключаем иерархичную структуру ролевой игры).
Несомненно, проведение урока в предложенной форме требует от педагога тщательной организации и времени. Темы сочинения необходимо давать, как минимум, за несколько дней. Это делается для того, чтобы грамотно распределить роли, дать возможность учащимся подробнее изучить своего героя, создать необходимые условия для существования гипертекста. Написание сочинения условно занимает 24 часа (в зависимости от часов, закладываемых на изучение произведения) – в течение этого времени происходит процесс создания текстов и других материалов, редактирования, обсуждения.
В качестве практического занятия мы объединили несколько стандартных тем сочинения по литературе по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (материал взят со стандартного сайта подготовки к ЕГЭ по литературе) [6]:
Почему милая, добрая, жертвенная Соня не является идеалом Толстого?
Что делает Наташу Ростову любимой героиней автора?
Как встреча с Платоном Каратаевым повлияла на мировоззрение Пьера Безухова?
В чём заключаются причины авторского неприятия Наполеона?
Почему Л. Н. Толстой избегает героизации образа Кутузова?
Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему?
Согласно представленным темам, учащиеся могут выбрать себе роли как главных, так и второстепенных героев романа, глазами которых имеют возможность давать свою оценку. Проанализировав возможные платформы создания сочинения-гипертекста, мы пришли к выводу, что наиболее подходящими являются социальные сети ввиду своей открытости и легкости использования. По данной теме была создана группа, куда добавлены все участники процесса с озвучиванием ролей. Далее темы распределены по отдельным постам с открытыми комментариями для обсуждения. Участникам также предлагается создавать посты у себя в профиле, выкладывая ссылку в группу. Таким образом, доступ к прочтению и заинтересованность в процессе получают и те пользователи интернета, кто не принимает непосредственного участия – активизируя работу и ответственность участников. Педагог акцентирует внимание на типах гиперссылок, которые придают гипертексту связность, выступая в качестве «логических мостиков» между разделами и подразделами, о чём говорит в своём исследовании Е.С. Клочкова [3; 49].
Любая роль героя произведения позволяет учащемуся комментировать каждую тему. При этом для более аргументированного и подробного комментария необходимо делать отсылки к определённым эпизодам. Например, выбор роли князя Андрея Болконского в темах даёт возможность конструирования следующих отрывков романа:
1 тема: представление образа Софьи в Отрадном, впечатление о героине, которая находится в непосредственной близости с Натальей Ростовой, привлекающей внимание Андрея на балу;
2 тема: Отрадное, частые встречи с Натальей в Москве, сцена разрыва; возможна интерпретация в виде личного дневника;
3 тема: отношение к Пьеру, как к другу и наставнику, сцены дружеских бесед, прогнозирование возможного поведения Пьера;
4 тема: отношение к Наполеону как к «Тулону», эпизод сражения под Аустерлицем, изменение отношения к полководцу в частности и войне в целом;
5 тема: отношение к Кутузову до участия в войне и после;
6 тема: выбор героя, к которому наиболее расположен учащийся; возможен формат письма-признания или благодарности персонажу с оценкой его действий.
Таким образом, совмещение гипертекста и ролевой игры при написании сочинения на уроке русского языка и литературы помогает в достижении следующих личностных, предметных и метапредметных результатов дисциплин «Русский язык» и «Литература»:
· владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
· овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
· владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
· владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
· умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
· способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
· владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
·
Литература:
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
2. Айзерман Л.С. Школьник пишет сочинение/ Л.С. Айзерман. – Москва: Знание, 1977. – 66 с.
3. Клочкова Е.С. Повтор как средство создания референциальной структуры гипертекста. – Самара.: Вестник СамГУ, 2008. / Е.С. Клочкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povtor-kak-sredstvo-sozdaniya-referentsialnoy-struktury-giperteksta/viewer
4. Пожаров А.И. Многопользовательская ролевая онлайн игра как новый вид культурной коммуникации. – М.: Историческая и социально-познавательная мысль, 2014. / А.И. Пожаров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mnogopolzovatelskaya-rolevaya-onlayn-igra-kak-novyy-vid-kulturnoy-kommunikatsii/viewer
5. Прошина А.В., Емелина М.В. Особенности гипертекста. – М.: Интерактивная наука, 2017. / А.В. Прошина, М.В. Емелина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-giperteksta/viewer
6. Сдам ГИА: Решу ЕГЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lit-ege.sdamgia.ru/
7. Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/lingvistika/kompyuternaya-lingvistika?page=3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.