Тема: Сочинение – описание по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
Цель урока: Учить описанию картины; формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения, путём речевой подготовки предупреждать недочёты и грамматические ошибки в сочинении учащихся, воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи.
9 класс
Оборудование урока: репродукция
картины И.И.Левитана «Золотая осень»;
Ход урока:
1. Организационный момент.
И так, друзья, внимание - ведь прозвенел
звонок,
Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.
2.Сообщение темы урока.
- Рассмотрите репродукцию картины с изображением осеннего пейзажа.
. Что вы видите? Обменяйтесь впечатлениями. Попробуйте сами определить тему урока.
Корень извлечь из «начинки» несложно
Приставка в «сосуде» хранится надёжно,
Суффикс в «гудении » ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь. (СОЧИНЕНИЕ)
У каждого времени года
Особенный запах и цвет.
Но так совершенна природа,
Что в целом её краше нет.
Вот осень. Туманные дали,
Бушует кругом листопад.
И с запахом светлой печали
Опавшие листья шуршат…
Вспомните, как называются картины с изображением природы? (пейзаж)
Пейзаж – рисунок, картина, изображающая
природу, вид, а так же описание природы в литературном произведении.
Многие художники с огромной любовью и теплотой писали нашу скромную,
исполненную тихой прелести русскую природу. Среди них и Исаак Ильич Левитан,
который жил в конце прошлого века (1860-1900г.г.) Художник рано остался
сиротой. Его детство было очень безрадостным ,потому он не любил даже
вспоминать свои детские годы. Когда он учился в Москве, в училище живописи, ему
часто приходилось голодать. Он даже ночевал там, так как не имел своего угла.
И.И. Левитан был мягким, отзывчивым человеком, любил всё красивое. К своей
творческой работе относился очень строго.
Современники называли Левитана поэтом русской природы. За 25 лет он написал
около тысячи картин, рисунков, эскизов. Умело используя цвет, рисунок,
композицию, художник мастерски передаёт настроения, которые рождают в нас
картины родной природы. Его кисть тщательно прорисовывает
направления ветвей деревьев, листьев, убегающих в даль речушек, деревенских
дорог, а его палитра дарит нам всё разноцветие родной природы.
3. Рассматривание репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень».
- Каково общее впечатление от пейзажа – грустное или радостное?
Каков, по- вашему, замысел художника? О чём эта картина? Почему она названа «Золотая осень»?
- Какие пословицы , поговорки вы знаете об осени?
Осень- запасиха, зима – побериха. Осень –
перемен восемь. Осенняя муха больнее кусает. Сентябрь – новосёл осени,
златоцвет. Холоден сентябрь, да сыт. В сентябре и лист на дереве не держится.
Сентябрь – хмурень, ревун.
-Когда лес бывает таким, каким он изображён на картине Левитана – в начале
осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
- Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите, какие деревья зимой остаются зелёными?
- Какой месяц в старину называли «листопадом»? (октябрь)
- Прямо ли течёт река или меняет своё
направление? Почему вода в начале реки тёмная, а дальше она становится светло –
голубой? Различается ли цвет
неба на переднем и заднем плане? Что видно на высоком берегу? Почему
крестьянские домики такие маленькие?
Вывод – обобщение о замысле художника и
путях его воплощения (делает учитель) - Обычно осень- время увядания природы –
вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой – то срок устанавливается
сухая и тёплая
погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Очарование
огненно – золотистого и багряного цветов на картине «Золотая осень»
завораживает нас. Мы ощущаем прозрачный, бодрящий воздух.
4. Речевая подготовка.
Подберите синонимы к словам:
Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.
Создаёт – пишет.
Картина – полотно, репродукция.
- Название каких цветов и оттенков можно употребить при описании?
Жёлтый, золотистый, багряный, красный, оранжевый, синий, голубой,
тёмно- синий, бледно – голубой, коричневый.
- Найдите неточно употреблённое слово и замените его:
Солнечные лучи ярко греют (освещают) природу.
Молодые берёзы сплошь накрыты (покрыты) золотой листвой.
Розоватые лёгкие облака плавают ( плывут) по нежно- голубому небу.
Обратите внимание на правописание слов:
Здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали, вверху.
5. Физкультминутка
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон,
И два – наклон.
Зашумел листвою клён.
6 . Составление и запись плана.
- Какое время года изображено на картине?
- Какое впечатление производит она на вас?
- Что вы видите на переднем плане? Вдали?
- Какие цвета преобладают в пейзаже?
- Что вам особенно нравится в полотне И.И. Левитана?
7. Заключительная беседа.
В сочинении старайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, но не спешите писать первое попавшееся. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим, необходимо добиваться связности, красочности в описании, грамотного письма. Для этого не забывайте пользоваться памяткой. Конечно, ваши сочинения будут разными, каждый по – своему видит пейзаж. Не забудьте передать своё отношение к этому времени года.
Пример сочинения
Перед нами репродукция картины И.И.
Левитана «Золотая осень». Это пейзаж ясного дня. Солнечные лучи ярко освещают
природу. Молодые берёзки сплошь покрыты золотой листвой. Розоватые лёгкие
облака плывут по нежно – голубому небу.
Слева, на высоком берегу реки, показана небольшая берёзовая рощица.
Справа изображена речка, убегающая вдаль. На переднем плане река. Вода в реке
тёмно – синяя, а вдали – голубая. Одиноко стоящая берёзка определяет поворот
реки. На заднем плане видны крестьянские домики. Они маленькие и тёмные .
Около них зеленеют поля, на которых взошли озимые.
Вся картина Левитана пронизана светом. Здесь нет тёмных, мрачных цветов.
Преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь
на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух.
Пейзаж не вызывает грусти. Вместе с художником мы любуемся, восхищаемся
красотой родного края.
Далее дети выбирают эпиграф, пишут сочинения. После этого они читают сочинения вслух и редактируют их.
8. Итог урока.
А теперь, ребята, давайте проанализируем нашу деятельность по следующим вопросам: (слайд)
- Выполнение этой работы мне понравилось, потому что ________________________________
- Наиболее трудным мне показалось ___________
- Самым интересным было ___________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.