(1)Солнце уже высоко, сейчас часов десять. (2)Но светить в полную силу ему не удаётся. (3)Пороховой дым пять часов рвётся из пушек, ружей и пистолетов. (4)Горит всё, что может гореть: деревья, зарядные ящики, уцелевшие избы. (5)Плотная желтоватая дымка растёт и растёт в вышину над полем, кажется, сам воздух тлеет. (6)Десять пушечных и сто ружейных выстрелов приходится на каждую секунду жарких часов Бородинского боя, это подсчитали потом. (7)А сейчас кажется, что все железные трубы, большие и малые, ревут беспрерывно, прыгая, раскаляясь, выбрасывая за дымом дым. (8)С пронзительным пиликаньем флейты, качая знамёнами, французы всё ближе и ближе. (9)Пушки на позициях исполняют неуклюжий танец с прыжками, катанием туда-сюда, изрыганием пламени, дыма. – (10)Картечью, пли! (11)В колонне замешательство, лёгкий разброд, она почти останавливается. (12)Сейчас побегут! (13)Но нет, сбились плотнее, офицеры машут шпагами, пиликанье флейт и дробь барабана ещё резче, и снова идут, идут, как против ветра, наваливаясь грудью на град свинца, падая, сменяя друг друга. – (14)Лезут! – кричит солдат. – (15)Лезут, ах, черти! (
16)С красными потными лицами, разинутыми ртами французы кидаются на батарею, лезут на бруствер. (17)С другой стороны с криком «Ура!» врываются гренадеры. (18)У пушек образуется гладиаторский круг, 27 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом солдаты смешались в поединках. (19)Лязг штыков и сабель. (20)С музыкой, ровно, красиво идёт батальон, достигает толпы дерущихся и тоже кидается в схватку. (21)Откуда-то вырываются кавалеристы, рубка с яростным блистанием сабель, храп и ржание лошадей, клубы пыли, но всё это дальше и дальше от русских позиций… (22)У вдохновенного боя не всегда хватает дыхания. (23)Сначала русские отступают, а потом тяжёлым ударом возвращают занятые позиции. (24)Вторая атака отбита. (25)На батарее растаскивают завалы. (26)Пушка села набок, её поднимают на руках, ставят новое колесо. (27)Офицеры собирают батальоны, прерывисто-напряжённо кричит труба. (28)Гренадеры опять строятся в каре, подбегают солдаты из вторых батальонов. – (29)Давай, давай, братцы! (30)Отдыхать дома будем!
31)У французов тоже бурление, они готовятся к новой атаке. (32)Пушки разворачиваются и начинают бить по французам, а те плотными массами надвигаются снова. (33)Третья атака! (34)Что-то есть одуряюще монотонное в этих атаках. (35)Только что шли, отхлынули и снова идут, будто ничего не случилось. (36)Идут широким фронтом, в несколько колонн, за колоннами кавалерия. (37)Огромный квадрат войск наступает на русские позиции. (38)Французы пытаются обойти батальоны русских гренадер. (39)Они развернулись лавой, конница хлынула по бокам, но гренадеры стоят как вкопанные. (40)Всё поле снова кишит сражающимися. (41)Конники носятся между пешими. (42)Сзади контратакует наша пехота. (43)Бой начинает отползать к лесу. – (44)Ох ты маменька родная, – бормочет солдат. – (45)Кажись, отразили! (46)На центральной высоте в пороховом чаду началась расчистка подъездов для артиллерии. (47)Убирали разбитые лафеты, откатывали ядра. (48)Грохот стрельбы накрывал всё тяжёлым пластом. (49)Вдруг кто-то закричал яростно: – Куда прёшь? (50)Объезжай! – (51)Чего? (52)Нешто спятил, Фролов? (53)Чего разорался? – сердито сказали солдаты, толкавшие пушку. – (54)Вертай, говорю!
55)Не видишь – цветок? – (56)Цветок? (57)Пропускай орудье! – (58)Живой цветок! (59)С утра невредимый. (60)Раскрой глаза! (61)Солдаты, толкавшие пушку, остановились. – (62)Глянь, правда живой. (63)Живая, братцы, растенья. – (64)Ишь, рученьки растопырил, красуется. – (65)И как уцелел? (66)Лютик не лютик… – (67)Лютик, сказал! (68)Это копытка. – (69)Врёшь, не копытка! (70)Копытка весной играет. (71)Шептуха это, точно. (72)В четыре лепесточка, смотри. – (73)Нет, не шептуха. (74)Запах сурьёзней (75)Солдаты толпились, разглядывали, нюхали. (76)Среди чёрной, изрытой земли, среди обломков и мёртвых тел стоял как ни в чём не бывало полевой цветок. (77)Его жёлтые лепестки светили свежо и радостно. – (78)С самого утра этот цветок приметил! – радовался солдат. – (79)Ах ты! (80)Я загадал: коль он уцелеет, то и мне будет вторая жизнь. (81)Солдаты смеялись. – (82)Не глупи, Фролов. (83)Цветок себе за икону выбрал. – (84)А ты объезжай! (85)Давай стороной колёсами. (86)Помнёшь! – (87)Хо-хо! – гоготали солдаты. – (88)Ладно, объедем! (89)Пущай твой цветок живёт! (По К.К. Сергиенко*)
* Константин Константинович Сергиенко (1940‒1996) – русский советский писатель, переводчик, автор исторических повестей
Информация о тексте. Примерный круг проблем
1. Проблема мужества и героизма русских солдат в Бородинской битве. (Как сражались русские солдаты под Бородином?)
* Авторская позиция
Информация о тексте. Примерный круг проблем
3.Проблема взаимосвязи человека и природы. (В чём может заключаться взаимосвязь человека и природы?)
* Авторская позиция -?
4. Проблема взаимопонимания людей. (В чём проявляется взаимопонимание людей?)
* Авторская позиция
* Авторская позиция
3.Взаимосвязь человека и природы особенно остро может ощущаться в трудные минуты жизни, к примеру на войне. Человек чувствует родственную связь со всем живым. Цветок на поле боя становится символом жизни.
4. Взаимопонимание людей, поддержка проявляются в трудных жизненных ситуациях. Люди чувствуют единение, уважение к жизни и к тому, что по-настоящему ценно для другого человека, даже если это на первый взгляд ценностью не является
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.