Конспект урока развития речи в 3-4 классах на тему "Сочинение – описание животного (кошки). Цели урока:
1) Научить описывать животных, показать особенности сочинения-описания с элементами повествования.
2) Развивать способность наблюдать живое, постоянно изменяющееся существо.
3) Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним.
Можно использовать как основу для проведения краткосрочного межпредметного проекта.Конспект урока развития речи в 3-4 классах на тему "Сочинение – описание животного (кошки).
Сочинение.doc
Сочинение – описание животного.
Игнатьева Наталья Борисовна
учитель МБОУ "Локнянская средняя
общеобразовательная школа"
Сочинение – описание кошки.
Цели урока:
1) Научить описывать животных, показать
особенности сочиненияописания с элементами
повествования.
2) Развивать способность наблюдать живое,
постоянно изменяющееся существо.
3) Воспитывать любовь к животным, бережное
отношение к ним.
Оборудование:
Фотографии кошек разных пород, книги о кошках,
сочинения детей, карточки со словами – синонимами. Ход урока:
1. Вступительное слово учителя:
Мы продолжаем работать над описанием. Будем строить её
на материале описания животного – кошки.
Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что большинство
людей, живущих на нашей земле, очень любит кошек. Да и
как их можно не любить? Ведь кошки – верные, преданные и
полезные спутники жизни. Они украшают нашу жизнь, а в
горе часто и утешают нас. Вы только посмотрите на них
внимательно. Полюбуйтесь на это красивое, изящное и
ловкое животное. Пушистая, мягкая шёрстка, быстрые,
энергичные и грациозные движения. Животное ласковое,
нежное и в то же время, когда это нужно, беззаветно
храброе, до самопожертвования. Особенно тогда, когда
возникает неожиданная необходимость защитить своего
хозяина.
Надо сказать, что кошки очень сдержанны в проявлении
своих чувств, но тем не менее в удивительном постоянстве
их привязанности к хозяину, к дому можно не сомневаться. И мы любим их за доброе к нам отношение, несмотря на все
их шалости, капризы и проказы, за те минуты радости,
которые они нам доставляют. А ведь у многих пожилых
людей, потерявших своих близких, кошки нередко бывают
единственными живыми существами, скрашивающими их
печальное одиночество.
Предок современной домашней кошки нам известен. Это
небольшой зверёк – крапчатая или песчаная кошка, которая
сохранилась и в наши дни в Африке. Внешне она похожа на
нашу домашнюю кошку, по цвету это животное бледного
рыжевато – серого цвета.
Впервые о кошке упоминалось в Египте 4000 лет назад. Все
нынешние породы кошек чётко разделяются на 2 большие
группы: длинношёрстные и короткошёрстные. Всего сейчас
насчитывается 57 пород домашних кошек.
2. Беседа с учащимися:
Как человек относится к кошке и почему?
Что даёт человеку общение с кошкой?
Поднимите руки те, у кого есть кошки.
3.Выступление ребёнка:
На Руси кошка издавна почиталась как хранительница
домашнего очага, символ уюта. Её первой пускали в новый
дом, и там, где она ложилась, ставили кровать.
Кошка первой входит в дом
И живёт подолгу в нём,
То мяучит, то играет,
То кудато исчезает.
Исчезает далеко, А когда придёт обратно,
То из блюдца аккуратно
Пьёт сырое молоко.
Тем, кто с кошкой добр и мягок,
Может кошка другом стать.
Но обидчику ,однако,
Может кошка сдачи дать.
3. Доклады о породах кошек:
1)Сиамская кошка – короткошёрстная. Отличается
изяществом и гибкостью сложения, удлинённостью тела.
Задние ноги немного длиннее передних. Глаза
миндалевидные, голубые, широко поставлены. Шерсть
короткая, блестящая. Все сиамские кошки рождаются
светлыми и только потом темнеют. Сиамская кошка очень
привязана к людям, темпераментна и игрива. Она привыкает
к режиму дня всех членов семьи и недовольна, когда он
изменяется. Голос её может быть и тихим мурлыканьем, и
громким пронзительным криком.
2) Европейская кошка – короткошёрстная кошка. Её
качества – это общительность, дружелюбие,
неприхотливость и выносливость. Но ещё своеволие и
упрямство. Особенно любит она свободу, но склонности к
бродяжничеству у неё нет. Окраска может насчитывать до
20 различных сочетаний цветов.
3)Британская короткошерстная кошка. Туловище у этих
кошек сильное. Мускулистое, шерсть короткая и густая.
Существует несколько цветовых разновидностей: чёрная,
голубая, белая, кремовая, полосатая. Эти животные
добродушные, ласковые, умные. 4)Русская голубая короткошерстная кошка. Тело
вытянутое, ноги длинные. Уши большие, заострённые.
Шерсть короткая, густая. Мех с серебристым отливом.
Окрас голубой. Глаза миндалевидные, яркозелёные.
5)Ангорская полудлинношерстная кошка. Шерсть у неё
пушистая, средней длины, без завитков и локонов. Эти
спокойные, нежные, игривые животные нуждаются в
меньшем уходе, чем персы. Ангорские кошки бывают не
только белые, но и чёрные, голубые, коричневыеи
серебристополосатые.
6)Балинезийская полудлиношерстная кошка своим телом
похожа на сиамскую, но имеет более длинную шерсть.
Очень любит внимание, человеческое общество и очень
игрива. Шерсть длинная, тонкая, шелковистая.
7)Персидская длинношерстная кошка. Чаще их называют
персами. Тело у них крепкое и массивное, шерсть длинная
и шелковистая. Каждая персидская кошка – это ярко
выраженная неповторимая личность. О ней можно сказать,
что она – самая спокойная леди среди кошек. Эти кошки
бывают различных окрасов: кремовая, красная, голубая,
черепаховая, шиншилла.
8) Турецкая длинношерстная кошка. Её голова по форме
напоминает треугольник. Уши большие с длинной
шерстью. Нос длинный. Шерсть длинная и густая. Окрас
белый, хвост каштановый. Глаза круглые, янтарные.
9) Длинношерстная кошка Колорпойнт. Это персидская
кошка с сиамским рисунком. Она крупная и статная, с
красивой длинной и шелковистой шерстью. Темпераментная и игривая, но не капризная, ласковая и
привязчивая, но вместе с тем гордая и сдержанная. Не
боится ни собак, ни чужих кошек.
4.Стихотворение К. Бальмонта « Мои звери».
Мой зверь – не лев, излюбленный толпою.
Мне кажется, что он лишь крупный пёс.
Нет, жёлтый тигр, с бесшумною стопою,
Во мне рождает больше сладких грёз.
И, символ Вакха, быстрый, сладострастный,
Как бы из стали, меткий леопард.
Он весь – как гений вымысла прекрасный,
Отец легенд, зверь, бог, колдун и бард.
Ещё люблю я чёрную пантеру.
Когда она глядит перед собой
В какуюто внежизненную сферу,
Как страшный сфинкс в пустыне голубой.
Но если от азийских, африканских
Святых пустынь мечту я оторву,
Средь наших дней, и плоских, и мещанских,
Моей желанной кошку назову.
Она в себе, в изящной миниатюре,
Соединила этих трёх зверей.
5.Вывод:
Кошка – верный, преданный и полезный спутник человека.
Это и есть главная мысль нашего сочинения.
6. Работа над эпиграфом. Как вы понимаете слова французского писателя Антуана
де СентЭкзюпери: « Ты должен быть в ответе за тех, кого
приручил»?
Давайте возьмём эти слова эпиграфом к нашему
сочинению.
7.Выбор типа и стиля речи:
Какие типы речи вы знаете? ( описание, повествование,
рассуждение).
Какой тип будет ведущим в нашем сочинении?
( описание).
Как строится этот тип речи? ( предмет – признак).
Как вы думаете, только ли этот тип нам понадобится?
( нет).
Какой ещё? ( повествование).
Какова задача художественного стиля речи?
( изобразить словами предмет и показать своё
отношение к нему).
Почему при описании следует отдавать предпочтение
настоящему, а не прошедшему времени глагола? ( это
усиливает живость описания).
8.Речевая подготовка:
Наша речь должна быть богатой по содержанию,
правильной по форме, образной и выразительной.
Поэтому следует избегать неоправданных повторов.
1) Найдите повтор в названии предмета и исправьте его:
У меня есть четвероногий друг. Его зовут Рыжик. Рыжик
маленький, но очень умный котёнок. У Рыжика рыженькая мордочка, нос розовый. Грудка и лапки тоже рыжие.
Рыжик очень ласковый и нежный кот.
( Кот, котик, он, друг, животное, по имени).
2) Послушайте отрывок из сочинения. Улучшите текст.
У меня есть маленький котёнок Васька. Глазки у него
зелёненькие, маленькие. Носик маленький, всегда мокрый.
Ушки чёрненькие.
( Маленький, крошечный, миниатюрный).
3)Кошка, кошечка, кот, котик, котище. Выделите в этих
словах суффикс и понаблюдайте за изменением значения
слова.
3) Составьте словосочетания сущ. + прилаг., в которых
передадите своё отношение к любимому животному.
Взгляд: ласковый, добрый, хитрый, умный, преданный.
Характер: благородный, озорной, шкодливый.
Походка: грациозная.
Повадки: милые.
Друг: верный, преданный.
Таким образом, в вашем распоряжении множество
средств, чтобы сделать свою речь правильной. Образной и
выразительной.
9. Составление плана.
1) Кличка кошки, порода.
2) Внешний вид:
голова, морда ( глаза, уши, нос)
туловище ( размер, движения, шерсть)
лапы, хвост
повадки, поведение кошки
3) Моё отношение к кошке. 10. Заголовок.
11.Чтение сочинения школьника и его анализ:
Мой друг Босс.
Неторопливая, важная походка, благородная осанка, доброе
сердце. Как вы думаете, о ком идёт речь? О какомнибудь
сказочном герое? Нет. Это портрет моего верного
четвероногого друга, сиамского кота по кличке Босс,
который по праву является пятым членом нашей дружной
семьи.
Давайте познакомимся с ним поближе. У Босса короткая,
блестящая шерсть бежевого цвета, причём ушки, хвостик,
лапки и мордочка чёрные. Уши большие, шея длинная,
хвост тоже длинный, прямой и на конце хвоста – небольшой
узелок. Кроме того, задние лапы несколько длиннее
передних. Но самое удивительное у него – глаза! Чистого
ясноголубого цвета, слегка наискось поставленные. Но,
когда он сердится, они становятся яркокрасными.
Босс любит часами грациозно сидеть на телевизоре, важный,
никому не доступный, как древний сфинкс. А потом
внезапно снова становится ласковым и нежным. Он может в
течение дня по пятам следовать по квартире за мной. Ведь я
его хозяин! Очень любит играть, хотя ему уже исполнилось
два года.
Имя придумала для кота мама. С одной стороны, оно
отражает благородство его кровей и выдающуюся
интеллигентность, с другой – удобно в употреблении.
В отличие от других котов Босс никогда не суетится, не
выпрашивает пищу. Он всегда к миске шествует важно,
степенно, обнюхивает еду и с достоинством принимается
есть. Любимое его лакомство – корм « Вискас» и яичко вкрутую, а вообще питается рыбой и мясом, молоком. Воду
же предпочитает пить из большой трёхлитровой банки.
Вот такой у меня кот! И я оченьочень его люблю!
12.Написание сочинения.
Сочинение – описание животного.
Сочинение – описание животного.
Сочинение – описание животного.
Сочинение – описание животного.
Сочинение – описание животного.
Сочинение – описание животного.
Сочинение – описание животного.
Сочинение – описание животного.
Сочинение – описание животного.
Сочинение – описание животного.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.