Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
Оценка 4.6

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
1 кл—4 кл
14.05.2017
Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
Сочинение в начальной школе занимает особое место: ему подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям речевых высказываний. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сравнивать, делать выводы. В самостоятельном рассказе, сочинении обретают жизнь изученные грамматические формы. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, воспитывает чувство ответственности, сближает систему изучения языка с литературой.Сочинение в начальной школе занимает особое место: ему подчинены все другие речевые упражнения. Именно в сочинении школьник максимально приближается к естественным условиям речевых высказываний. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сравнивать, делать выводы. В самостоятельном рассказе, сочинении обретают жизнь изученные грамматические формы. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, воспитывает чувство ответственности, сближает систему изучения языка с литературой.
доклад сочинение.docx
Акмолинская область, Жаркаинский район, город Держависк СШ имени Н.Островского Доклад Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах учитель: Субчева С.В. 2016­2017 уч. год Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах Сочинение   в   начальной   школе   занимает   особое   место:   ему   подчинены   все другие   речевые   упражнения.   Именно   в   сочинении   школьник   максимально приближается   к   естественным   условиям   речевых   высказываний.   Начиная   в   1 классе, в виде небольших устных сообщений, ярких и эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную, планируемую работу. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать пережитое,   развивает   наблюдательность,   учит   сравнивать,   делать   выводы.   В самостоятельном рассказе, сочинении обретают жизнь изученные грамматические формы. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, воспитывает   чувство   ответственности,   сближает   систему   изучения   языка   с литературой. Сочинения   можно   классифицировать   по   нескольким   параметрам.   В зависимости   от   источников,   сочинения   делятся,   во­первых,   на   сочинения   о пережитом,  виденном,  слышанном   самими   учениками;   во­вторых,   сочинения   на книжном   материале,   по   картине,   фильму,   спектаклю   и   другим   источникам опосредованного опыта; в­третьих, сочинения, где используется материал разных источников, в­четвертых, сочинения по одной картине или по серии картин ­ на основе воображения учащихся. По   степени   самостоятельности,   по   методам   подготовки   различаются сочинения   коллективные,   проводимые   на   общую   для   всего   класса   тему   и требующие   в   большей   или   меньшей   степени   общеклассной   подготовки,   и индивидуальные. По жанрам сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения. Сочинения   в   начальных   классах   редко   выдерживаются   в   чистом   жанре повествования, описания и рассуждения, особенно в 1 и 2 классах. Чаще всего в начальной школе сочинения – это работы смешанных жанров. В повествовании говорится о последовательных событиях, связанных между собой. Сочинения этого жанра могут иметь сюжет, в этом случае они близки к рассказам как к литературному жанру. Повествование – это самый подвижный, живой и поэтому наиболее доступный детям жанр сочинений («Осенний лес», «Кто как готовится к зиме», «Чудеса природы»). Суть описания состоит в указании признаков предметов или явлений. Цель описания – дать наиболее полные, точные сведения о предмете («Моя любимая книга», «Моя любимая игрушка»). Элементы описания, как правило, встречаются в повествовательных сочинениях. Рассуждение – это связанный текст, в котором для доказательства какого – то утверждения   используются   суждения,   сопоставления,   примеры,   приводящие   к новым суждениям – к выводам («За что дети любят Буратино и Карлсона?»). По   стилю   сочинения   разделяются   на   эмоционально­образные   и   деловые. Первые ­ это преимущественно рассказы о событиях и описания природы; вторые ­ записи   по   наблюдениям,   планы,   отчеты,   деловые   описания,   объявления, математические задачи и т.п. Сочинения   могут   классифицироваться   по   тематическим   группам:   природа нашей Родины; труд взрослых и детей в нашей стране; профессии в городе, деревне и   т.д.   Кроме   того,   их   можно   классифицировать   по   способу   ­   на   устные   и письменные,   по   условиям   выполнения   ­   на   классные,   домашние   и   классно­ домашние, по целям проведения­ на обучающие и контрольные. Методика работы над сочинением. Первым по времени и по значению шагом в работе учителя над сочинением является выбор темы. Тема ­ это предмет сочинения, то, о чем в нем говорится. Она   определяет   отбор   материала,   фактов,   явлений,   признаков,   которые   в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники   к   ее   пониманию,   зависит   правильность   и   полнота   сочинения.   Тема всегда   связана   с   идеей.   Идея   ­   это   мысль   писателя,   выраженная   им   в художественных образах. Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. Например, детям предложена тема   «   Первые   признаки   весны».   Конечно,   сочинение   может   быть   так   и озаглавлено.   Но   учитель   (в   3­4   классе   сами   дети)   может   и   по­другому сформулировать заглавие: « Добро пожаловать, весна!», « Первые вести о весне», « Весна идет». Дети любят яркие, меткие, образные заглавия. Ведь понимание темы отчасти   зависит   от   того,   как   она   преподносится:   сухо   или   образно,   строго лаконично или художественно. Если в работе над сочинением школьники не просто выполняют задание учителя, а руководствуются более глубокими и серьезными побуждениями – стремлением рассказать о чем –то для них важном, поделиться своими чувствами, то лучше проявляется их творчество: в таких сочинениях, без сомнения, есть идейное содержание, неразрывно связанное, слитое с темой. Но если учащимся предлагается слишком широкая тема, они теряются, не могут   раскрыть   ее   достаточно   определенно   и   глубоко:   пишут   об   отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Поверхностное раскрытие темы – один из типичных недостатков детских рассказов и сочинений. Но не единственный. Не всегда   дети   умеют   найти   границы   темы.   Они   пишут   обо   всем,   что   хотя   бы отдаленно связывается в их сознании с темой. Иными словами, тема оказывается неточно понятой. В   работе   над   рассказом   или   сочинением   можно   идти   от   накопленного материала к теме или от назначенной темы через наблюдения к материалу для сочинения. Для гармонического развития учащихся оба способа важны. Причем в первом   случае   учитель   организует   подготовку,   иногда   длительную,   учит наблюдать, накапливать материал, факты, обдумывать, сопоставлять их, обобщать, делать   выводы.   Так   протекает   работа   над   сочинениями   о   походах,   прогулках, описание виденного и пережитого. Во втором случае учащимся предлагается тема, намечается план подготовки к ее   раскрытию,   накапливается   материал,   отбирается   наиболее   важное, систематизируется,  и  затем   дети   пишут   текст.  Работа   над   некоторыми   темами объединяет оба способа. Таким образом, первое условие хорошего сочинения – это правильная работа над темой, ее понимание и раскрытие. Следующим шагов в работе по написанию сочинения является составление плана.   План   является   обязательным,   как   для   устных,   так   и   для   письменных сочинений. Это ступень любого речевого высказывания, его проект, каркас. План бывает:   письменный,   устный,   картинный.   В   первом   классе   планом   являются вопросы   учителя   (вопросный   план),   отвечая   на   которые   дети   составляют несколько связанных по смыслу предложений. Во втором классе план составляют по вопросам учителя и вопросам учащихся. Дети третьего класса пишут сочинения по коллективно составленному или самостоятельному плану. В четвертом классе ученики самостоятельно составляют план к заданной теме. Рекомендуется план из трех­пяти пунктов. Готовых планов не дается, потому, что в таком случае не развивается мышление. Обычно план составляется перед письмом сочинения, но иногда может быть составлен и заранее, например, при длительной,   рассредоточенной   подготовке   к   сочинению,   тогда   план   может перестраиваться, совершенствоваться. Время составления плана определяется видом и целью сочинения: так, план сочинения   по   картинке   составляется   непосредственно   перед   его   написанием   и даже   перед   рассматриванием   картины;   могут   быть   два   варианта   плана   в   этом случае: план рассматривания (передний план, задний план, действующие лица) и план рассказа по сюжету картины, если картина подсказывает такой сюжет. План сочинения по экскурсии составляется на основе плана самой экскурсии или плана наблюдений. Он может быть уточнен непосредственно перед письмом сочинения. Накопление материала – следующая подготовительная ступень к сочинению. Следует различать два канала и способа накопления: общее развитие, эрудиция, широкий круг компетенции и целенаправленный сбор или отбор материала, его добывание   и   накопление,   подчиненные   конкретной   цели,   выбранной   теме предстоящего выступления, сообщения, сочинения. Первый   вариант   постоянен   и   непрерывен,   второй   организуется   в   четко ограниченные сроки, иногда задолго до намеченного сочинения, еще до выбора темы.  Так,   подготовку   к   теме  «Перелетные   птицы   нашего   края»  трудно   четко ограничить   во   времени;   тема   «Погода   в   феврале»   требует   одного   месяца подготовки: экскурсия в музей или на выставку продолжается не более двух часов, но изучение материалов продолжается по каталогам, и, проспектам, альбомам еще долгое   время,   нередко   проводятся   обсуждения,   дискуссии;   организуется длительное  наблюдение, почти исследование, например, при подготовке к теме «Как прорастает бобовое семя». Материал   для   предстоящих   сочинений   не   только   накапливается   в   памяти школьников,   но   и   записывается   в   виде   заметок,   зарисовывается,   составляются словарики,   подбираются   опорные   слова   (ключевые   слова).   Продолжительность сбора   материала   в   совокупности   намного   превышает   время   выступления   или написания текста. Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно   должно   быть   использовано,   отсечением   лишнего,   второстепенного. Параллельно   со   сбором   материала,   с   его   расположением   идет   языковая подготовка:   она   включает,   во­первых,   отбор   и   подготовку   словаря,   выверку правописания   слов,   во­вторых,   составление   словосочетаний,   предложений   и фрагментов   текста,   наконец,   мысленное   или   письменное   черновое   составление набросков или всего текста. Естественно, что процесс подготовки к сочинению, как и само выслушивание, может   иметь   множество   вариантов,   отклонений   от   шаблона,   ибо   все   ступени работы   над   сочинением   носят   в   большей   или   меньшей   степени   творческий характер, в ней проявляется индивидуальность каждого ученика, его интересы, способности, его одаренность. Кульминацией работы является написание сочинения. Во втором классе для написания сочинения выделяется один урок, в третьем­ один урок, в четвертом – один урок и двадцать минут второго урока. Сочинение и подготовка к нему обычно занимают гораздо больше времени, чем другие виды работ. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться   неделю   и   даже   месяц;   картина   же   обычно   рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план, поэтому   урок,   на   котором   пишется   текст   сочинения,   рассматривается   как подведение итога подготовительной работы. Если   сочинение   ­   итог   длительной   подготовки,   то   и   построение   урока сочинения зависит от характера подготовительной работы. Могут быть выделены некоторые основные этапы уроков письма сочинений. Сообщение темы и задач сочинения, обсуждения их с учащимися. Беседа в целях упорядочения материала, если он накоплен заранее ­ в ходе наблюдений, или для его накопления. Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее. Речевая   подготовка   текста:   составление   отдельных   словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи. Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок. Сочинения во 1 классе. За год обучения в первом классе учащиеся приобретают первоначальный опыт связного   изложения   собственных   мыслей,   т.е.   опыт   работы   над   сочинением. Первые сочинения невелики по объему, основным источником для них является личный жизненный опыт. Это рассказы о событиях, развертывающихся во времени, например: «Как мы убирали школьный двор», «Как мы встречали птиц». В них описывается начало того или иного действия или события, его развитие и конец. Эти сочинения сюжетны, а потому считаются наиболее доступными для учащихся. Для проведения сочинений в 1­ом классе не требуются специальные уроки. Сочинения   являются   составной   частью   уроков   русского   языка.   Тематика сочинений   подсказывается,   а   иногда   и   определяется   содержанием   читаемых произведений. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки   и   умения,   которые   получают   учащиеся   на   уроках   грамматики.   Все сочинения   выполняются   под   руководством   учителя.   Работа   носит   обучающий характер. В  процессе   подготовки  и  проведения   сочинений   необходимо   выработать  у первоклассников: 1. Умение коллективно составлять и под руководством учителя писать небольшие рассказы о своих играх, забавах, работе. 2. Умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов; 3. Умение строить простое   предложение:   правильно   располагать   в   нем   слова,   видеть   границы предложения; 4. Умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова. Чтобы   дети   овладели   этими   умениями,   необходима   система   упражнений, основанная   на   принципе   постепенного   наращивания   трудностей.   Поэтому письменным   сочинениям   в   1­ом   классе   предшествуют   различные   обучающие устные упражнения: составление упражнений, объеденных темой, восстановление деформированного   текста   по   серии   сюжетных   картинок,   устные   ответы   на вопросы, объеденные темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные   рассказы   по   прочитанному,   по   аналогии   с   прочитанным.   Выполняя   эти упражнения,   учащиеся   под   руководством   учителя   учатся   излагать   мысли   в определенном порядке, последовательно. Подготовительная работа к сочинениям начинается в букварный период и проводится на протяжении всего учебного года. Наиболее элементарными в системе обучающих упражнений являются устные ответы   на   вопросы,   объеденные   темой.   Эта   работа   творческая,   поскольку   от учащихся   требуется   излагать   собственные   мысли   на   заданную   тему.   Порядок высказывания   определяет   учитель   вопросами.   Учащиеся   же   должны   понять вопросы   и   правильно   составить   на   них   ответы   в   соответствии   с   темой высказывания. В качестве дидактического материала для этого вида упражнений можно взять демонстрационные картины по развитию речи и учебные диафильмы и диапозитивы. В альбом демонстрационных картин по развитию речи в 1­ом классе включены картины   предметные,   сюжетные   и   пейзажные.   Каждая   из   картин   содержит материал, по которому можно составить ответы на вопросы, объеденные темой. Тематика   демонстрационных   картин   тесно   связана   с   материалом   для   чтения, данным в “Родной речи”, и работа с картиной поможет учащимся глубже понять и осознанно   усвоить   прочитанное.   Вопросы   учителя   должны   быть   направлены   не только на раскрытие содержания картины, но и на ее осмысление, они должны будить мысль, приучать к самостоятельности суждений, подводить выводы. По развитию устной речи первоклассникам можно предложить диафильмы и диапозитивы. Эти экранные пособия удобны тем, что учитель сам регламентирует время просмотра каждого кадр. Одним   из   видов   обучающих   упражнений   по   развитию   речи   является составление   предложений,   объеденных   темой,   и   запись   их   под   руководством учителя.   Материалом   для   этой   работы   могут   служить   иллюстрации   к прочитанному   и   сюжетные   картинки.   Учитель   обращает   внимание   детей   на иллюстрации в букваре, а затем и в книге « Родная речь» и просит рассказать, что на них изображено. В ходе такой работы у учащихся вырабатывается умение точно подбирать   слова,   правильно   строить   предложения   на   заданную   тему.  Наряду   с этим   учащиеся   обучаются   умению   составлять   предложения   по   нескольким картинкам,   объеденным   темой.   Для   этой   цели   используются   сюжетные раздаточные   картинки   по   развитию   речи   и   сюжетные   картинки,   данные   в учебниках.   Составление   предложений   по   сюжетным   картинкам   приближает учащихся   к   связному   рассказу,   так   как   последовательность   картинок   серии отражает развитие сюжета. Более сложным видом упражнений в связной речи являются устные рассказы. В   1­ом   классе   широко   практикуются   устные   рассказы   в   связи   с  прочитанным. Такая работа по составлению устных рассказов помогает учащимся осознать, что содержание   рассказа   надо   передавать   последовательно,   логично,   правильно строить предложения, выбирать точные слова, т.е. подготавливает к письменным сочинениям. Работа над письменным сочинением начинается с конца первого полугодия. Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, и, работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся. При подготовке к первым детским сочинениям учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Вот примерный порядок работы над сочинением: Устное рассказывание по теме сочинения. Учитель дает возможность учащимся высказать свои личные впечатления по теме. Чтение плана, записанного учителем на доске до урока, или коллективная работа над планом. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске   слов,   необходимых   для   составления   сочинения,   Предупреждение орфографических ошибок. Связный рассказ по плану. Запись сочинения с доски или под руководством учителя. Проверка записанного. В   начале   работы   над   сочинением   учащимся   предлагается   внимательно прочесть предложение, записанное на доске; определить, сколько в нем слов; найти слова, трудные для написания, произнести их по слогам, найти слова на изучаемое правило.   В   ходе   выполнения   сочинения   учитель   оказывает   индивидуальную помощь   слабым   учащимся.   Он   просматривает   написанное,   обращает   внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, приучает обращаться с вопросами при   затруднении.   При   такой   подготовке   большинство   учащихся   выполнят сочинения без ошибок. После проверки работ учитель отводит несколько минут очередного урока на их  анализ.  Вначале   дается  общая  оценка   выполнения  работы  классом  в целом, затем   читаются   одна   –   две   лучшие   работы,   после   чего   разбираются   типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста. Предложения в   исправленном   виде   читают   несколько   учащихся.   А   учащимся,   допустившим ошибки, даются затем индивидуальные задания. Сочинения во 2 классе. Сочинения во втором классе ­ это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной, так и в письменной форме на протяжении всего учебного года. Устному рассказу, как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляются коллективно   и   служат   образцом   для   индивидуальных   рассказов,   которые рекомендуется   проводить   лишь   во   втором   полугодии.   Сочинения   также составляются   коллективно   по   плану,   данному   учителем   или   коллективно составленному. Готовый план учитель записывает на доске до урока. Если же план составляется коллективно, то запись идет по мере составления. С   третьей   четверти   в   сочинения   и   рассказы   можно   включать   элементы описания. Эти элементы представляют собой очень краткие описания отдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе над сочинениями с элементами   описания,   учитель   обращает   внимание   детей   на   те   фрагменты   из изучаемых   ими   художественных   произведений,   которые   содержат   описания   и могут   служить   образцом.   Чтобы   описания   получились   точными,   учитель организует   наблюдения.   В   описаниях   обычно   широко   используются прилагательные. Учащимся необходимо указать на это и помочь подобрать нужные слова в каждом отдельном случае. При подготовке сочинений следует проводить ряды   прилагательных   в   сочетании   с   наименованием   тех   предметов,   которые учащиеся  будут  описывать,  например:  березка  –  молоденькая,  красивая, белая, стройная, нарядная; листочки – зеленые, изумрудные, клейкие, мелкие. Эти ряды слов записываются на доске, и, работая с ними, учитель может показать, как из многих   слов   следует   выбирать   одно,   самое   точное   и   нужное   для   выражения данного   содержания.  Во   втором   классе   расширяется   как   тематика,  так   и   круг источников для сочинений. К сочинениям на основе жизненного личного опыта прибавляются сочинения по наблюдению за природой и трудом людей, сочинения по   сюжетным   картинкам  (в 1­ом   классе  по   сюжетным   картинкам   составлялись лишь устные рассказы), сочинения по диафильмам. Тематика устных рассказов определяется программой по чтению, но в основе их лежат личные впечатления и наблюдения. Работа может проводиться по такому плану:   Сообщение   темы   и   цели   работы.   Чтение   вслух   плана   рассказа,   данного учителем, или коллективное составление плана. Коллективное составление плана рассказа   по  плану.  Обдумывание   рассказа   в  целом  каждым   учеником.  Связные рассказы по плану. При использовании сюжетных картинок работа проводится по такому плану: 1. Постановка перед классом цели работы. 2. Рассматривание картинок и уяснение сюжета. 3. Озаглавливание картинок. 4. Устные рассказы по плану. Как   материал   для   устных   рассказов   следует   брать   иллюстрации, открывающие каждую новую тему для чтения, или серии картинок о жизни детей, о труде людей в разные времена года. Все они красочно должны быть красочны, многопредметны,   доступны   по   содержанию.   Чтобы   использовать   их   как дидактический материал в целях обучения, необходимо помочь учащимся понять содержание каждой иллюстрации и составить по ней рассказ. Устная   подготовка   сочинений   во   втором   классе   несколько   сокращается. Учитель помогает детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить его в свете сочинения, систематизировать. Ведущая роль отводится подготовительной беседе. Вместо  беседы иногда допускается  свободное  устное рассказывание по теме   с   последующим   обсуждением.   Всякому   сочинению   предшествует коллективное составление плана. Самостоятельность   учащихся   при   выполнении   сочинений   постепенно возрастает. Вначале рассказы составляются коллективно, затем два – три ученика их повторяют, и только после повторения учащиеся записывают их. Постепенно количество   повторений   сокращается   до   одного,   и,   наконец,   коллективно составленный рассказ учащиеся записывают без повторений. Большие трудности для учащихся представляют сочинения об индивидуальном жизненном опыте, в особенности о случаях из жизни. Чтобы научить детей писать такие сочинения, следует   поработать   над   готовыми   рассказами,   которые   можно   отобрать   из художественных текстов, а иные учитель может составить сам. Работа   над   сочинением   во   втором   классе,   как   уже   указывалось, предусматривает   обогащение   словаря   учащихся.   Словарная   работа   в   связи   с сочинениями может проводиться в такой системе: Введение в устные рассказы и в сочинения   детей   новых   слов,   только   что   объясненных   на   уроках   чтения (половодье,   хлынула,   убранство   и   др.).   Подбор   синонимов   или   выбор   из синонимического   ряда   слов,   наиболее   подходящих   для   выражения   данного содержания (птицы поют, распевают, заливаются и др.). Включение в рассказы и тексты сочинений фразеологических оборотов наряду со свободным сочетанием слов с тем же значением (Река вышла из берегов – разлилась; спит как убитый – крепко).   Усвоение   сочетаемости   слов.   Учащимся   необходимо   как   можно   чаще давать слова в их связи с другими словами. При составлении сочинения учитель предлагает   словосочетания,   но   следует   выбрать   те,   которые   более   других подходят по смыслу. Слова могут иметь очень широкую сочетаемость, но учитель в списки включает самые необходимые, например: травка зеленеет, растет иглами, показалась, пробивается и др. Сочинения в 3 классе. В третьем классе учащиеся работают над сочинениями типа рассказа, но к этим   работам   предъявляются   более   высокие   требования.   Свои   усилия   учитель направляет   на   то,   чтобы   научить   учащихся:   писать   небольшие   рассказы   с элементами   описания   и   рассуждения   об   экскурсиях,   работе,   наблюдениях. Написать рассказы о случаях из своей жизни. Писать рассказы по одной картине и по отдельным эпизодам кинофильма. Самостоятельно составлять план сочинения в форме   вопросительных,   повествовательных   и   восклицательных   предложений. Правильно   строить   простые   предложения   различных   типов.   Умению   отбирать слова и употреблять их в речи. Как   устные   рассказы,   так   и   письменные   сочинения   проводятся   в определенной системе. В начале обучения восстанавливаются навыки работы над сочинением, приобретенные учащимися ранее. Работа начинается с коллективного составления рассказов на темы летних впечатлений. Где это возможно, в сюжеты включаются элементы описания. В третьем классе в сюжетные рассказы и сочинения также вводятся описания единичных предметов и несложных действий: описание рисунка в сочинении «Что я люблю рисовать», описание грибов в сочинении «За грибами». Методика работы над сочинениями с элементами описания та же, что и во втором классе. Сочинения с элементами рассуждения – новый вид работы. Рассуждение – наиболее   сложный   способ   изложения   мыслей,   т.к.   основывается   на   понимании причинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно. С   необходимостью   рассуждать   учащиеся   сталкиваются   нередко.   Так, например,   в   ходе   смыслового   анализа   рассказа   А.   Гайдара   «Горячий   камень» учащимся   предлагается   ответить   на   такие   вопросы:   «   Чье   счастье   настоящее: Ивашки, старика или рассказчика?» Эти вопросы побуждают детей к выяснению причинно   следственных   зависимостей   в   поступках   героев   рассказа   и   требуют излагать мысли в форме элементарных рассуждений. К составлению сочинений с элементами рассуждений учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первом этапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано в сочинении. Обучение   элементарному   рассуждению   удобно   связать   с   коллективной работой над планом сочинения. Приведу пример подготовки сочинения на тему «Что я люблю рисовать». Выяснив в ходе подготовительной беседы, любят ли дети рисовать   и   что   именно   они   любят,   следует   приступить   к   коллективному составлению плана сочинения. Вопросы учителя помогают учащимся определить сюжет рассказа, а по ходу развертывания сюжета вырисовывается план сочинения. План   по   мере   его   составления   записывается   на   доске.   В   заключение   учитель спрашивает учащихся: «О чем бы вы хотели написать в конце сочинения?» Ответы могут   быть   самые   различные,   но   учитель   направляет   мысль   детей.   «Обычно,   ­ говорит   он,  ­  когда   человек   рассказывает   о   своей   работе,  он   всегда   отмечает, хорошо или плохо выполнена работа, интересная она или скучная, т.е. оценивает свои действия или действия других людей. Вы рассказали, как рисуете животных, людей, предметы. Давайте попробуем одним предложением оценить ваши рисунки, избегая   слов   хорошо   или   плохо».   Попытки   детей   дать   оценки   своему   труду учитель корректирует и помогает включить в сюжет элемент рассуждения. Так как в сочинении на данную тему учащиеся пишут о разных предметах, то последний пункт плана может получиться в общем, виде (удачный рисунок) и заключительные предложения у каждого ученика будут различными по лексическому составу. Так под   руководством   учителя   дети   впервые   вводят   в   сюжетный   рассказ   элемент рассуждения. При   подготовке   последующих   сочинений   работа   над   рассуждениями продолжается: учитель мотивирует введение в сочинение на ту или иную тему элемента рассуждения, помогает учащимся дать оценку тому, о чем говорится в сочинении и разрешает учащимся вносить его в готовом виде в текст сочинения. Большое место в системе работы по развитию связной речи, как в первом и втором классах, так и в третьем классе, отводится устным рассказам: по личным впечатлениям   и   наблюдениям;   используя   сюжетные   картинки;   диафильмы; демонстрационные   картины.   Но   в   отличие   от   второго   класса   для   этой   цели рекомендуются художественные картины. Письменные   сочинения   в   третьем   классе   должны   быть   разнообразны   по тематике. Наряду с сочинениями на темы из жизненного опыта и по наблюдениям, с рассказами по сюжетным картинкам и диафильмам, проводятся и сочинения по одной картине, по отдельным эпизодам, фрагментам кинофильмов. При подборе тематики сочинений следует стремиться к тому, чтобы дети писали их по свежим впечатлениям, чтобы сюжеты не были надуманы, чтобы они отражали жизненную правду. В третьем классе продолжается работа по обучению особому виду сочинений – составлению писем. Учитель должен помочь детям уяснить требования, которым нужно следовать при работе над сочинениями этого вида: писать грамотно, ясно, конкретным   лицам.   Письмо   особым   образом   оформляется:   вначале   пишется приветствие   и   называется   человек,   к   которому   письмо   адресовано,   а   в   конце ставится дата, подпись. Учитель помогает детям начать переписку с учащимися других школ и тактично руководит ею. Сочинения в 4 классе. Работа   над   сочинением   усложняется   от   класса   к   классу.   Сложнее   и разнообразнее   становятся   предметы,   явления,   которые   дети   наблюдают, сравнивают;   постепенно   возрастает   степень   самостоятельности   учащихся.   В четвертом   классе   продолжается   работа   над   грамотностью   учащихся,   над развитием орфографической зоркости. Учащиеся продолжают работать в тетрадях «Работа   над   словом».   «Исследовательская   работа»   над   словом   усложняется,   в памятке появляются новые задания в зависимости от пройденного программного материала   по   русскому   языку,   например,   определить   склонение   имён существительных   в   составленном   предложении   или   обозначить   спряжение глаголов.   Памятка   творчества   дополняется   новым   заданием:   составить   мини­ зарисовку по теме, которая показывает, как буквально одной ­ двумя фразами можно красиво и образно описать всё то, что мы видим каждый день вокруг себя. Учащиеся должны осознать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, быть внимательными к своей речи, к значению   слова,   его   составу,   написанию,   к   структуре   предложения   и   знакам препинания. В 4­ом классе продолжается работа по: обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи; развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков; обучению написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему). Все   чаще   применяется   такой   вид   обучения   рассуждениям,   как   написание сочинения в форме заметки, корреспонденции в газету. На первом этапе эта работа проводится как анализ уже напечатанных в детской периодике газетных жанров. Использование газетного материала на уроке русского языка повышает интерес учащихся к учебному предмету, помогает учителю воспитывать любовь к родному языку. Кроме того, в материалах газет, журналов отражаются события наших дней. Важным   этапом   в   работе   над   корреспонденцией   является   определение композиции, сбор материала для выбранной темы. Дальше учащиеся тщательно отбирают нужный материал, ищут наиболее целесообразное размещение фактов, примеров,   которые   войдут   в   корреспонденцию,   формулируют   основные положения, развивающие тему, учатся подкреплять, аргументировать их. Работа   по   материалам   газет   оказывает   сильное   воздействие   на   учащихся, заставляет их задуматься над важнейшими вопросами, которые поднимаются на страницах печати, оказывает помощь в совершенствовании навыков культуры речи и грамотного письма. К   сожалению,   должны   отметить,   что,   хотя   сочинение   и   дает   возможность выражать свои мысли ясно, красочно, правдиво, в нем больше, чем в каком­либо другом   виде   работы,   раскрывается   характер   и   наклонности   ребенка,   четко выступают   его   индивидуальные   черты,   но   подготовка   и   проведение   урока­ сочинения занимает гораздо больше времени, чем другие виды работ по развитию речи, поэтому такой вид работы как сочинение встречается в начальных классах реже, виды сочинений однотипны­ в основном по картине. Выводы  Период обучения в начальных классах особенно важен для усвоения устной и письменной   связной   речи,   так   как   «основы   речевого   навыка   закладываются   в начальной школе» и положительный результат будет только в том случае, если ему предшествовала «долгая, кропотливая работа учащихся и учителей». Работа   по   развитию   речи   учащихся   в   школе   многогранна.   Одно   из   ее направлений – написание сочинений разных видов, которые классифицируются в зависимости от источников, по степени самостоятельности, по жанрам, по стилю, по тематическим группам. Пробуя писать сочинения разных видов, ребенок учится выражать   себя,   проявлять   творческие   способности.   Подготовка   и   написание сочинения является универсальным видом работы по развитию речи у младших школьников, так как в этом случае речь учащихся начальных классов развивается практически на всех уровнях: на лексическом, грамматическом и на уровне текста. Сочинение   заставляет   ученика   упорядочить   свои   мысли   в   соответствии   с требованиями     кроме  этого обогащает язык и учит грамотности. В процессе работы над сочинением речь ребенка   совершенствуется,   становится   богаче,   правильнее,   выразительнее, образнее, чище, что помогает ему быть успешнее как на уроках русского языка, так и в повседневной жизни. высказываться, времени,   учит   красиво

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах

Сочинение как один из видов работ по развитию речи в начальных классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2017