Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"
Оценка 4.9

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература +1
Взрослым
25.04.2017
Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"
Работа ученицы 11 класса на Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелёва «Лето Господне». Направление: «Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры». Тема:"Образ лишнего человека в творчестве" Мы живём в прекрасном, но яростном мире. До боли притягательном и до эйфории жестоком. Наша жизнь — постоянное скитание, постоянный выбор, постоянные потери и постоянные находки. Не нам решать, когда родиться и где, и не нам решать, как умереть...
САВЧУК А. Лето господне ноябрь 2016.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 сл. Большая Орловка Международный детско­юношекий литературный конкурс  имени Ивана Шмелёва «Лето Господне» Направление: «Творчество писателей­классиков и духовные основы русской  культуры» Жанр :эссе Образ лишнего человека в творчестве Работу выполнила ученица 10 класса Савчук Александра Руководитель: учитель русского языка и литературы Шевцова Людмила Григорьевна ноябрь 2016 Omnes  homĭnes aequāles sunt.                                                                                        (Все люди одинаковы).   Мы живём в прекрасном, но яростном мире.  До боли притягательном и до  эйфории жестоком.  Наша жизнь — постоянное скитание, постоянный выбор,  постоянные потери и постоянные находки. Не нам решать, когда родиться и  где, и не нам решать, как умереть. Мы всего лишь гости, мельчайшие  частички. Пыль. Нас поглощают мечты и вера в бесконечность, мы дышим  звёздами, питаемся утренними лучами солнца и постоянно ищем. Ищем покой, умиротворение. Ищем счастье. Пожалуй, самое главное, что у нас есть, — это  наша вера. Это нечто такое, что невозможно понять, постигнуть, осмыслить,  но можно почувствовать. Всем сердцем, всей душой, всем нутром своим  человеческим! Это настолько сложно, и так просто…    Все люди рождаются на свет добрыми. Злыми их делают другие добрые  люди. Забавно, не правда ли? Ведь все мы по Закону Божьему равны. Но, к  сожалению, человечество меняется. Становится меньше добра, любви,  уважения, меньше благодеяний, зато больше равнодушия, тщеславия,  эгоцентризма, бесчестия, богохульства, ненависти…     Люди начинают делить род человеческий на два типа: человек —  недочеловек. И ко второму, как правило, относят юродивых. И никого не  интересует ни причины, ни жизнь, ни внутренний мир, ни проблемы этих  людей. Над ними лишь смеются да издеваются. А почему бы и нет? Отвел  душу на никому ненужном существе, жизнь которого ничто не значит.  Оскорбил, бросил камень, плюнул в лицо. И тебе полегчало, и никому хуже не стало… или стало? Этот вопрос уже никого не волнует.    Но, как правило, именно тот, кто обделен какими­то физическими и  умственными способностями, кто обречен на нищету и постоянное скитание,  оказывается самым настоящим Человеком, и его духовный мир намного  богаче и ярче звёзд на ночном небе. Не зря многие прозаики, да и поэты тоже, пишут именно про таких людей: на их фоне мы можем увидеть, насколько  опустилось человеческое достоинство, честь и сама жизнь обывателей земли.  Именно образ лишних людей помогает нам вернуться к верной стезе, помогает исправить своё эго и сталь лучше, добрее. Светлее.        Как­то мне пришлось прочитать произведение А. Платонова «Юшка»,  которое запало в мою безмятежную душу и оставило большой и обжигающий  отпечаток: весь мир перевернулся, и множество безответных вопросов начало  душить, душить и душить. Чем вызвана такая реакция? Наверное, правдой.     Андрей Платонов показал нам на примере Ефима Дмитриевича тленность  мира и его способность спастись. На протяжении всего рассказа автор  главного героя называет Юшкой. Лишь в некоторых местах мы узнаём, что это не имя и не фамилия. Прозвище. Кличка. Пожалуй, неприятное ощущение  быть человеком и понимать, что люди так не считают. Но понимал ли и  задумывался ли об этом Юшка? Нет. Не думал он и о том, что его бьют,  оскорбляют и презирают. Он вообще о себе не думал, но — любил весь мир.  Не только людей, которые глумились над ним, но и каждую травинку,  букашечку, облачко. Платонов нам раскрывает душу Юшки в описании его  ежегодного отпуска на месяц, когда он уходил то ли в Москву, то ли в  деревню к родственникам, то ли просто отдохнуть — никто не знал.  Мы  видим, что Юшка готов целовать траву и не дышать на неё, лишь бы не  навредить, гладит кору деревьев, смотрит на небо, любуется букашечками, и  каждое мёртвое некогда живое существо — внутренняя и невосполнимая  потеря для юродивого, но другие растения, животные, люди, те, кому нужна  любовь, заставляют его жить дальше. Юшка верит, что он нужен людям, нужен миру. Он верит, что «по надобности мы все равны». Он верит, что дети его  любят! Но просто они не могут правильно передать свою любовь, поэтому и  причиняют боль. Для Юшки жить — это любить всех и всё. Наверное, Юшки  было жить в удовольствие. Он чувствовал себя нужным людям (а он и был  нужным!), верил. И как говорил Лука из пьесы Горького «На дне»: «во что веришь, то и есть».  Но помимо этой любви ко всему, Юшка ещё и готов на  самопожертвование! Он страдает, обделяя себя в одежде и еде, ради девочки­ сироты, которую он определил в приют, а после в пансионат, оплачиваемый  им каждый год. И эта девчушка оценила любовь опекуна. Она решила стать  врачом, чтобы вылечить Юшку, но, к сожалению, не успела.   Мы видим, что со смертью лишнего человека, той самой смертью, которую  многие боятся и о которой постоянно твердили Ефиму Дмитриевичу люди,  жизнь не становится светлее. Она наоборот усугубляется. Теперь не на кого  сорвать зло, и оно ходит среди людей, принося боль и разочарование.    Что же хотел сказать нам Платонов своим произведением? Сложно ответить. Это и то, что нужно любить, и то, что нужно верить. Но самое главное,  пожалуй, то, что все люди равны. И те, кого Бог обделил здоровьем или  состоянием рассудка, ни есть — юродивые, это такие же люди как и все. И  они зачастую оказываются куда человечнее, гуманнее, сердобольнее, добрее  «здоровых». Мы видим, что Юшка принёс вклад в жизнь людей. А та девушка, подняться которой помог наш юродивый, в первую очередь переняла урок  доброты. Она не успела спасти своего благодетеля, но стала помогать всем  больным чахоткой, ходила домой к больным туберкулёзом, рискуя заразиться, лечила и не брала денег. В народе её окрестили дочкой Юшки. Не от того ли,  что и сам Юшка приносил им немалую пользу?       Так кто же такой юродивый? Инвалид? Умалишённый? Калечное  человекоподобное создание? А быть может, просто человек? Вроде бы и ответ короткий требуется: да или нет. Но разве возможно его дать? Наверное,  многие думают, что юродивый — это человек не дееспособный, имеющий  физические увечья. Но нет! Нет! Вовсе нет!    Давайте вспомним великий роман Ф.М. Достоевского «Преступление и  наказание». Сонечка Мармеладова. Можно ли её окрестить юродивой? Или  Родиона Раскольникова стоит ли так называть? Или, быть может, там вовсе нет юродивых, ведь все герои здоровы и полноценны? Какие же образы рисует перед нами Достоевский и какова их роль в психологическом романе?     Соня Мармеладова — милая девушка, совсем ещё ребёнок, тонкая и  хрупкая как соломинка, с призрачно­голубыми глазами, обладатели которых,  по поверью, не умеют врать. Сонечка и говорила правду. Что же она за  человек?     Мы видим бедную девушка с богатым внутренним миром. Верующую,  правдивую, готовую жертвовать во благо других. Пожалуй, сложно назвать  такого человек юродивым. Но. Давайте посмотрим на судьбу девушки: идет  «по жёлтому билету», чтобы прокормить семью: пьющего отца, не способного  обеспечить родных, мачеху и трёх её детей. После смерти Мармеладова  переживает за жизнь Екатерины Ивановы и её детей больше чем за свою. А  когда умирает мачеха и детей пристраивает в приют Свидригайлов, хочет ли  она брать от последнего деньги для себя? Нет. Скромная, чистая, светлая  душа, призванная на этот свет дарить успокоение людям, освещать им путь,  готовая вытягивать их из грязи, трясины, пропасти. И примером может  послужить Раскольников.      Родион, запутавшийся в себе и охваченный идеей своей теории, открывает  душу именно ей, Соне! Но может ли этот ангел ругать других? Корить?  Осуждать? Никогда! Сонечка принимает Раскольникова, разделяет его боль,  входит в его положение, несмотря на то, что узнает о страшном грехе — убийстве. Ведь убивает Родион не какую­нибудь кошку или собаку, он  убивает человека! Лизавету, с которой Сонечка была знакома и от которой  получила Евангелие. Девушка могла бы и отторгнуть преступника, не принять его боль. Но она принимает: иначе нельзя. Кстати, ведь именно это Евангелие  сопровождает Родиона на каторгу, и именно это Евангелие берёт  Раскольников в руки в конце романа, когда Достоевский даёт нам  возможность поверить, что главный герой всё­таки встал на пусть искупления  грехов. На путь раскаяния. И можно ли назвать эту деталь одной из ключевых? Думаю, да. И нельзя не отметить, что Сонечка Мармеладова не  только желает Родиону счастья, но и хочет привести его на истинный путь  исправления — к Богу! Ведь Ф.М. Достоевский даёт нам понять, что именно  христианская религия позволят сохранить главной героине чистоту души. И  Сонечка помогает Раскольникову, потому что иначе быть не может,  отправляется в Сибирь на каторгу вслед за ним и не бросает. Не бросает! Ни в радости, ни в горе.  Ведь жить для других и жертвовать собой может только  светлый и добрый человек — юродивый, но именно человек.      Какова же роль Сонечки в романе? Думаю, что на её фоне мы может  увидеть всю угнетающую картину серого, обречённого на гибель мира. Её  предназначение в этом произведении — нести свет, добро, жизнь. И это  именно она должна была спасти Раскольникова. За преступлением, как  правило, всегда следует наказание. И по большей части наше наказание — это  наша совесть. Но чтобы оно наступило, необходимо раскаяться, именно это и  помогает сделать Сонечка Родиону.    Также мне бы хотелось обратить внимание на то, какую параллель проводит  Ф.М. Достоевский между Сонечкой и Лизаветой Ивановной. Ведь, по сути,  Лизавету тоже можно назвать юродивой. И чем­то она похожа на дочку  Мармеладова. Такая же кроткая, безотказная, добрая. Она была в полном  подчинении у своей сестры Алёны Ивановны. Не могла сделать шаг ни вправо, ни влево без её разрешения. Ведь Лизавета чистая, открытая, верующая в  Бога, как и Сонечка, с которой она была знакома, и это, полагаю, играет  немаловажную роль.    Также хотелось бы обратить внимание на ещё одно сходство Сонечки и  Лизаветы Ивановны. Когда Раскольников убивал Лизавету, у неё было  испуганное, детское лицо, и она медленно отступала назад. Отступала…  Отступала… Именно такой же мы видим и Сонечку Мармеладову в минуты  душевной исповеди главного героя. Ведь не случайно Достоевский  акцентирует на этом внимание. Да, образ Лизаветы Ивановны — ещё одно воплощение образа «лишнего человека».     Так кто же такой юродивый и какова его роль в литературе? Безусловно,  есть и научные значения этого слова, есть и взгляд с церковной точки зрения,  но есть и моё личное мнение. Я думаю, что юродивый —это такое божье  создание, которое готово на самопожертвование ради своих убеждений,  идеалов и даже ради жизней других людей. И мне кажется, что  художественной литературе необходим образ «лишнего человека». Не даром  говорят, что всё познаётся в сравнении. И читая произведения, мы волей­ неволей начинаем сопоставлять себя и главных героев. И, полагаю, именно  благодаря таким персонажам, мы сможем прийти к новому пониманию мира и поменяем себя. Поменяем в лучшую сторону. Мы будем, как Дон Кихот, жить стремлением к мечтам и идеалу, и целью нашей будут не рыцарские подвиги  во имя дамы сердца, а желание исправить своё эго, внутренний мир, свою  душу. Попытки настроить нравственное равновесие, найти верный выход и  создать правильные догматы своего бытия.    Когда я читаю, обращаю внимание на образы юродивых, совершавших  великие и невероятные поступки, на те самые образы, которые всегда чем­то  цепляют за душу и заставляют прекратить чтение. И тогда я закрываю книгу и  предаюсь глубоким раздумьям, задавая себе вопросы: «Лишний ли я  человек?» и «Хочу ли я быть юродивой?». А ответов нет и никогда не будет.  Но одно я знаю точно, чем чаще мы будем задумываться над простыми, на  первый взгляд, образами, тем чаще мы будем стремиться к светлому, и тем  больше нас будет прельщать желание приносить всем счастья. А разве делать  людей счастливыми — не это ли смысл нашей жизни?

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"

Сочинение. "Образ лишнего человека в творчестве"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017