Содержание фаз профессионального цикла.
Оценка 5

Содержание фаз профессионального цикла.

Оценка 5
Раздаточные материалы +2
docx
психологическая работа
Взрослым
10.01.2023
Содержание фаз профессионального цикла.
Содержание фаз профессионального цикла.
Содержание фаз профессионального цикла.docx

Содержание фаз профессионального цикла.

Фаза

Основное содержание этапа, задачи фазы

Основные понятия, которые характеризуют данный этап

Проблемы, которые возникают

Параметры для диагностики проблем

Методики диагностики

1. Оптация, поиск и выбор профессии или способа профессионального самоосуществления.

Формирование личных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей; «профессиональная подготовка» – формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач.

Юноши и девушки пытаются определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они понимают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать.

Задачи:
1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости проф. подготовки.
2. Ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.
3. Общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение проф. цели – мечты.
4. Определение ближних проф. целей как этапов и путей к дальней цели.
5. Информирование о профессиях и специальностях, соответствующих проф. учебных заведениях и местах трудоустройства.
6. Выработка представления о препятствиях, осложняющих достижение проф. целей, а также знание своих достоинств.
7. Выработка систем резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.
8. Практическая реализация личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных панов по принципу обратной связи.

Оптант- человек, решающий проблему своего самоопределения, выбирающий профессию.

 

Самоопределение- это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.

Структура самоопределения:

1.осознание принадлежности к конкретной профессиональной группе.

2.оценка места работы и личного становления по общественным и персональным стандартам.

3.признание группой принадлежности к сообществу.

4.понимание слабых и сильных черт, индивидуальных и продуктивных способов достижения мастерства.

5.мнения человека о себе, о своей работе

 

 

Четырехкомпонентная структура профессионального самоопределения Э. Ф. Зеера:

1.Социальная и профессиональная ориентация. (ожидания, интересы, склонности)

2.Профессиональная компетентность. (квалификация, проф. знания, умения и навыки)

3. ПВК

4. Профессионально значимые психофизиологические свойства личности.

 

Треугольник Климова:

1.Хочу (потребность личности)

2.Могу (способности личности)

3.Надо (потребность общества)

 

Профориентация- это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах.

 

Готовность к выбору- то, во-первых, внутренняя. осознанность самого факта выбора и определенность профессиональных. интересов, во-вторых, осведомленность ученика о своих способностях и о. том, какие физические и психологические требования предъявляет.

Структура готовности (компоненты):

1.мотивационно-целевой, 2.эмоционально-волевой, 3.когнитивный, 4.деятельностно-практический

●Принятие решения в ситуации неопределенности, выбор профессии, учебного заведения, образа жизни.

●Кризис учебно-профессиональной ориентации.

●Кризис рождения профессионала

●Кризис профессиональной идентичности.

Характеристики личности (интересы, способности, самооценка и тд.)

●Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация.  Несформированность "Я-концепции" и проблемы с ее коррекцией.  Случайные судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влияниям…)

●Трудность вхождения в жесткий режим, неуверенность в своих возможностях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптации к профессиональным взаимоотношениям.

Профориентация, карьерное консультирование

Методики:

1.«Тест множественного интеллекта» Г. Гарднера.

2.«Диагностика профессиональных установок подростков» методика Кондаковой.

3. Готовность к выбору профессии

(модификация опросника А.П. Чернявской)

4.Опросник профессиональной готовности

Л.Н. Кабардова.

5. «Индивидуально- типологический опросник» (ИТО) Л.Н. Собчик.

6.Тест Хони и Мамфорда. «Определение стиля обучения».

7.Опросник «Профиль» методика карты интересов Голомштока.

8.Методика «диагностика склонностей» Йоваши, Резапкина.

9. Методика «Локус контроля» Дж. Роттера

10.Тест исследования интеллекта Р. Амтхауэра

 

2. Освоение выбранной профессии в рамках

специализированных учебных заведений, самостоятельно или в рамках организации

 

1.Обучение в вузе,

2.Начало рабочего пути.

Работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудной жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.

 

Изменение роли, большая самостоятельность и новые взаимоотношения, формирование компетентности.

Основной вид деятельности- учебно-профессиональный.

Формирование целостного представления о проф. пригодности.

 

Задачи:

1.Развитие ПВК,

2. Овладение знаниями для профессиональной деятельности.

 

Адаптант- человек, который находится в начале самостоятельной профессиональной деятельности и должен приспособиться к трудовому коллективу (социальная адаптация), к сложностям профессиональных задач (профессиональная адаптация), к своей профессиональной роли, которая может изменить систему ценностей и личность человек (Я, личностная адаптация).

 

Самореализация- реализация своих способностей, потенциала, желаний, талантов в какой-либо деятельности, не обязательно профессиональной.

 

Внутренняя мотивация- мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

 

Профессиональная идентичность- сложный интегративный психологический феномен, ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней.

 

Проф. пригодность- это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.

 

●Проф. готовность- субъективное состояние личности, способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности.

 

●Адаптация- перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

Виды:

1.социальную психологическую адаптацию личности,

2.социально-психологическую адаптацию личности,

3.профессионально-деятельностную психологическую адаптацию личности,

4.экологическую психологическую адаптацию личности.

●Кризис профессионального обучения.

●Кризис профессиональных экспектаций

●Преобладание внешней отрицательной мотивации.

●Кризис экватора.

●Пессимизм, сложность в адаптации.

●Формирование системы навыков.

●Повышение требований к самостоятельности.

●Самоопределение.

●Освоение ПВК.

●Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, перестройка ведущей деятельности с учебно-профессиональной на собственно профессиональную уже во время учебы в профессиональном учебном заведении, изменение социально-экономических условий жизни.

Человек адаптируется к новой среде, которая не всегда соответствует его ценностным установкам.

Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами, освоение новой ведущей деятельности — профессиональной; ●Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности).

1.Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой.

2.Методика «Личностная готовность к переменам» («Personal change readiness survey», PCRS А. Ролник с соавт., в адаптации Н. Бажановой)

3.Тест смысложизненных ориентаций Д. Крамбо и Л. Махолик в адаптации Д.А. Леонтьева.

4.Опросник «Профиль» методика карты интересов Голомштока

5.Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А.Реана, В.Якунина)

6.Готовность к выбору профессии (модификация опросника А.П. Чернявской)

7.Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонд

3. Реализация личности в рамках выбранной

профессии, достижения некоторого пика своих

возможностей и профессиональных притязаний

Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.

 

Задачи:

1.Учиться существовать в условиях нового коллектива,

2.Освоение профессиональной культуры,

3.Осознание своих мотивов и целей,

4.Освоение ПВК и повышение компетентности.

 

Итог: сформированная идентичность и компетенции, освоение нормативно одобренного способа деятельности.

 

Нормативно одобренный способ деятельности- выступает как общественная категория, в нем обобщен опыт и способности предшественников (общественный опыт и способности).

Интернал- человек, который освоил профессиональные задачи среднего уровня сложности. Этот период обычно длиться достаточно долго и перейти к следующему уровню, зависит от человека.

 

Самоактуализация- непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности».

 

●Профессиональные притязания- стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности, это тот уровень профессиональной деятельности, который выбирает человек, зная свои предыдущие результаты.

 

●Оптимальный мотивационный комплекс- система мер, направленных на изменение поведения личности, группы или персонала в целом, для достижения целей организации.

 

1. Мотивы приобретения связаны с получением вознаграждения за результаты работы.

2. Мотивы безопасности — осознанные стремления работника избежать штрафных санкций за результаты своей деятельности, если они не соответствуют целям управления.

3. Мотивы энергосбережения — выбор такого рода деятельности, которая при прочих равных условиях требует меньших затрат физических и духовных сил, а также меньшего психологического напряжения.

4. Мотивы подчинения — зависимость работника от групповых норм поведения и ролевых предписаний.

5. Мотивы удовлетворения базируются на получении положительных эмоций от процесса и результата труда.

 

Экспектация- оценка личности другой или другими личностями или группой (коллективом), проявляющаяся в межличностных отношениях и определяющая социально-психологический климат и атмосферу группы.

 

Компетентность- наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области.

 

●Компетенции- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён.

●Приспособление и включение в трудовой процесс, в трудовой коллектив. ●Принятие своей социальной и профессиональной роли, своей системы ценностей.

●Кризис профессиональных экспектаций, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации

●Появлением стереотипов деятельности, эмоциональным выгоранием.

Ревизия «Я-концепции», связанная с переосмыслением себя и своего места в мире, новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников.

1.Методика определения доминирующего состояния Л.В. Куликов.

2.Методика диагностики психологического благополучия личности. Т.Д. Шевелепкова, П.П. Фесепко.

3.Диагностика копинг-поведения на основе опросника способов совладания (Адаптация методики WCQ).

4. Методика Будасси «Тест на самооценку личности».

5.Самоактуализационный тест САТ Шострома,

6.Методика Э. Крепелина для оценки умственной работоспособности.

4. Поддержание необходимого уровня профессиональной эффективности, интереса к профессиональной деятельности за счет преодоления

кризисных состояний, включая монотонию, элементы профессионального выгорания, стереотипизацию деятельности, нарастание неудовлетворенности и т. д

Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о той гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд, и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом.

●Монотония- диагностируемое состояние сниженной работоспособности в результате выполнения однообразной работы.

 

●Стереотипизация- восприятие, классификация и оценка объектов, событий, индивидов путём распространения на них характеристик какой-либо социальной группы или социальных явлений на основе определенных представлений, выработанных стереотипов.

 

●Профессиональное выгорание- это совокупность негативных эмоций, связанных с работой. Неважно, кого они касаются: коллектива, предприятия или компании. Так проявляется деформация личности, вызванная необходимостью общаться на работе с людьми.

Симптомы:

1.постоянная усталость;

2.чрезмерная утомляемость;

3.отсутствие перспектив;

4.утрата интереса к жизни.

 

●Я-концепция- систему установок и убеждений, которые формируют представления человека о собственной личности и о ситуации, возникшей вокруг него.

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «я»-концепции.

1.Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

2.Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.

3.Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает

●Кризис профессионального роста.

●Кризис профессиональной карьеры.

 

●Появлением стереотипов деятельности, эмоциональным выгоранием.

●Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой, потребность в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей.

●Стабилизация профессиональной ситуации (для молодого человека это признание того, что развитие чуть ли не прекратилось), неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом, ревизия «Я-концепции», связанная с переосмыслением себя и своего места в мире, новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников «вдруг» обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов).

1.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания СВ. В. Бойко)

2.Методика «Диагностика профессионального выгорания» (к. Маслач, С. Джексон)

3.Опросник «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак).

4.Опросник Г. Айзенка для исследования экстроверсии-интроверсии и

нейротизма в адаптации А. Г. Шмелева и В. И. Похилько.

5.Методика переживания психологического кризиса Духновский           

5. Принятие решения о смене профессии, специальности, места работы или направления профессиональной деятельности в рамках старой

профессии.

Физические и умственные силы работников при продолжительном нахождении на одной должности, специальности или направления профессиональной деятельности начинают убывать. Характер работы меняется, чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов, трудовая деятельность либо прекращается совсем либо сменяется род деятельности.

●Профессиональная дезадаптация- стойкие нарушения активного процесса приспособления индивида к условиям профессиональной деятельности, вызванные невозможностью реализовать цель деятельности.

 

●Социально профессиональный статус- означает место определенной профессиональной группы в профессиональной структуре общества, а также определяет оценку и самооценку той роли, которую играет эта профессиональная группа в системе профессиональных отношений.

 

●Профессиональные деформации- вид когнитивного искажения, которое возникает под влиянием профессиональной деятельности. Другими словами, человек воспринимает информацию и оценивает окружающий мир искаженно, через призму профессиональных обязанностей и интересов.

По направлениям профессионализации субъекта:

1.Деформации личности,

2.Деформации профессиональной деятельности,

3.Деформации профессионального взаимодействия.

●Кризисы, противоречия, возможны проявления профессиональной дезадаптации.

●Кризис социально-профессиональной самоактуализации.

●Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, коррекция «Я-концепции», также связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы, недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья, профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы.

1.Опросник психологических защит (Life Style Index, LSI, Индекс жизненного стиля, разработанн R. Plutchik с соавторами (Kel- lerman, Konte; 1979)).

2. Опросник «Шкала субъективного благополучия» (М. В. Соколова).

3.Опросник оптимизма – ШОСТО (М. Селигман; русская адаптация Т. О. Гордеевой, В. Ю. Шевяховой)

 


 

Содержание фаз профессионального цикла

Содержание фаз профессионального цикла

Основываясь на результатах такого самоанализа, они понимают возможные варианты профессиональной карьеры

Основываясь на результатах такого самоанализа, они понимают возможные варианты профессиональной карьеры

Определение ближних проф. целей как этапов и путей к дальней цели

Определение ближних проф. целей как этапов и путей к дальней цели

Освоение выбранной профессии в рамках специализированных учебных заведений, самостоятельно или в рамках организации 1

Освоение выбранной профессии в рамках специализированных учебных заведений, самостоятельно или в рамках организации 1

Формирование целостного представления о проф

Формирование целостного представления о проф

Кризис профессионального обучения

Кризис профессионального обучения

Итог: сформированная идентичность и компетенции, освоение нормативно одобренного способа деятельности

Итог: сформированная идентичность и компетенции, освоение нормативно одобренного способа деятельности

Мотивы подчинения — зависимость работника от групповых норм поведения и ролевых предписаний

Мотивы подчинения — зависимость работника от групповых норм поведения и ролевых предписаний

Работники достигают пика своей профессиональной карьеры

Работники достигают пика своей профессиональной карьеры

Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает

Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает

Принятие решения о смене профессии, специальности, места работы или направления профессиональной деятельности в рамках старой профессии

Принятие решения о смене профессии, специальности, места работы или направления профессиональной деятельности в рамках старой профессии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2023