Содержание фаз профессионального цикла.
Фаза |
Основное содержание этапа, задачи фазы |
Основные понятия, которые характеризуют данный этап |
Проблемы, которые возникают |
Параметры для диагностики проблем |
Методики диагностики |
1. Оптация, поиск и выбор профессии или способа профессионального самоосуществления. |
Формирование личных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей; «профессиональная подготовка» – формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач. Юноши и девушки пытаются определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они понимают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать. Задачи: |
●Оптант- человек, решающий проблему своего самоопределения, выбирающий профессию.
●Самоопределение- это процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. Структура самоопределения: 1.осознание принадлежности к конкретной профессиональной группе. 2.оценка места работы и личного становления по общественным и персональным стандартам. 3.признание группой принадлежности к сообществу. 4.понимание слабых и сильных черт, индивидуальных и продуктивных способов достижения мастерства. 5.мнения человека о себе, о своей работе
Четырехкомпонентная структура профессионального самоопределения Э. Ф. Зеера: 1.Социальная и профессиональная ориентация. (ожидания, интересы, склонности) 2.Профессиональная компетентность. (квалификация, проф. знания, умения и навыки) 3. ПВК 4. Профессионально значимые психофизиологические свойства личности.
Треугольник Климова: 1.Хочу (потребность личности) 2.Могу (способности личности) 3.Надо (потребность общества)
●Профориентация- это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах.
●Готовность к выбору- то, во-первых, внутренняя. осознанность самого факта выбора и определенность профессиональных. интересов, во-вторых, осведомленность ученика о своих способностях и о. том, какие физические и психологические требования предъявляет. Структура готовности (компоненты): 1.мотивационно-целевой, 2.эмоционально-волевой, 3.когнитивный, 4.деятельностно-практический |
●Принятие решения в ситуации неопределенности, выбор профессии, учебного заведения, образа жизни. ●Кризис учебно-профессиональной ориентации. ●Кризис рождения профессионала ●Кризис профессиональной идентичности. |
●Характеристики личности (интересы, способности, самооценка и тд.) ●Неудачное формирование профессиональных намерений и их реализация. Несформированность "Я-концепции" и проблемы с ее коррекцией. Случайные судьбоносные моменты жизни (подросток очень подвержен дурным влияниям…) ●Трудность вхождения в жесткий режим, неуверенность в своих возможностях, необходимость доучиваться, а иногда и переучиваться, адаптации к профессиональным взаимоотношениям. |
Профориентация, карьерное консультирование Методики: 1.«Тест множественного интеллекта» Г. Гарднера. 2.«Диагностика профессиональных установок подростков» методика Кондаковой. 3. Готовность к выбору профессии (модификация опросника А.П. Чернявской) 4.Опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардова. 5. «Индивидуально- типологический опросник» (ИТО) Л.Н. Собчик. 6.Тест Хони и Мамфорда. «Определение стиля обучения». 7.Опросник «Профиль» методика карты интересов Голомштока. 8.Методика «диагностика склонностей» Йоваши, Резапкина. 9. Методика «Локус контроля» Дж. Роттера 10.Тест исследования интеллекта Р. Амтхауэра
|
2. Освоение выбранной профессии в рамках специализированных учебных заведений, самостоятельно или в рамках организации
1.Обучение в вузе, 2.Начало рабочего пути. |
Работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудной жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими.
Изменение роли, большая самостоятельность и новые взаимоотношения, формирование компетентности. Основной вид деятельности- учебно-профессиональный. Формирование целостного представления о проф. пригодности.
Задачи: 1.Развитие ПВК, 2. Овладение знаниями для профессиональной деятельности.
|
●Адаптант- человек, который находится в начале самостоятельной профессиональной деятельности и должен приспособиться к трудовому коллективу (социальная адаптация), к сложностям профессиональных задач (профессиональная адаптация), к своей профессиональной роли, которая может изменить систему ценностей и личность человек (Я, личностная адаптация).
●Самореализация- реализация своих способностей, потенциала, желаний, талантов в какой-либо деятельности, не обязательно профессиональной.
●Внутренняя мотивация- мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.
●Профессиональная идентичность- сложный интегративный психологический феномен, ведущая характеристика профессионального развития человека, которая свидетельствует о степени принятия избранной профессиональной деятельности в качестве средства самореализации и развития, осознание своей тождественности с группой и оценка значимости членства в ней.
●Проф. пригодность- это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью.
●Проф. готовность- субъективное состояние личности, способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности.
●Адаптация- перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. Виды: 1.социальную психологическую адаптацию личности, 2.социально-психологическую адаптацию личности, 3.профессионально-деятельностную психологическую адаптацию личности, 4.экологическую психологическую адаптацию личности. |
●Кризис профессионального обучения. ●Кризис профессиональных экспектаций ●Преобладание внешней отрицательной мотивации. ●Кризис экватора. ●Пессимизм, сложность в адаптации. ●Формирование системы навыков. ●Повышение требований к самостоятельности. ●Самоопределение. ●Освоение ПВК. |
●Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, перестройка ведущей деятельности с учебно-профессиональной на собственно профессиональную уже во время учебы в профессиональном учебном заведении, изменение социально-экономических условий жизни. ●Человек адаптируется к новой среде, которая не всегда соответствует его ценностным установкам. ●Трудности профессиональной адаптации (особенно в плане взаимоотношений с разновозрастными коллегами, освоение новой ведущей деятельности — профессиональной; ●Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности). |
1.Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой. 2.Методика «Личностная готовность к переменам» («Personal change readiness survey», PCRS А. Ролник с соавт., в адаптации Н. Бажановой) 3.Тест смысложизненных ориентаций Д. Крамбо и Л. Махолик в адаптации Д.А. Леонтьева. 4.Опросник «Профиль» методика карты интересов Голомштока 5.Методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А.А.Реана, В.Якунина) 6.Готовность к выбору профессии (модификация опросника А.П. Чернявской) 7.Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонд |
3. Реализация личности в рамках выбранной профессии, достижения некоторого пика своих возможностей и профессиональных притязаний |
Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.
Задачи: 1.Учиться существовать в условиях нового коллектива, 2.Освоение профессиональной культуры, 3.Осознание своих мотивов и целей, 4.Освоение ПВК и повышение компетентности.
Итог: сформированная идентичность и компетенции, освоение нормативно одобренного способа деятельности.
●Нормативно одобренный способ деятельности- выступает как общественная категория, в нем обобщен опыт и способности предшественников (общественный опыт и способности). |
●Интернал- человек, который освоил профессиональные задачи среднего уровня сложности. Этот период обычно длиться достаточно долго и перейти к следующему уровню, зависит от человека.
●Самоактуализация- непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности».
●Профессиональные притязания- стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности, это тот уровень профессиональной деятельности, который выбирает человек, зная свои предыдущие результаты.
●Оптимальный мотивационный комплекс- система мер, направленных на изменение поведения личности, группы или персонала в целом, для достижения целей организации.
1. Мотивы приобретения связаны с получением вознаграждения за результаты работы. 2. Мотивы безопасности — осознанные стремления работника избежать штрафных санкций за результаты своей деятельности, если они не соответствуют целям управления. 3. Мотивы энергосбережения — выбор такого рода деятельности, которая при прочих равных условиях требует меньших затрат физических и духовных сил, а также меньшего психологического напряжения. 4. Мотивы подчинения — зависимость работника от групповых норм поведения и ролевых предписаний. 5. Мотивы удовлетворения базируются на получении положительных эмоций от процесса и результата труда.
●Экспектация- оценка личности другой или другими личностями или группой (коллективом), проявляющаяся в межличностных отношениях и определяющая социально-психологический климат и атмосферу группы.
●Компетентность- наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области.
●Компетенции- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён. |
●Приспособление и включение в трудовой процесс, в трудовой коллектив. ●Принятие своей социальной и профессиональной роли, своей системы ценностей. ●Кризис профессиональных экспектаций, т.е. неудачный опыт адаптации к социально-профессиональной ситуации |
●Появлением стереотипов деятельности, эмоциональным выгоранием. ● Ревизия «Я-концепции», связанная с переосмыслением себя и своего места в мире, новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников. |
1.Методика определения доминирующего состояния Л.В. Куликов. 2.Методика диагностики психологического благополучия личности. Т.Д. Шевелепкова, П.П. Фесепко. 3.Диагностика копинг-поведения на основе опросника способов совладания (Адаптация методики WCQ). 4. Методика Будасси «Тест на самооценку личности». 5.Самоактуализационный тест САТ Шострома, 6.Методика Э. Крепелина для оценки умственной работоспособности. |
4. Поддержание необходимого уровня профессиональной эффективности, интереса к профессиональной деятельности за счет преодоления кризисных состояний, включая монотонию, элементы профессионального выгорания, стереотипизацию деятельности, нарастание неудовлетворенности и т. д |
Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о той гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд, и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом. |
●Монотония- диагностируемое состояние сниженной работоспособности в результате выполнения однообразной работы.
●Стереотипизация- восприятие, классификация и оценка объектов, событий, индивидов путём распространения на них характеристик какой-либо социальной группы или социальных явлений на основе определенных представлений, выработанных стереотипов.
●Профессиональное выгорание- это совокупность негативных эмоций, связанных с работой. Неважно, кого они касаются: коллектива, предприятия или компании. Так проявляется деформация личности, вызванная необходимостью общаться на работе с людьми. Симптомы: 1.постоянная усталость; 2.чрезмерная утомляемость; 3.отсутствие перспектив; 4.утрата интереса к жизни.
●Я-концепция- систему установок и убеждений, которые формируют представления человека о собственной личности и о ситуации, возникшей вокруг него. Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие «я»-концепции. 1.Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. 2.Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. 3.Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает |
●Кризис профессионального роста. ●Кризис профессиональной карьеры.
|
●Появлением стереотипов деятельности, эмоциональным выгоранием. ●Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой, потребность в дальнейшем повышении квалификации, создание семьи и неизбежное ухудшение финансовых возможностей. ●Стабилизация профессиональной ситуации (для молодого человека это признание того, что развитие чуть ли не прекратилось), неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом, ревизия «Я-концепции», связанная с переосмыслением себя и своего места в мире, новая доминанта профессиональных ценностей, когда для части работников «вдруг» обнаруживаются новые смыслы в самом содержании и процессе труда (вместо старых, часто внешних по отношению к труду смыслов). |
1.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания СВ. В. Бойко) 2.Методика «Диагностика профессионального выгорания» (к. Маслач, С. Джексон) 3.Опросник «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак). 4.Опросник Г. Айзенка для исследования экстроверсии-интроверсии и нейротизма в адаптации А. Г. Шмелева и В. И. Похилько. 5.Методика переживания психологического кризиса Духновский |
5. Принятие решения о смене профессии, специальности, места работы или направления профессиональной деятельности в рамках старой профессии. |
Физические и умственные силы работников при продолжительном нахождении на одной должности, специальности или направления профессиональной деятельности начинают убывать. Характер работы меняется, чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов, трудовая деятельность либо прекращается совсем либо сменяется род деятельности. |
●Профессиональная дезадаптация- стойкие нарушения активного процесса приспособления индивида к условиям профессиональной деятельности, вызванные невозможностью реализовать цель деятельности.
●Социально профессиональный статус- означает место определенной профессиональной группы в профессиональной структуре общества, а также определяет оценку и самооценку той роли, которую играет эта профессиональная группа в системе профессиональных отношений.
●Профессиональные деформации- вид когнитивного искажения, которое возникает под влиянием профессиональной деятельности. Другими словами, человек воспринимает информацию и оценивает окружающий мир искаженно, через призму профессиональных обязанностей и интересов. По направлениям профессионализации субъекта: 1.Деформации личности, 2.Деформации профессиональной деятельности, 3.Деформации профессионального взаимодействия. |
●Кризисы, противоречия, возможны проявления профессиональной дезадаптации. ●Кризис социально-профессиональной самоактуализации. |
●Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации, коррекция «Я-концепции», также связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы, недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом, психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья, профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы. |
1.Опросник психологических защит (Life Style Index, LSI, Индекс жизненного стиля, разработанн R. Plutchik с соавторами (Kel- lerman, Konte; 1979)). 2. Опросник «Шкала субъективного благополучия» (М. В. Соколова). 3.Опросник оптимизма – ШОСТО (М. Селигман; русская адаптация Т. О. Гордеевой, В. Ю. Шевяховой) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.