Содержание коррекционной логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Программно-методическое обеспечение:
· Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида (старшая группа). - М.: Школьная Пресса, 2003.
· Каше Г.А. «Исправление недостатков речи у дошкольников» под редакцией Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1971.
· Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». Практикум по логопедии. – Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение, 1989.
· Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно». Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
· Нищева Н.В. «Будем говорить правильно». Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. – СПб.: Детство-пресс, 2002.
Дидактическое обеспечение:
· Коррекция звукопроизношения: карточки-картинки на изучаемые звуки, альбомы на автоматизацию поставленных звуков, комплексы артикуляционной гимнастики, картотека чистоговорок.
· «Волшебный мешочек» с мелкими игрушками.
· «Собери бусы».
· Счетные палочки.
· Пазлы.
· Игры с прищепками.
· Шнуровка «Ботинок».
· Массажный мяч Су-джок.
· Разрезные картинки.
· Дидактическая игра «Паровоз».
· «Дорожки».
· Лото «Звук Ж».
· «Разноцветные грузовики».
· «1,2,3…10»
· «Помоги Ларисе и Роме».
· «Собери воздушные шары».
· «Поможем слону».
· «5 щенков».
· «Помоги Маше собрать фрукты».
· «Укрась шапку».
· «Малинки по корзинкам».
· Логопедическое лото на звуки К, Кь, Г, Гь, З, Ш, Л.
· «Бумажная кукла».
· Домино на звуки С, Ш, Л.
· «Собираем яблоки».
· «Веселый паровоз».
· Учебно-методический комплект А.С. Галанов «Лото логопедическое звуки Ч, Щ».
· Учебно-методический комплект А.С. Галанов «Лото логопедическое звуки Р, Рь».
· Учебно-методический комплект А.С. Галанов «Лото логопедическое звуки Ж, Ш».
· Учебно-методический комплект А.С. Галанов «Лото логопедическое звуки З, Зь».
· «Проводи Гнома до дома».
· «Подружи звуки».
· «Кто плывет в лодке».
· «Чаепитие».
· «Шаловливый котенок».
· «Зонтики для ежат».
· «Осенние листья».
· «Летаем – звуки закрепляем».
· «Школьные принадлежности Мальвины и Буратино».
· «Забей гол в ворота».
· «Ленивый продавец».
· «Помести картинки в вагончики».
· «Помоги Снегурочке и снеговику собрать снежинки».
· «белкины запасы».
· «Карлсон и покупки».
· «Найди все картинки со звуками Л, Р.».
· «Лабиринты на звук К».
· «Будь внимателен».
· «Пройди от большой буквы до короны, прокладывая дорожку только по буквам (К, Ш, Ж, Л).
· «Найди отличия».
· Улитки.
· «Посчитай-ка».
· «Один-много» (С, Ш, Л, Ль).
· «Кто с чем?».
· «Друзья. Что делает …, тоже самое делает …».
· Контуры.
· Домино Ш-С.
· «Калейдоскоп историй».
· Лото ассоциации.
· Лото профессии.
· «Найди божью коровку».
· «Улей».
· «Съедобное – несъедобное».
· «Отнимем сыр у мышки».
· «День рождения Совы».
· «Отнимем у лисы колобки».
· «Кто на чем летит?».
· «Поможем кукле Кате».
· «Мы едем, едем, едем…».
· «2-5» по теме «Фрукты», «Мебель», «Транспорт».
· «Построй дом».
· Логопедическое лото «Говори правильно» (звуки С, Ш, Л).
· «Рифмочки и нерифмушки».
· Развивающая игра «Рассказы по картинкам «Растения».
· Театр настроения.
· Мягкая игрушка – конструктор «Притворщик» (32 зверушки в одной игрушке).
· Кукла Гном.
· Домики.
· Пиктограммы.
· «Что дает? Что везет?».
· «Скажи наоборот».
· «Чья тень».
· «Варим суп».
· «По первым буквам названий картинок составлено слово. Найди его».
· «Фруктовый и ягодный чай».
· «Кому что надо?».
· «Назови цвет и форму».
· «Какой сок?».
· «Составь предложение».
· «Рассели по домикам».
· «Подбери действие».
· «Что не так?».
· «Что сначала, что потом?».
· «Логический поезд».
· «Карлсон в гостях у малыша».
· «Вазы и цветы».
· Игра-лото «Сортировка».
· «Тучки и капельки».
· «Мой, моя, моё, мои».
· «Куда ведет дорога?».
· «Что где находится?».
· «Один-много».
· Пособие «Развитие речи. Закрепление предлогов».
· «Грамматика для дошкольников» Н. Созонова, Е. Куцина.
· «Составь картинку. Послушай рассказ. Перескажи».
· «Фрукты, овощи, ягоды».
· «Собери букву».
· «Путешествие снеговика».
· Графические диктанты».
· «Рыбалка».
· «Гусеница».
· Деревянный театр Репка».
· Бумажный театр «Три поросенка», «Теремок», «Три медведя».
· Тренажёры для дыхания «Парящий шарик», «Футбол», «Вертушки», «Горячий чай», «Сдуй снежинку», «Облака», «Сдуй бабочку».
Характеристики речевого развития детей.
Нарушения устной речи |
Характеристики |
Фонетическое недоразвитие речи |
· искаженное произношение звука; · отсутствие звука в речи; · замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному (по положению губ и языка) укладу. |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи |
· трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными (по положению губ и языка) или акустическими (по звучанию) признаками; · пониженная способность к анализу (выделению) и синтезу (обобщению) речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного (звукового) состава языка; · не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; · невозможность определения наличия и последовательности звуков в слове; · нарушение речевых кинестезий (ощущений положения и перемещения органов, участвующих в образовании речи) вследствие анатомических и двигательных дефектов органов речи; · нарушение звукопроизношения при относительной сохранности слоговой структуры слова; · слабо выраженное лексико-грамматическое недоразвитие (нарушение строения и понимания слова и предложения, присущее русскому языку); · неточность в понимании и обобщении словарного запаса; · нарушение просодических компонентов речи: тембр, темп, мелодия. |
Нерезко-выраженное общее недоразвитие речи |
· нарушение звукопроизношения; · нарушение фонематического восприятия; · нарушение слоговой структуры слова; · нарушение лексико-грамматического строя речи; · нарушение навыков словообразования; · нарушение связной речи; · неспособность овладения фонематическим анализом; · замедленное течение мыслительных процессов; · трудности формирования учебных умений. |
Методологической основой содержания коррекционной работы на логопедическом пункте ДОУ являются: «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей», авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. Использование двух программ одновременно обусловлено наличием на логопедическом пункте ДОУ детей как с ФНР, ФФНР и ОНР.
Диагностическое обследование детей на логопедическом пункте осуществляется на основе методики обследования устной речи детей
О.И. Крупенчук.
Основные направления |
Методическое обеспечение |
Содержание коррекционной работы |
Формы организации. |
Фонетическое недоразвитие речи. Цель: ребенок осваивает правильную артикуляцию звуков речи в различных позициях, формах и дифференцирует все изученные звуки речи. |
Будем говорить правильно. / Н.В. Нищева.- СПб.: Детство-пресс, 2002. |
1 период (сентябрь, ноябрь, декабрь). Звуковая сторона речи Звукопроизношение: · Постановка отсутствующих звуков. Закрепление правильно произносимых звуков. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. · Развитие речевого дыхания. · Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. · Формирование грамматически правильной речи. · Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением. · Различение звуков на слух и правильное произношение: по твердости-мягкости, по глухости-звонкости, по месту образования. |
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми: - Непосредственно образовательная логопедическая деятельность: · подгрупповая НОД; · индивидуальная НОД; · дидактические игры; · настольно-печатные игры; · компьютерные обучающие игры; · разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений; · речевые задания и упражнения; - Образовательная деятельность в режимных моментах: · пальчиковые игры и упражнения; · мимические, логоритмические, артикуляционные, дыхательные гимнастики; · речевые дидактические игры; · чтение; · тренинги (действия по речевому образцу); · праздники, развлечения. - самостоятельная деятельность детей: · сюжетно-ролевые игры; · дидактические игры; · настольно-печатные игры; · словотворчество; · совместная продуктивная и игровая деятельность. - образовательная деятельность в семье: · выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии; · речевые игры; · беседы; · заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений. |
|
2 период (январь, февраль, март, апрель). Звукопроизношение: · В связи с закреплением правильного произношения усвоение многосложных слов. Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. · Усвоение слов сложного слогового состава. · Образование слов (часовщик, электрический и др.) · Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. |
|
|
|
3 период (май) · Различение на слух и правильное произношение близких по акустическим признакам звуков: [ч]- [ть]- [сь]- [щ], [ц]- [ть]- [сь], [щ]- [ч]- [сь]- [ш] и их дифференциация. · Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения. · Правильное произношение слов с усвоенной звуко-слоговой структурой. · Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. |
|
|
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Цель: ребенок осваивает правильную артикуляцию звуков речи в различных позициях, формах, дифференцирует все изученные звуки речи, производит элементарный звуковой анализ и синтез. |
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. / сборник Коррекция нарушений речи. Автор составитель Г.В. Чиркина. – издательство «Просвещение», 2008г.
Будем говорить правильно. / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-пресс, 2002. |
1 период (сентябрь, ноябрь, декабрь). Звуковая сторона речи Звукопроизношение: · Постановка отсутствующих звуков. Закрепление правильно произносимых звуков. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. · Развитие речевого дыхания. · Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. · Формирование грамматически правильной речи. · Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением. Различение звуков на слух и правильное произношение: по твердости-мягкости, по глухости-звонкости, по месту образования.
Фонематическое восприятие и слух, навыки звукобуквенного анализа и синтеза: · Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух-трех гласных (аи, уиа). · Анализ и синтез прямых и обратных слогов. · Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот. · Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом. · Выделение первого согласного в слове. · Преобразование слогов. · Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек. · Умение давать качественную характеристику звуку. · Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. |
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми: - Непосредственно образовательная логопедическая деятельность: · подгрупповая НОД; · индивидуальная НОД; · дидактические игры; · настольно-печатные игры; · компьютерные обучающие игры; · разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений; · речевые задания и упражнения; - Образовательная деятельность в режимных моментах: · пальчиковые игры и упражнения; · мимические, логоритмические, артикуляционные, дыхательные гимнастики; · речевые дидактические игры; · чтение; · тренинги (действия по речевому образцу); · праздники, развлечения. - самостоятельная деятельность детей: · сюжетно-ролевые игры; · дидактические игры; · настольно-печатные игры; · словотворчество; · совместная продуктивная и игровая деятельность. - образовательная деятельность в семье: · выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии; · речевые игры; · беседы; заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений. |
|
2 период (январь, февраль, март, апрель). Звукопроизношение: · В связи с закреплением правильного произношения усвоение многосложных слов. Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. · Усвоение слов сложного слогового состава. · Образование слов (часовщик, электрический и др.) · Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Фонематическое восприятие и слух, навыки звукобуквенного анализа и синтеза: · Совершенствование навыков звукового, слогового анализа и синтеза. Составление схемы слов из фишек и полосок. Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный. · Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный-согласный», «твердый-мягкий», «звонкий-глухой». · Закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). · Развитие умения находить в слове ударный гласный. · Развитие умения подбирать слова к данным схемам. · Преобразование слов за счет замены звука (суп-сук, вата-дата, угол-уголь). · Определение количества слов в предложении и их последовательности. |
|
|
|
3 период (май) · Различение на слух и правильное произношение близких по акустическим признакам звуков: [ч]- [ть]- [сь]- [щ], [ц]- [ть]- [сь], [щ]- [ч]- [сь]- [ш] и их дифференциация. · Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения. · Правильное произношение слов с усвоенной звуко-слоговой структурой. · Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи.
Фонематическое восприятие и слух, навыки звукобуквенного анализа и синтеза: · Деление слов на слоги. Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков (му-пу). · Преобразование слов за счет замены или добавления звуков (мышка-мушка-мишка и.др.). · Определение количества слов в предложении и их последовательности. · Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. · Выкладывание из полосок схемы предложения. · Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение.
|
|
|
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи
Цель: ребенок осваивает правильную артикуляцию речи в различных позициях и формах, дифференциацию всех изученных звуков речи, элементарный звуковой анализ и синтез, правильную слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного взрослым произведения, ставить вопросы к текстам и пересказывать их. |
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. / сборник Коррекция нарушений речи; автор составитель Г.В. Чиркина. – издательство «Просвещение», 2008г. Будем говорить правильно. / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-пресс, 2002. |
1 период (сентябрь, ноябрь, декабрь). Звуковая сторона речи Звукопроизношение: · Постановка отсутствующих звуков. Закрепление правильно произносимых звуков. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. · Развитие речевого дыхания. · Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. · Формирование грамматически правильной речи. · Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением. Различение звуков на слух и правильное произношение: по твердости-мягкости, по глухости-звонкости, по месту образования.
Фонематическое восприятие и слух, навыки звукобуквенного анализа и синтеза: · Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух-трех гласных (аи, уиа). · Анализ и синтез прямых и обратных слогов. · Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот. · Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом. · Выделение первого согласного в слове. · Преобразование слогов. · Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек. · Умение давать качественную характеристику звуку. · Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.
Развитие лексико-грамматических категорий языка и связная речь: · Изучение грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа. Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными; сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе; привлечение внимания к родовой принадлежности предметов. Образование слов способом присоединения приставки способом присоединения суффиксов к словам с уменьшительно-ласкательным значением; способом словосложения. · Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. · Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных. · Распространение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? Что делает? Составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы. · Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам. · Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. · Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции. · Развитие умения составлять рассказ из предложений данных в задуманной последовательности. |
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми: - Непосредственно образовательная логопедическая деятельность: · подгрупповая НОД; · индивидуальная НОД; · дидактические игры; · настольно-печатные игры; · компьютерные обучающие игры; · разучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений; · речевые задания и упражнения; - Образовательная деятельность в режимных моментах: · пальчиковые игры и упражнения; · мимические, логоритмические, артикуляционные, дыхательные гимнастики; · речевые дидактические игры; · чтение; · тренинги (действия по речевому образцу); · праздники, развлечения. - самостоятельная деятельность детей: · сюжетно-ролевые игры; · дидактические игры; · настольно-печатные игры; · словотворчество; · совместная продуктивная и игровая деятельность. - образовательная деятельность в семье: · выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии; · речевые игры; · беседы; заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений. |
|
2 период (январь, февраль, март, апрель). Звукопроизношение: · В связи с закреплением правильного произношения усвоение многосложных слов. Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. · Усвоение слов сложного слогового состава. · Образование слов (часовщик, электрический и др.) · Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.
Фонематическое восприятие и слух, навыки звукобуквенного анализа и синтеза: · Совершенствование навыков звукового, слогового анализа и синтеза. Составление схемы слов из фишек и полосок. Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный. · Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный-согласный», «твердый-мягкий», «звонкий-глухой». · Закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). · Развитие умения находить в слове ударный гласный. · Развитие умения подбирать слова к данным схемам. · Преобразование слов за счет замены звука (суп-сук, вата-дата, угол-уголь). · Определение количества слов в предложении и их последовательности.
Развитие лексико-грамматических категорий языка и связная речь: · Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто. торты, крылья). Усвоение падежных окончаний существительных прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе. · Согласование прилагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе. · Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже. · Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени; глаголов совершенного и несовершенного вида (рисует-нарисовал). · Развитие умения подбирать родственные слова. · Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки, присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных. · Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии. · Привлечение внимания к многозначности слов. · Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных. |
|
|
|
3 период (май) · Различение на слух и правильное произношение близких по акустическим признакам звуков: [ч]- [ть]- [сь]- [щ], [ц]- [ть]- [сь], [щ]- [ч]- [сь]- [ш] и их дифференциация. · Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения. · Правильное произношение слов с усвоенной звуко-слоговой структурой. · Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи.
Фонематическое восприятие и слух, навыки звукобуквенного анализа и синтеза: · Деление слов на слоги. Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков (му-пу). · Преобразование слов за счет замены или добавления звуков (мышка-мушка-мишка и.др.). · Определение количества слов в предложении и их последовательности. · Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. · Выкладывание из полосок схемы предложения. · Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение.
Развитие лексико-грамматических категорий языка и связная речь: · Практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных падежных формах. · Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах. · Закрепление навыков составления и распространения предложений. · Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из-за, из-под, из слов в начальной форме. · Составление предложений из «живых слов» и распространение предложений с помощью вопросов. · Добавление в предложение пропущенных предлогов. · Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. · Составление предложений по опорным словам. · Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом). · Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин. · Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.