Нарушение письменной речи очень актуальная тема…
В последние годы возрастает число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. В общеобразовательной школе учителя часто сталкиваются с множественными ошибками у детей при письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста.
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Расстройства в этой области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка.
Дисграфия и профилактика
Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи
Логопедическая работа по профилактике нарушений письменной речи
Система коррекционного обручения по профилактике нарушении письменной речи условно делится на 3 уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.
Необходимо отметить, что дети, испытывающие трудности при усвоении письменной речи, имеют слабую ориентировку во времени:
незнание либо нетвердое знание основных временных единиц (времен года, месяцев, дней недели в их последовательности);
недостаточная обобщенность пространственных понятий и представлений;
трудности динамической и кинетической организации движений руки;
несформированность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором.
Работа по развитию и уточнению данных функций соответственно программе проводится на каждом занятии курса в организационной его части.
I уровень - Фонетический
Коррекционная работа I уровне – фонетическом – предполагает решение следующих задач:
• развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным);
• развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
Дифференциация букв, смешиваемых по звонкости-глухости и акустико-артикуляционному типу, предлагается как самостоятельная работа дома по индивидуальным карточкам с предварительной работой на одном из занятий курса коррекции под руководством логопеда.
Ii уровень - лексический
Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:
• количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
• качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
• формирование культуры речи (устранение слов-паразитов, искаженных просторечных, жаргонных слов);
• развитие слогового анализа и синтеза;
• наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов.
Iii уровень - синтаксический
Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа:
• усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;
• обогащение фразовой речи учеников.
На синтаксическом уровне коррекционной работы проводится несколько специальных занятий с целью формирования связной речи. Вначале дети учатся разным видам пересказа (подробный и выборочный), затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану.
Развитие неречевых процессов
Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.
Для этой цели используется ряд упражнений:
Выделение парных звуков из слов в начальной позиции (по предметным картинкам)
Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие)
Cоотнесение звуков с буквами
Чтение слоговых таблиц, запись под диктовку
Устный диктант слов (поднять букву по наличию звука, например «к» или «г»): согнул, крепость, около, кирпич, приказ, бумага;
Словарный диктант. Например, звуки «в» или «ф»: ворот, фары, фрукты, ватный, фант, картофель, коврик, кефир, шкафы, правда;
Определение места звуков в слове (с опорой на цифровой ряд): Г—Гриша, Григорий, загадка, прыгалки, круглый, гигант, гогочет;
Запись слов в две колонки по наличию смешиваемых звуков (например «с-з»): Зонт, свекла, глаза, закат, восемь, узнал, уснул, змейка.
Сопоставление смешиваемых фонем по смыслу изучаемого слова. Например, звуки «п» или «б»: почка - бочка, пал - бал, точка - дочка, дом – том.
Закончить предложение, выбрав подходящее слово: В синем небе звезды …(плещут, блещут)
Вставить пропущенные буквы в текст: После до..дя боль..ие лу..и.
Вписать пропущенный слог «па» или «ба»: Лю -, ры -, тро -, ли -, - ран, - латка, сдо -, - лец, - зар, - бушка, тру-, - рус, ло – та, при – вил, за – вы.
Развитие зрительного гнозиса
Для развития зрительного гнозиса работа строится у в следующих направлениях:
Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины
Расширение объема и уточнение зрительной памяти
Формирование пространственных представлении
Развитие зрительного анализа и синтеза
С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендованы такие задания: назвать контурные изображения предметов; перечеркнутые контурные изображения; выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
Задания на узнавание букв (буквенный гнозис): найти букву среди ряда других букв; соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.
Развитие ориентировки в пространстве
Для развития ориентировки в окружающем пространстве:
Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе
Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи какой предмет находиться справа от тебя, слева» и т.д.
Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями.
Главной целью являлось закрепление связи между фонемой - артикулемой – графемой – кинемой. Для контроля правильности включались все четыре анализатора.
В связи с этим коррекционная работа должна строиться на учете всех этих нарушений и вестись постепенно, по–принципу от простого к сложному.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.