Содержание логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи
Оценка 5

Содержание логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи

Оценка 5
pptx
23.04.2024
Содержание логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи
Содержание логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи.pptx

Содержание логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи

Содержание логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи

Содержание логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи

Громова В.А.
Учитель-логопед
МБОУ Щёлковский лицей №7 ГОЩ

Нарушение письменной речи очень актуальная тема…

Нарушение письменной речи очень актуальная тема…

Нарушение письменной речи очень актуальная тема…

В последние годы возрастает число детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться. В общеобразовательной школе учителя часто сталкиваются с множественными ошибками у детей при письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста.
Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Расстройства в этой области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка.

Дисграфия и профилактика Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма

Дисграфия и профилактика Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма

Дисграфия и профилактика

Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи

Логопедическая работа по профилактике нарушений письменной речи

Логопедическая работа по профилактике нарушений письменной речи

Логопедическая работа по профилактике нарушений письменной речи

Система коррекционного обручения по профилактике нарушении письменной речи условно делится на 3 уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический.

Необходимо отметить, что дети, испытывающие трудности при усвоении письменной речи, имеют слабую ориентировку во времени:
незнание либо нетвердое знание основных временных единиц (времен года, месяцев, дней недели в их последовательности);
недостаточная обобщенность пространственных понятий и представлений;
трудности динамической и кинетической организации движений руки;
несформированность четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором.

Работа по развитию и уточнению данных функций соответственно программе проводится на каждом занятии курса в организационной его части.

I уровень - Фонетический Коррекционная работа

I уровень - Фонетический Коррекционная работа

I уровень - Фонетический

Коррекционная работа I уровне – фонетическом  предполагает решение следующих задач:
• развитие звукового анализа и синтеза слов (от простых форм к сложным);
• развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.

Дифференциация букв, смешиваемых по звонкости-глухости и акустико-артикуляционному типу, предлагается как самостоятельная работа дома по индивидуальным карточкам с предварительной работой на одном из занятий курса коррекции под руководством логопеда.

Ii уровень - лексический Начиная коррекционную работу на лексическом уровне , необходимо выделить основные задачи этого этапа работы: • количественный рост словаря (за счет усвоения…

Ii уровень - лексический Начиная коррекционную работу на лексическом уровне , необходимо выделить основные задачи этого этапа работы: • количественный рост словаря (за счет усвоения…

Ii уровень - лексический

Начиная коррекционную работу на лексическом уровне, необходимо выделить основные задачи этого этапа работы:

• количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
• качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний);
• формирование культуры речи (устранение слов-паразитов, искаженных просторечных, жаргонных слов);
• развитие слогового анализа и синтеза;
• наблюдение за явлениями синонимии и антонимии слов.

Iii уровень - синтаксический Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа: • усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение…

Iii уровень - синтаксический Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа: • усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение…

Iii уровень - синтаксический

Коррекционная работа на синтаксическом уровне требует решения следующих основных задач данного этапа:
• усвоение учащимися сочетаемости слов в предложении, осознанное построение предложений;
• обогащение фразовой речи учеников.

На синтаксическом уровне коррекционной работы проводится несколько специальных занятий с целью формирования связной речи. Вначале дети учатся разным видам пересказа (подробный и выборочный), затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану.

Развитие неречевых процессов Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное…

Развитие неречевых процессов Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное…

Развитие неречевых процессов

Учитывая то, что у детей со смешанными нарушениями письменной речи остаются несформированными или недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на их развитие.

Для этой цели используется ряд упражнений: 
Выделение парных звуков из слов в начальной позиции (по предметным картинкам)
Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие)
Cоотнесение звуков с буквами
Чтение слоговых таблиц, запись под диктовку
Устный диктант слов (поднять букву по наличию звука, например «к» или «г»): согнул, крепость, около, кирпич, приказ, бумага;
Словарный диктант. Например, звуки «в» или «ф»: ворот, фары, фрукты, ватный, фант, картофель, коврик, кефир, шкафы, правда;
Определение места звуков в слове (с опорой на цифровой ряд): Г—Гриша, Григорий, загадка, прыгалки, круглый, гигант, гогочет;
Запись слов в две колонки по наличию смешиваемых звуков (например «с-з»): Зонт, свекла, глаза, закат, восемь, узнал, уснул, змейка. 
Сопоставление смешиваемых фонем по смыслу изучаемого слова. Например, звуки «п» или «б»: почка - бочка, пал - бал, точка - дочка, дом – том. 
Закончить предложение, выбрав подходящее слово: В синем небе звезды …(плещут, блещут)
Вставить пропущенные буквы в текст: После до..дя боль..ие лу..и. 
Вписать пропущенный слог «па» или «ба»: Лю -, ры -, тро -, ли -, - ран, - латка, сдо -, - лец, - зар, - бушка, тру-, - рус, ло – та, при – вил, за – вы.

Развитие зрительного гнозиса Для развития зрительного гнозиса работа строится у в следующих направлениях:

Развитие зрительного гнозиса Для развития зрительного гнозиса работа строится у в следующих направлениях:

Развитие зрительного гнозиса

Для развития зрительного гнозиса работа строится у в следующих направлениях:
Развитие зрительного восприятия, узнавание цвета, формы и величины
Расширение объема и уточнение зрительной памяти
Формирование пространственных представлении
Развитие зрительного анализа и синтеза

С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендованы такие задания: назвать контурные изображения предметов; перечеркнутые контурные изображения; выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
Задания на узнавание букв (буквенный гнозис): найти букву среди ряда других букв; соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.

Развитие ориентировки в пространстве

Развитие ориентировки в пространстве

Развитие ориентировки в пространстве

Для развития ориентировки в окружающем пространстве:
Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе
Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи какой предмет находиться справа от тебя, слева» и т.д.
Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями. 

Главной целью являлось закрепление связи между фонемой - артикулемой – графемой – кинемой. Для контроля правильности включались все четыре анализатора.
В связи с этим коррекционная работа должна строиться на учете всех этих нарушений и вестись постепенно, по–принципу от простого к сложному.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2024