Содержание учебного предмета «Физика» в программе основной и
средней школы
Федеральный базисный учебный план профильной школы в системе среднего (полного) общего образования имеет инвариантную и вариативную части.
МОиН РФ рекомендовано 12 примерных учебных планов для различных профилей обучения. Изучение физики предусматривается учебными планами:
• · на профильном уровне – для физико-математического, физико-химического и индустриально-технологического (по направлению электротехника/радиоэлектроника) профилей обучения;
• · на базовом уровне – для химико-биологического, биолого-географического и агротехнологического профилей, а также в случае непрофильного обучения;
• · в составе учебного предмета «Естествознание» – для социальноэкономического, социально-гуманитарного, филологического, художественноэстетического и оборонно-спортивного профилей.
Для информационно-технологического профиля предусматривается изучение физики на базовом уровне (140 ч) и изучение естествознания (210 ч).
Таким образом, в структуре профильного обучения предусматриваются два уровня изучения физики. Такой уровневой дифференциации недостаточно для полноценного изучения физики на разных профилях обучения. При выборе школьниками курса физики в качестве одного из профильных предметов в сочетании с другими профильными предметами существует объективная потребность учёта специфики выбранного комплекта профильных предметов.
В составе физико-математического профиля при отборе содержания обучения физике целесообразно учитывать повышенный уровень математической подготовки школьников и их интерес к проблемам, связанным одновременно с математикой и физикой (например, история открытий закона всемирного тяготения и дифференциального и интегрального исчислений). В составе физико-химического профиля при том же количестве учебных часов целесообразно учитывать повышенную потребность учащихся в более глубоком рассмотрении проблем атомно-молекулярного учения, молекулярно-кинетической теории, физики атома, элементов квантовой механики, а в составе индустриально-технологического профиля – повышенную потребность учащихся в более глубоком рассмотрении проблем электродинамики как основы электротехники и радиоэлектроники, физики полупроводников и лазеров. Таким образом, предмет «Физика» в старших классах средней школы нуждается в разработке различных вариантов как уровневой, так и профильной дифференциации.
Любая сумма знаний, признанная сегодня по каким-либо критериям необходимой каждому, через 11–12 лет, т.е. к моменту окончания обучения в школе, не будет вполне соответствовать новым жизненным и технологическим условиям. Поэтому процесс обучения должен быть ориентирован не столько на передачу суммы знаний, сколько на развитие умений приобретать эти знания. Приняв за аксиому суждение о
приоритетности развития способностей у детей, мы должны сделать вывод, что на каждом уроке необходима организация активной познавательной деятельности учащихся с постановкой достаточно трудных проблем. Где же найти такое количество проблем, чтобы успешно решать задачу развития способностей ученика?
Не нужно их искать и искусственно изобретать. Сама природа поставила множество проблем, в процессе решения которых человек, развиваясь, стал Человеком. Противопоставление задач получения знаний об окружающем мире и задач развития познавательных и творческих способностей совершенно лишено смысла – эти задачи неразделимы. Однако развитие способностей неразрывно связано именно с процессом познания окружающего мира, а не с приобретением определённой суммы знаний.
Таким образом, можно выделить следующие задачи обучения физике в школе: формирование современных представлений об окружающем материальном мире; развитие умений наблюдать природные явления, выдвигать гипотезы для их объяснения, строить теоретические модели, планировать и осуществлять физические опыты для проверки следствий физических теорий, анализировать результаты выполненных экспериментов и практически применять в повседневной жизни знания, полученные на уроках физики. Физика как учебный предмет в средней школе открывает исключительные возможности для развития познавательных и творческих способностей учащихся.
Проблема оптимального развития и максимальной реализации всех потенциальных возможностей каждой личности имеет две стороны: одна – гуманистическая, – эта проблема свободного и всестороннего развития и самореализации, а, следовательно, и счастья каждой личности; другая – зависимость процветания и безопасности общества и государства от успехов научно-технического прогресса. Благосостояние любого государства всё в большей степени определяется тем, насколько полно и эффективно его граждане могут развить и применить свои творческие способности. Стать человеком – это прежде всего осознать существование мира и понять своё место в нём. Составляют этот мир природа, человеческое общество и техника.
В условиях научно-технической революции как в сфере производства, так и в сфере обслуживания всё больше требуется работников высокой квалификации, способных управлять сложными машинами, автоматами, компьютерами и т.д. Поэтому перед школой стоят следующие задачи: обеспечить учащихся основательной общеобразовательной подготовкой и сформировать навыки обучения, дающие возможность в короткие сроки овладеть новой профессией или быстро переквалифицироваться при изменении производства. Изучение физики в школе должно способствовать успешному использованию достижений современных технологий при овладении любой профессией. Обязательно должны войти в содержание курса физики в средней школе формирование экологического подхода к проблемам использования природных ресурсов и подготовка учащихся к сознательному выбору профессий.
Содержание школьного курса физики любого уровня должно быть ориентировано на формирование научного мировоззрения и ознакомление учащихся с методами научного познания окружающего мира, а также с физическими основами современного производства, техники и бытового окружения человека. Именно на уроках физики дети должны узнать о физических процессах, происходящих и в глобальных масштабах (на Земле и околоземном пространстве), и в быту. Основой для формирования в сознании учащихся современной научной картины мира являются знания о физических явлениях и физических законах. Эти знания учащиеся должны получать через физические опыты и лабораторные работы, помогающие наблюдать то или иное физическое явление.
От ознакомления с опытными фактами следует переходить к обобщениям с использованием теоретических моделей, проверке предсказаний теорий в экспериментах и рассмотрению основных применений изученных явлений и законов в человеческой практике. У учащихся должны сформироваться представления об объективности законов физики и их познаваемости методами науки, об относительной справедливости любых теоретических моделей, описывающих окружающий мир и законы его развития, а также о неизбежности их изменений в будущем и бесконечности процесса познания природы человеком.
Обязательными являются задачи на применение полученных знаний в повседневной жизни и экспериментальные задания для самостоятельного проведения учащимися опытов и физических измерений
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.