повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Содержание, формы и методы работы с родителями
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психологопедагогических знаний родителей (лекции, семинары,
индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс (родительские собрания,
совместные творческие дела, помощь в укреплении материальнотехнической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение
педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на
усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Традиционные Нетрадиционные
• Родительские собрания
• Общеклассные и общешкольные конференции
• Индивидуальные консультации педагога
• Посещения на дому Родительские тренинги
Дискуссии
Психологические разминки
Круглые столы
Устные журналы
Практикумы
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся
отводится психологопедагогическому просвещению.
ФОРМЫ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
• Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей
основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания
детей).
• Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.
Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
• Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о
воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе
воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные
проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов
отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы
родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием
психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит
проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции,
а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками
конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций
собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные
решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.• Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей,
эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка
педагогического мышления у родителей).
• Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету,
методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих
конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной
деятельности).
• Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное
представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного
руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того
чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо
проводить индивидуальные консультациисобеседования с родителями. Готовясь к
консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут
планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна
иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между
родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все
то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить
важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
• Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с
условиями жизни).
• Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической
науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с
нормативноправовыми документами о школе, основными направлениями, задачами,
итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год.
Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период
времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе
родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет
познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации
положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно
награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания – проводятся четырепять раз в год. Цель: обсуждение
задач учебновоспитательной работы класса, планирование воспитательной работы,
определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных
педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их
можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения
родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать
хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения
учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебнойдеятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых
ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и
мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной
мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ
учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и
направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском
коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности
учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи
воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и
неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ
ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей – друзья или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
• Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает
возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по
проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать
следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют
вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает
информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов
подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители
читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в
родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя
книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к
его решению после прочтения книги.
• Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский
коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей.
Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это
праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов
на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы
родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить
слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
8. Песни, которые пели и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но
и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на
вооружение в свой воспитательный арсенал чтото новое, интересное.
• Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят
изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать
его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба
родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя
ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги
будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их
посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий.
Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает
возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз
детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские
гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания
детства», «фильм о моей семье».
• Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования
родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по
педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают
две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в
полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в
родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на
вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного
руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой
подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
v Педагогам и родителям на заметку
Если:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления
педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической
работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.