Содержание, формы и методы работы с родителями

  • Педсоветы
  • doc
  • 19.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); 2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); 3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты). Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Иконка файла материала Содержание ФОРМЫ И МЕТОДЫ.doc
Содержание, формы и методы работы с родителями Содержание работы школы с родителями состоит в следующем: 1) повышение психолого­педагогических знаний родителей (лекции, семинары,  индивидуальные консультации, практикумы); 2) вовлечение родителей в учебно­воспитательный процесс (родительские собрания,  совместные творческие дела, помощь в укреплении материально­технической базы); 3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты). Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение  педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на  усиление ее воспитательного потенциала. Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование. ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Традиционные    Нетрадиционные •    Родительские собрания •    Общеклассные и общешкольные конференции •    Индивидуальные консультации педагога •    Посещения на дому    Родительские тренинги Дискуссии Психологические разминки  Круглые столы Устные журналы Практикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся  отводится психолого­педагогическому просвещению. ФОРМЫ ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ • Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей  основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания  детей). • Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.  Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций). • Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о  воспитании детей). Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные  проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов  отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием  психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит  проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции,  а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками  конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций  собственного опыта. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные  решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.• Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей,  эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка  педагогического мышления у родителей). • Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету,  методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих  конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной  деятельности). • Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное  представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах). Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного  руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того  чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо  проводить индивидуальные консультации­собеседования с родителями. Готовясь к  консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут  планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна  иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между  родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все  то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить  важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: – особенности здоровья ребенка; – его увлечения, интересы; – предпочтения в общении в семье; – поведенческие реакции; – особенности характера; – мотивации учения; – моральные ценности семьи. • Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с  условиями жизни). • Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической  науки опыта воспитания). 1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с  нормативно­правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами,  итогами работы. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год.  Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период  времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе  родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет  познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации  положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно  награждение семей с положительным опытом воспитания детей. 2) Классные родительские собрания – проводятся четыре­пять раз в год. Цель: обсуждение  задач учебно­воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы,  определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных  педагогических проблем. Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их  можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения  родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать  хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения  учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебнойдеятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых  ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной  мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ  учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и  направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском  коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности  учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи  воспитания, стоящие перед школой. Рекомендации по проведению родительских собраний: 1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и  неудачи детей. 2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. 3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ  ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. 4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Примерная тематика консультаций для родителей: 1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? 2. Плохая память ребенка. Как ее развить? 3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. 4. Наказания детей. Какими им быть? 5. Тревожность детей. К чему она может привести? 6. Застенчивый  ребенок.  Проблемы  застенчивости  и  пути ее преодоления. 7. Грубость и непонимание в семье. 8. Талантливый ребенок в семье. 9. Друзья детей – друзья или враги? 10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения. • Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает  возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по  проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать  следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют  вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает  информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители  читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в  родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя  книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. • Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский  коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей.  Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это  праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов  на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы  родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить  слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерные темы родительских вечеров: 1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития. 2. Первые книжки ребенка. 3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?4. Друзья моего ребенка. 5. Праздники нашей семьи. 6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье. 7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем? 8. Песни, которые пели и поют наши дети. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но  и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на  вооружение в свой воспитательный арсенал что­то новое, интересное. • Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят  изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать  его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба  родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя  ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их  посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий.  Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает  возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз  детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские  гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания  детства», «фильм о моей семье». • Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования  родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по  педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают  две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в  полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в  родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на  вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке. И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного   руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой  подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. v Педагогам и родителям на заметку Если: – ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть; – ребенка высмеивают, он становится замкнутым; – ребенка хвалят, он учится быть благородным; – ребенка поддерживают, он учится ценить себя; – ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины; – ребенок растет в терпимости, он учится понимать других; – ребенок растет в честности, он учится быть справедливым; – ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей; – ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным; – ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления  педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической  работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

Посмотрите также