Родители - главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы, участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности школьника.
Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия школы, родителей и учителей.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
формы работы сс емьей.docx
Министерство образования, науки и молодёжной
политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Оценка________
Сообщение на тему: «Содержание и формы работы с семьей»
Выполнила:
студентка Ш22 группы
Сидельникова Анастасия
Преподаватель: Голоскок Г.Н. Ейск, 2019
Содержание, формы и методы работы с родителями
Родители главные воспитатели ребенка. От того, насколько они терпеливы,
участливы, грамотны, зависит процесс взросления и становления личности
школьника.
Система воспитательной работы школы складывается на основе взаимодействия
школы, родителей и учителей.
Содержание работы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психологопедагогических знаний родителей (лекции, семинары,
индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс (родительские
собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально
технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение
педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи,
на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование.
Для вовлечения родителей в учебновоспитательный процесс применяются
следующие формы деятельности.
Традиционные
Нетрадиционные
Традиционные формы
1. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и
направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском
коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные
особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей,
цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать
ошибки и неудачи детей;
тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
собрание должно носить как теоретический, так и практический характер:
анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;
собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей
учащихся.
2. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия
классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Индивидуальная консультация помогает преодолеть беспокойство родителей,
боязнь разговора о своем ребенке и способствует созданию хорошего контакта между
родителями и учителем. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему
все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и
выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
особенности здоровья ребенка;
его увлечения, интересы;
предпочтения в общении в семье;
поведенческие реакции;
особенности характера;
мотивации учения;
моральные ценности семьи.
Примерная тематика консультаций для родителей
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Плохая память ребенка. Как ее развить?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Наказания детей. Какими им быть?
Тревожность детей. К чему она может привести?
Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Друзья детей – друзья или враги?
Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
3. Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с
условиями жизни).
4. Открытые уроки
Цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой
преподавания, требованиями учителя.
Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и
непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Нетрадиционные формы
1. Родительские конференции (общешкольные, классные) предусматривают
расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и имеют огромное
значение в системе воспитательной работы школы. На них обсуждаются насущные
проблемы общества, активными членами которого станут и дети.
Примерные темы родительских конференций – проблемы конфликтов отцов и
детей и пути выхода из них, наркотики, вредные привычки, сексуальное воспитание в
семье. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным
участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу
входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме
конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами.
Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ
проблемы с позиций собственного опыта.
2. Практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по
воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических
ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
3. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями. Она дает
возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать
литературу по проблеме, а также участвовать в ее обсуждении.
Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании
в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии,
которые их наиболее волнуют. С помощью школьного библиотекаря и других
специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный
вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в
них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является
то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание
вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
4. Родительские вечера (проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей)
– форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.
Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка,
праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, поиск ответов
на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.
Примерные темы родительских вечеров
Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
Друзья моего ребенка.
Праздники нашей семьи.
«Можно» и «нельзя» в нашей семье.
День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
Песни, которые пели и поют наши дети.
5. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые
хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным
ребенком, сделать его более открытым и доверительным. Эффективность тренинга
возрастает, если в нём принимают участие оба родителя. Тренинг проводится с
группой, состоящей из 12–15 человек, как правило, психологом школы, который дает
возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально
еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как
«детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры»,
«воспоминания детства», «фильм о моей семье».
6. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и
формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде
ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами
родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции,
разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь
поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах
выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была
наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные формы взаимодействия классного
руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать
счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Для этого родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых
правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые, чаще всего,
оказывается, втянут и невольный объект конфликта – ребенок.
Правила сотрудничества с родителями
Всегда помните, что родитель и преподаватель делают одно дело – воспитывают
ребенка.
Установите доброжелательные отношения с родителями. Помните, что для них сын
или дочь самые лучшие дети в мире.
Совместно с родителями выработайте единый взгляд на ребенка, основанный на
доверии к его личности.
Постоянно информируйте родителей о процессе воспитания, успехах и
продвижении в развитии ребенка.
Выявляйте причины дезадаптации ребенка к школе и совместно с родителями
стремитесь к их устранению.
Привлекайте родителей к участию в совместной с детьми деятельности, как в
школе, так и вне нее.
Не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то
вопросы останутся, и проблема не уйдет.
Не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей это
может вызвать отрицательную реакцию.
Помощником вам может стать родительский комитет, если вы станете
единомышленниками.
Педагогам и родителям на заметку:
если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
если ребенка хвалят, он учится быть благородным;
если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в
этом мире.
В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет
успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом педагога
станут слова «Каждому ребенку свою долю аплодисментов».
Содержание и формы работы с семьёй
Содержание и формы работы с семьёй
Содержание и формы работы с семьёй
Содержание и формы работы с семьёй
Содержание и формы работы с семьёй
Содержание и формы работы с семьёй
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.