Содержания музыкального воспитания в ДОУ
Оценка 4.6

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Оценка 4.6
Документация
docx
воспитательная работа
Детсад
13.05.2018
Содержания музыкального воспитания в ДОУ
Данный материал будет полезен студентам педагогических образовательных учреждений, воспитателя и музыкальным работникам детских садов. Содержит - введение, 1 главу - теоретические аспекты, 2 главу - практические аспекты содержания музыкального воспитания в ДОУ, заключение и список литературы. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.
к.р.docx
Содержание Введение……………………………………………………………………….4 1. Теоретические аспекты содержания музыкального воспитания в ДОУ…..5 2. Практические аспекты содержания музыкального воспитания в ДОУ…...9 Заключение………………………………………………………………..….13 Список литературы…………………………………………………………..14 Есть внутренняя музыка души... Она как память о полузабытом, Она как дальний шум. Не заглуши Ее с годами буднями и бытом! Она таится в глубине, светя Порой в случайном слове, в слабом жесте. Ее имеют многие. Дитя Лишь обладает ею в совершенстве. Е. Винокуров 3 Введение «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.» В.А. Сухомлинский Различные   виды   искусства   обладают   специфическими   средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Музыка   является   одним   из   богатейших   и   действенных   средств эстетического   воспитания,   она   обладает   большой   силой   эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Современные   научные   исследования   свидетельствуют   о   том,   что развитие   музыкальных   способностей,   формирование   основ   музыкальной культуры   ­   т.е.   музыкальное   воспитание   нужно   начинать   в   дошкольном возрасте.   Отсутствие   полноценных   музыкальных   впечатлений   в   детстве   с трудом восполнимо впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь   опыт   восприятия   музыкальных   произведений   разных   эпох   и   стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее   развитие:   формируется   эмоциональная   сфера,   совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая   эмоции,   интересы,   вкусы   ребенка,   можно   приобщить   его   к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной   деятельности   будет   сформировано   музыкально­эстетическое 4 сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления. 1. Теоретические аспекты содержания музыкального воспитания в ДОУ Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, в том числе музыкальных. Основными задачами музыкального воспитания можно считать: 1.   Воспитывать   любовь   и   интерес   к   музыке.   Только   развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки. 2.   Обогащать   впечатления   детей,   знакомя   их   в   определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности. 3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя   восприятие   музыки   и   простейшие   исполнительские   навыки   в области   пения,   ритмики,   игры   на   детских   инструментах.   Знакомить   с начальными   элементами   музыкальной   грамоты.   Все   это   позволит   им действовать осознанно, непринужденно, выразительно. 4.   Развивать   общую   музыкальность   детей   (сенсорные   способности, ладовысотный   слух,   чувство   ритма),   формировать   певческий   голос   и выразительность   движений.   Если   в   этом   возрасте   ребенка   обучают   и приобщают   к   активной   практической   деятельности,   то   происходит становление и развитие всех его способностей. 5.  Содействовать   первоначальному   развитию   музыкального   вкуса.  На основе   полученных   впечатлений   и   представлений   о   музыке   проявляется сначала   избирательное,   а   затем   оценочное   отношение   к   исполняемым произведениям. 5 6.   Развивать   творческое   отношение   к   музыке   прежде   всего   в   такой доступной   для   детей   деятельности,   как   передача   образов   в   музыкальных играх   и   хороводах,   применение   новых   сочетаний   знакомых   танцевальных движений, импровизация попевок. Успешное   решение   перечисленных   задач   зависит   от   содержания музыкального   воспитания,   прежде   всего   от   значимости   используемого репертуара,   методов   и   приемов   обучения,   форм   организации   музыкальной деятельности и другое. Таким образом, система музыкального воспитания в ДОУ включает в себя следующие направления деятельности педагогического коллектива: 1. Организация   предметно­развивающей   среды:   наличие   музыкального зала,   уголков   музыки   в   группах   с  необходимым   набором   практического   и дидактического материала 2. Программно­методическое   обеспечение:   образовательная   программа «Развитие» (Венгер Л.А.) и парциальная программа «Гармония» под ред. К.Л. Тарасовой.   В   программе   реализуется   всесторонний   целостный   подход   к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве. 3. Работа с детьми. 4. Взаимодействие с семьями воспитанников. 5. Повышение профессиональной компетентности педагогов. 6. Работа с социумом. Основная   цель   музыкального   воспитания   ребенка   ­   получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание   музыкального   произведения   личность,   научить   малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами. Для успешного достижения данной цели нами используются различные формы работы с детьми: 1. Аналитико­прогностические (наблюдения, опросы, определение уровня развития музыкальных способностей) 2. Занятия. 6 3. Развлечения   и   досуги   (в   форме   концертов,   театрализованных представлений,   спектаклей,   музыкально­литературных   праздников, конкурсов и т. п.) 4. Тематические дни 5. Кружковая работа 6. Самостоятельная   деятельность   детей.   Самостоятельная   музыкальная деятельность детей проявляется не только в организации игр с пением, но и в музицировании, в проведении таких сюжетно­ролевых игр, как «Музыкальные занятия», «Праздничный концерт», «Музыкальный магазин», «День рождения Мишки (куклы) » и т. д. Основная   форма   непосредственно   образовательной   деятельности   с детьми   —   музыкальные   занятия,   в   ходе   которых   осуществляется   целенаправленное   и   всестороннее   воспитание систематическое, дошкольников, формирование музыкальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, музыкального   движения   (танца),   слушания   музыки,   игры   на   детских инструментах,   музыкально­образовательной   деятельности,   музыкального творчества) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств   личности   ребенка.   Объединяют   детей   общими   радостными, эстетическими   переживаниями,   совместными   действиями,   учат   культуре   требуют   определенной   сосредоточенности, поведения, умственных усилий, инициативы и творчества.   проявления Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе   знаний,   умений,   навыков,   приобретенных   на   занятиях.   Праздники, развлечения   пройдут   успешнее,   интереснее,   если   выученные   на   занятиях песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно. 7 Музыкальные   занятия   проводятся   одновременно   со   всей   группой. Объем   знаний   по   всем   видам   музыкальной   деятельности   определен программой   и   задачами   музыкального   воспитания   для   каждой   возрастной группы детского сада. Для   полноценного   развития   комплекса   музыкальных   способностей   у дошкольников   необходима   помощь   родителей.   Семья   ­   первая   социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается   жить   подлинной   социальной   жизнью,   общей   с   другими   людьми: делить   горе   и   радость,   ощущать   единство   с   родными   людьми.   Поэтому педагоги   дошкольного   учреждения   должны   установить   взаимодействие,   и совместную   работу   для   полноценного   развития   ребенка.   Важной   задачей, стоящей   перед   образовательным   учреждением   и   семьей   является формирование   восприятия   музыки   во   взаимосвязи   с   литературными произведениями,   живописью   и   театром.   Для   этого   нужно   проводить консультации для родителей, знакомить их с мировым опытом приобщения детей   к   восприятию   произведений   искусства.   Вместе   с   родителями   дети должны   принимать   участие   в   инсценировках,   театральных   постановках, литературно­музыкальных композициях. 8 2. Практические аспекты содержания музыкального воспитания в ДОУ   Музыка - модель человеческих эмоций. Благодаря уникальным особенностям музыки, она способствует развитию не только эмоциональной, но и познавательной, и нравственной сфер и, что особенно важно, формируют творческую личность. Б. Танеев Я работаю в МАДОУ ЦРР детский сад № 39 воспитателем на второй младшей группе.   Задачи музыкального воспитания в детском саду успешно решаются под руководством музыкального руководителя. В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных   способностей,   прививаем   эстетический   вкус.   Детский   сад   и семья   два   главных   коллектива,   ответственных   за   развитие   и   воспитание ребенка. Музыкальное   искусство   имеет   огромное   значение   в   умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути   продолжительностью   в   шесть   лет   ребята   систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей   петь,   танцевать,   слушать,   играть   на   музыкальных   инструментах.   В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки,   умение   правильно   дышать.   Идет   постоянная   работа   над   дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения. Учим детей ­ выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции.   Дети   учатся   приглашать   на   танец   друг   друга   и   провожать   после танца.   Танцевать   это   очень   полезно   для   здоровья,   у   ребенка   развивается 9 правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.   Так   же   прививаем   любовь   к   классической   музыке,   расширяется кругозор.  При  систематическом   слушании  музыки   у  детей  вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем. Реализуя   поставленные   задачи,   мы   помним,   что   музыка   в   большей степени,   чем   любой   другой   вид   искусства,   доступна   ребёнку,   поэтому используем   различные   формы   организации   детской   деятельности:   учебные занятия,   совместную   деятельность,   праздники   и   развлечения,   занятия   в кружке. На   музыкальных   занятиях   задействованы   разнообразные   виды музыкальной   деятельности.   Слушая   музыку,   воспитанники   знакомятся   с   вокальной   и художественным   образом,   музыкальными   жанрами, инструментальной   музыкой,   творчеством   современных   композиторов   и композиторов­классиков,   что   способствует   развитию   памяти,   внимания, художественного вкуса. На   занятиях,   направленных   на   развитие   музыкально­ритмических движений,   ребята   знакомятся   с   основными   музыкально­ритмическими движениями   (художественно­образными,   танцевальными),   танцами,   играми, хороводами, сюжетно­ролевыми композициями. Всё это способствует умению владеть своим телом, раскрепощенному исполнению естественных движений, вдохновению на музыкально­творческие этюды.       При разучивании хороводов и композиций происходит всестороннее развитие   воспитанников,   они   осваивают   практические   исполнительские действия. На занятиях дети знакомятся с приёмами игры на детских музыкальных, ударных,   струнных,   шумовых   инструментах.   Овладение   приёмами   игры   на 10 музыкальных   инструментах   способствует   слаженной   игре   в   небольших ансамблях,   оркестре,   импровизации   на   них,   развитию   музыкально­ ритмических и творческих способностей воспитанников. Для развития музыкальных способностей воспитанников в нашей группе оборудован   музыкальный   уголок.   В   них   подобраны   разнообразные   виды детских   музыкальных   инструментов,   дидактические   игры.   Воспитанники   с удовольствием играют в дидактические игры на развитие слухового внимания, метроритма, чистоту интонирования, осваивают игру на детских музыкальных инструментах. Дети старшего дошкольного возраста посещают кружок "Колокольчик", где   воспитанники   занимаются   вокальной   деятельностью,   повышают сценическое мастерство.  На занятиях в кружке воспитанники учатся исполнять песни сольно, дуэтом, трио, небольшими ансамблями, а потом демонстрируют свои умения на   сцене.   Воспитанники   с   удовольствием   выступают   на   концертах   перед сверстниками,   родителями   и   сотрудниками   детского   сада,  где   показывают своё исполнительское и сценическое мастерство. Один   раз   в   месяц   проводятся   праздники,   где   дети   показывают   свои умения и навыки, приобретённые на музыкальных занятиях, проявляют свои артистические качества, исполнительские способности.   Праздники проводятся как на воздухе: "День знаний", "Масленница", "Проводы Зимы", "День Земли", "День защиты детей", так и в музыкальном зале:   "Волшебный   сундучок   Осени",   "Путешествие   в   зимний   лес",   "День защитников отечества", "До свидания, детский сад".        В программу праздников включаются вокальное исполнительство, художественное слово, танцевальное творчество, музицирование на детских музыкальных   инструментах,   музыкальные   игры   и   хороводы,   танцевальные композиции, инсценирование песен, музыкальные сказки. 11 Новый год ­ один из любимых и красочных праздников наших воспитанников,   где   оживают   сказочные   персонажи.   Только   в   новогодние праздники   можно   попасть   в   мир   волшебства   и   чудес,   отправиться   за приключениями. Благодаря   качественной   реализации   задач   по   музыкальному воспитанию,   воспитанники   нашего   детского   сада   успешно   участвуют   в городских конкурсах «Музыкальный серпантин», Созвездие талантов», Театр и   дети»,   Битва   хоров»   и   другие,   где   демонстрируют   свои   творческие способности в исполнительской деятельности. Реализуя разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми по музыкальному   воспитанию,   педагоги   детского   сада   не   только   развивают музыкальные способности воспитанников, но и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребенка. 12 13 Заключение Музыкальные   занятия   являются   важным   этапом   музыкального воспитания   детей.   В   результате   ребенок   приобретает   самый   большой,   в сравнении с другими видами деятельности, объем музыкальных впечатлений; развивается   музыкальное   восприятия   ­   мышление.   Для   полноценной реализации   музыкально­педагогической   программы   необходимо   проведение праздников, досугов, развлечений музыкального направления. Знакомство   ребенка   в   дошкольном   учреждении   с   многообразной музыкой   ­   классической,   народной,   разных   стилей   и   эпох,   созданной композиторами   специально   для   детей,  развивает   у  дошкольника   интерес   и любовь   к   музыке,   и   как   результат   создает   предпосылки   для   дальнейшего формирования   основ   музыкальной   культуры   и   успешного   развития музыкальных способностей. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен   сосредотачивать   свое   внимание   на   музыкальном   произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Желание вновь пережить   определенное   состояние   может   служить   для   него   мотивом деятельности,   стимулом   проявления   активности.   Под   влиянием   эмоций качественно по­иному проявляются и внимание, и мышление, и речь. Развивая   эмоциональную   отзывчивость,   музыкальные   способности, умение   общаться   с   взрослыми   и   сверстниками,   необходимо   объединять усилия   родителей,   воспитателей,   музыкального   руководителя,   с   целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома. Пусть ребенок растет здоровым, веселым, и музыка сопровождает его всю жизнь! 14 Список литературы 1. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.:  "Просвещение" 1984 год. 2. Давыдова Н. Базы музыкального воспитания. ­ Дошкольное воспитание,  1994 год 3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных возможностей деток. ­  Ярославль "Академия развития", 1997 год 4. Радынова О. Дошкольный возраст ­ задачки музыкального воспитания. ­  Дошкольное воспитание, 1994 год 5. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. ­ Дошкольное  воспитание, 1992 год 6. М.А.Ветлугина, А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального  воспитания в детском саду // учебное пособие для студентов  пед.институтов по спец. 7. Л. Михеева.Музыка­ детям.//Вопросы музыкально­эстетического  воспитания.­ Л.: Музыка, вып.3­1981 8. С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина. Музыка и движение // из  опыта работы муз.руководителей детских садов ­ М.: Просвещение,  1983 15

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ

Содержания музыкального воспитания в ДОУ
Скачать файл