Урок
повторения и обобщения материала в 8 классе по теме
«Соединения химических элементов».
Учитель: Ковалева Е.Ю.МКОУ «СОШ №44» г.Миасса
Цель: продолжить формирование умений решать расчетные задачи, записывать формулы веществ по названию и определять принадлежность вещества к классу соединений по формуле. Закрепить знания химической номенклатуры. Познакомить учащихся с экспериментальными задачами, продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования, научить ребят делать практические выводы.
Оборудование:
1. презентация, проектор
2. дидактический материал (распечатки на каждый стол)
3. бумажные «цветы», для игры
4. на столах учащихся штатив с 3 пробирками, в которые налиты вода, кислота, щелочь. Универсальный индикатор, лакмус, метилоранж, фенолфталеин.
5. формулы вычисления количества вещества через m, V, N.Понятия: оксиды, кислоты, основания, соли.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. «Прежде всего, и как можно внимательнее изучайте химию! Её пронизывающий смелый взгляд проникает в темень земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, в тайны строения камня и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит везде и, везде обнаруживая гармонию, упорно ищет начало жизни». М. Горький
(опираясь на тему, учащиеся, вместе с учителем, формулируют цель урока)
Цель: повторить основные классы неорганических соединений, состав, правила номенклатуры, особенности строения.
Для начала предлагаю провести небольшую разминку и вспомнить решение задач по формулам.
Задание №1. Дополните таблицу, делая необходимые вычисления.
Ребята в тетради записывают условия 3 задач и решают, с комментарием.
№ вар. |
Формула |
М (г/моль) |
n (моль) |
m(г) |
V(л) |
N(молекул) |
1 |
SO2 |
9.1023 |
||||
2 |
NH3 |
68 |
||||
3 |
CH4 |
11,2 |
Задание №2.
На какие классы делят вещества? Что называют оксидами? Какие вещества называют основаниями? Кислотами? Что такое соли? (повторяем определения).
Из перечня формул выпишите отдельно формулы: оксидов, кислот, оснований, солей. Дайте названия веществам.
Mg(ОН)2; MgСl2, Н2 SO3; SiO2; Ca(OH)2; SO3; HCl; FeO; Al2S3; Р2О5; Al2(SO4)3; H3 PO4; СаО; Na2CO3; Н2 SO4; NaOH; КОН.
Проверка.
Задание №3.
А сейчас давайте немного пофантазируем. Представьте, что вы попали на цветочную поляну. Но некоторые цветы нужно оживить, а для этого «сердцевинкам» подобрать «соответствующие» лепестки. Обратите внимание на надписи на «сердцевинках» и «лепестках» (работаем по цепочке). (Учащиеся выходят к доске, читают лепесток и прикрепляют к нужной середке).
Соли:
· Сложные вещества, в которых атомы металла связаны с кислотными остатками;
· Сульфаты, хлориды;
· фосфаты, нитраты
· NaCl, CaCO3, CuSO4, K3PO4 (дайте названия веществам).
Оксиды:
· MgO, K2O, CO2, SO3 (названия);
· два элементов, один из которых – кислород;
· вода;
· бинарные соединения с кислородом.
Основания:
· Окраска фенолфталеина – малиновая;
· KOH, Cu(OH)2, Fe(OH)3 (названия);
· Сложные вещества, в которых каждый атом металла связан с одной или несколькими OH-;
· Щелочи.
Кислоты:
· HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4 (названия);
· Раствор, лакмуса – красный;
· Сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков;
· одноосновные, двухосновные, трехосновные.
Вывод: На какие группы делятся все вещества?
Что общего в составе солей и кислот, солей и оснований?
Задание №4. Составьте формулы названных в тексте веществ;
В земной коре-литосфере - находятся оксид алюминия _____(глина), оксид кремния(IV)____ (песок), оксид железа(III) ______(содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли -гидросфера-это оксид водорода ______.В воздухе есть оксид углерода (IV) _______ ( углекислый газ),который при растворении в воде дает угольную кислоту ______ , содержащуюся в газированных напитках. Соли угольной кислоты-карбонаты содержатся в земной коре, например, карбонат кальция -________ (мел, мрамор, известняк).
Задание №5.
Как называются вещества, с помощью которых можно распознать вещества? (индикаторы). Какие вы знаете?
В три пробирки налили кислоту, щелочь, воду. Определить какое вещество, в какой пробирке (составляем сводную таблицу и делаем вывод).
Название индикатора |
Нейтральная среда |
Щелочная среда |
Кислая среда |
Лакмус |
Фиолетовый |
Синий |
Красный |
Метиловый оранжевый |
Оранжевый |
Желтый |
Красно-розовый |
Фенолфталеин |
Бесцветный |
Малиновый |
Бесцветный |
Задание №6. (Реализация НРЭО в содержании химического образования)
Изумрудные месторождения российского Урала были открыты в середине 19 века и были детально изучены в начале 20 века знаменитым русским ученым-геологом, академиком А.Е.Ферсманом. Уральские изумруды славятся своим насыщенным зеленым цветом. Массовые доли элементов в минерале изумруда равны: 5,06% Ве, 10,05% АI, 31,49% Si и 53,40% О. Определите формулу минерала и представьте ее в виде соединения оксидов металлов.
Подведение итогов урока.
Замечательный русский ученый М. В. Ломоносов, писал о химии:
В земное недро ты, Химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нем Россия,
Драги сокровища открой.
Поистине сокровищами являются те знания, которые получает (накапливает) человек в течение всей своей жизни. Желаю успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.