Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
СОЕДИНЕНИЯ ЩЕЛОЧНЫХ МЕТАЛЛОВ
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : соединения щелочных металлов.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : составлять уравнения реакций с участием соединений щелочных
металлов; характеризовать связь между составом, строением и свойствами
веществ.
Ц е л ь : актуализировать знания о химических свойствах основных оксидов,
щелочей, солей; познакомить учащихся с применением соединений щелочных
металлов в быту и производстве, значением их в жизнедеятельности организмов.
О б о р у д о в а н и е : образцы поваренной соли, сильвинита, глауберовой соли,
соды питьевой и кальцинированной, поташа; растворы щелочей КОН и NaOH,
солей FeCl2 и CuSО4, кислоты НСl; индикаторов.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
О п р о с у д о с к и : химические свойства металлов.
У с т н ы й о п р о с : положение щелочных металлов в периодической системе,
особенности строения их атомов, физических свойств; закономерности
изменения физических и химических свойств щелочных металлов с увеличением
порядкового номера элемента; проверка упр. 1(а); обсуждение упр. 3.
II. Объяснение нового материала.
Оксиды и пероксиды щелочных металлов, как мы наблюдали на прошлом
уроке, с водой образуют щёлочи:
Значит, они имеют основный характер и могут реагировать с кислотами и
кислотными оксидами:Пероксид натрия используют для регенерации кислорода воздуха в замкнутых
помещениях.
Оксид натрия можно получить восстановлением пероксида натрия:
Гидроксиды щелочных металлов – щёлочи, растворимые основания.
(Вспомните, с какими веществами они взаимодействуют.)
Посмотрите опыты и запишите соответствующие уравнения реакций
(демонстрация опытов):
Запишите уравнения реакций NaOH с СО2:
(питьевая сода);
(кальцинированная сода).
Соли натрия и калия имеют большое значение в химическом производстве: из
хлорида натрия электролизом раствора получают водород, хлор и гидроксид
натрия; электролизом расплава – хлор и натрий:
Калий
получают из хлорида методом натрийтермии:
III. Закрепление.
З а д а н и е . Прочитайте в учебнике (с. 46–48) о применении поваренной соли,
карбонатов натрия, глауберовой соли, поташа.
Учитель демонстрирует образцы веществ, ученики перечисляют их
значение.
Распознавание ионов К+ и Na+ проводится по окраске пламени, которую
придают ему соединения, внесённые в пламя на нихромовой проволоке: Na+ –
жёлтое пламя; К+ – фиолетовое пламя.
Домашнее задание: § 11, упр. 1(б), 5.