Предлагаемый методический материал может быть использован в качестве опорного плана при проведении урока химии в 9 классе соответствующей тематики. План урока может быть легко модифицирован учителем в соответствии со своими задумками – дополнен, расширен. В представленном плане указываются элементы содержания, требования к уровню подготовки, представлен краткий план самого урока.
П Л А Н У Р О К А Х И М И И В 9 К Л А С С Е
СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗА +2 и +3
Э л е м е н т ы с о д е р ж а н и я : оксиды, гидроксиды и соли железа.
Т р е б о в а н и я к у р о в н ю п о д г о т о в л е н н о с т и в ы п у с к н и к о в .
У м е т ь : характеризовать связь между составом, строением и свойствами
веществ, составлять уравнения реакций с участием соединений железа (II) и (III).
Ц е л ь : развивать умения учащихся составлять уравнения реакций с участием
всех классов неорганических веществ; сформировать знания учащихся о
качественных реакциях на ионы железа.
О б о р у д о в а н и е : сульфат железа (II), хлорид железа (III), гидроксид
натрия, красная и жёлтая кровяные соли, роданид калия.
Х о д у р о к а
I. Проверка домашнего задания.
О п р о с у д о с к и : химические свойства железа;
у с т н ы й о п р о с : положение в периодической системе, строение атома
железа, физические свойства железа.
II. Объяснение нового материала.
К соединениям железа +2 относятся оксид FeO, гидроксид Fe(OH)2 и соли,
например FeCl2, FeSO4. Эти соединения легко окисляются в соединения железа
+3:
Оксид и гидроксид проявляют основные свойства:
FeO + 2НСl FeCl2 + Н2O
Fe(OH)2 + 2НС1 FeCl2 + 2H2O
Получим Fe(OH)2 из FeSO4:
(опыт)
Fe(OH)2 окисляется на воздухе: сначала зеленеет, потом приобретает бурую
окраску:
(опыт)Соли железа +2 вступают в реакции ионного обмена со щелочами, солями,
некоторыми кислотами (H2S):
На ион железа +2 можно провести качественную реакцию с красной кровяной
солью
(гексацианоферрат (III) калия):
(опыт)
синий осадок
или
К соединениям железа +3 относятся оксид
гидроксид Fe(OH)3, соли,
например FeCl3, Fe(NO3)3, Fe2(SO4)3. Эти соединения в большей степени
проявляют окислительные свойства:
– амфотерные соединения с преобладанием основных
свойств. Качественные реакции на Fe3+ проводятся с желтой кровяной солью
(гексацианоферрат (II) калия) и роданидом калия KSCN.
синий осадок
или
красный растворДомашнее задание: § 14 (до конца), упр. 1, 5.