Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по обуч. грамоте Буква и звук Ф.docx

 

                                                                       Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формы и методы

Формирование УУД

I этап.

Орг.

момент

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

Проверка  рабочих мест к уроку. Настрой на внимание.

 

Слово учителя

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

2 этап. Актуализация знаний

 

- Какую букву мы с вами изучаем?

С каким звуком мы познакомились с вами на прошлом уроке?

- Какой буквой он обозначается?

- Какие особенности есть, у этой буквы?

- Какое правило, мы узнали, изучаю букву Щ.

 

 

- Назовите, мне буквы, звук которых всегда твердый.

- Сейчас, ребята, отгадайте загадку, которая вам поможет определить тему урока.

Захотела река улететь под облака.

Целый день летит, летит,

В небо поднимается,

Но обратно о гранит

В брызги разбивается.

 

- Как догадались?

- Какие слова помогли?

- Обоснуйте, свой ответ.

 

 

- Как вы думаете, какая будет сегодня тема урока?

- А как вы догадались?

 

- Мы изучали букву Щ.

- Мы познакомились со звуком звук [щʼ].

- Она обозначается буквой Щ, щ

Буква Щ, всегда имеет мягкий звук. Буква Щ, не стоит с гласными: я, ю, ы.

ЩА, пиши с буквой А. ЩУ, пиши с буквой У.

- Звук всегда твёрдый у букв: Ц, Ш, Ж.

 

 

 

 

 

 

 

- Это фонтан.

Учащиеся обосновывают свой ответ

- поднимается, о гранит разбивается, брызги.

- Дождь и река лететь не могут, дождь льет вниз, и только лишь и фонтана вода поднимается вверх.

- Тема урока «Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф»

- Отгадав загадку, услышали, новый звук

 

 

 

Фронтальный опрос

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений

Целеполагание

 

- А теперь попробуйте, назвать цели урока.

 

- Какие задачи, мы должны поставить перед собой, чтобы её достигнуть?

 

 

 

- Ребята, а если у звуков [ф], [ф’] парные?

- Тогда какая у нас еще задача появиться на уроке?

- Молодцы, ребята.

Учащиеся определяют цели урока, конкретизируют цели в учебной задачи..

- Познакомиться со звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф.

- Научиться выделять новый звук. Читать слова и предложения с новой буквой.

- Да,  у звуков [ф], [ф’] есть парные.

 

- Отличать на слух звук  [ф], [ф’], сопоставлять звуки [в-ф], [в’-ф’].

 

 

 

 

Фронтальная работа

Познавательные:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Регулятивные:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Открытие нового знания

-Ребята, посмотрите, что изображено на доске?

- Произнесите хором.

- Сколько слогов в этом слове?

 

- Какой первый слог?

- Какой второй слог?

- Какой слог ударный?

 

- Произнесите первый звук?

- Какой он? (гласн./согл.)

- Почему?

 

- Звук [ф] звонкий или глухой? Почему?

 

- Звук [ф] твёрдый или мягкий? Почему?

-Посмотрите на доску, что изображено?

- Это кто или что? Почему?

- Произнесём данное слово хором.

- Сколько слогов в этом слове?

- Какой первый слог?

- Какой второй слог?

- Какой слог ударный?

- Произнесите первый звук?

- Какой он? Гласный или согласный.

- Почему?

 

- зв./гл.? Почему?

 

- тв./мяг. Почему?

 

- С какими новыми звуками познакомились?

- Какой буквой они обозначаются?

- Почему их две?

 

- Для чего нужна заглавная буква?

 

 

- Какие слова, относятся к именам собственным?

- На что похожа буква Фф.


Молодцы, вы хорошо справились с заданиями.

Откройте учебник работаем на ст. 70

Рассмотрите иллюстрацию. Что на них изображено?

Разделитесь по группам с помощью разноцветных кружков, которые лежат у вас в конвертах.

1 группа – круги красного цвета – составляют два предложения про подводную лодку.

2 группа – круги синего цвета – составляют два предложения о кораблях.

3 группа – круги зеленого цвета – составляют два предложения про парусники.

- Как одним словом, можно назвать то, о чем вы построили предложения?

- Какой бывает флот?

 

- А сейчас, ребята, мы немного отдохнем

- На доске изображен фонтан.

 

Учащиеся произносят слово хором

- В слове фонтан 2 слога, так как две гласные.

-  Первый слог -фон.

- Второй слог  -тан.

- Ударный в слове фонтан второй слог.

- Первый звук [ф].

- Звук [ф] согласный.

- Звук согласный, потому что  воздушная струя встречает преграду

- Звук [ф] глухой, так как слышен только шум, нет голоса

- Звук [ф] твёрдый – стоит перед буквой О.

- Изображен филин.

- Кто? Живое – птица.

 

- В данном слове 2 слога

- Первый слог в данном слове –фи.

- Второй слог в данном слове –лин.

- Ударный в данном слове 1 слог

- [ф’]

- Данный звук согласный.

- Воздушная струя не встречает преграды.

- Данный звук глухой, так как не слышно голоса

- Данный звук мягкий, так как стоит перед буквой И.

- Мы познакомились со звуками [ф], [ф’].

- Фф

- Их две, потому что одна строчная, другая заглавная

- Заглавная буква нужна для написания имен собственных, и в начале предложения.

- К собственным относится имена, фамилии, названия городов, рек…..

 - на шлем рыцаря, когда руки в боки, ключ…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в группах: составляют предложения по картинкам

 

 

- корабли, парусники, яхты

 

- Это всё флот.

 

- Флот бывает гражданский и военный.

 

 

 

 

Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

формируем умение представлять информацию в виде схемы;

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

 

Коммуникативные

Умение работать в парах

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения

 

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации на основе наблюдений

Регулятивные:

контроль в форме сличения результата с заданным эталоном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

формируем умение ориентироваться на развороте учебника

Физминутка

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

 

Учащиеся выполняют движения за учителем

 

Снятие мышечного напряжения

 

 

Первичное закрепление

- А сейчас, ребята, почитаем слоги со звуком [фʼ].

- Прочитаем слоги со звуком [ф].

- Теперь, прочитайте про себя слова на странице 71.

- …, прочитай название символа нашего государства

- …, прочитай названия покрытия дороги.

- …, прочитай названия запечатления интересных моментов жизни

- Теперь, ребята, вспомните, какие гласные буквы показывают на мягкость предшествующего согласного звука.

 

Учащиеся читают слоги и слова с изученной буквой

 

 

- флаг

 

- асфальт

 

- фотография

 

- Мягкость предшествующего согласного звука показывают звуки: я, ё, ю, и, е.

 Работа с учебником

Индивидуальная работа

Самостоятельная поисковая деятельность

 

Познавательные:

построение логи-ческой цепи рас-суждений;

- доказательство;

Коммуникативные:

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Применение нового знания

 - Ребята, откройте учебник на странице 70 и найдите строки из сказки.

- Читаем данный отрывок по цепочке по одной строчки.

- …, начинает читать.

- Понравились ли прочитанные строки?

- Какие чувства навеяли?

- О чем текст?

- Какая главная мысль в строках?

- Из какой сказки эти строки?

 

 

 

- Молодцы, ребята, теперь давайте прочитаем другие строки тоже А. С. Пушкина на странице  71.

- Понравились ли вам эти строки?

- Какие эмоции вызвали?

-Какая картина рисовалась вам, когда вы слушали о чем читают?

-О чем этот текст?

- Как понимаете фразу «В Европу прорубить окно»?

- Кто правил в то время?

- А чего он хотел добиться?

- Как вы понимаете фразу «Все флаги в гости будут к нам?

- Что такое флаг?

- Сейчас, поиграем в игру «Хлопки».

Хлопай в ладоши, когда услышишь звуки [фʼ] или [ф], топай ногами, когда услышишь звуки [вʼ] или [в].

Фабрика, фартук, кефир, кровать, муфта, Ваня, фигура, сова, фиалка, телевизор, трава, поварешка, Марфа.

- Молодцы, ребята, вы справились с данным заданием.

- Откройте учебник на странице 72.

- …, прочитай текст в верху странице.

- О чем текст?

- Какая главная мысль?

 

- Как можно озаглавить?

- Чему учат эти строки?

 

Учащиеся совершенствуют свой навык чтения, фиксируют содержание текста, устанавливают взаимосвязь между новым знанием и уже изученным учебным материалом.

       Ответы учащихся

- Эти строки из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь».

 

 

  Чтение учащимися по цепочки

                 Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся развивают фонематический слух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Данный текст  о светофоре.

- Главная мысль соблюдение правил дорожного движения.

- Можно озаглавить «Светофор»

- Эти строки учат правильно переходить дорогу.

Работа с текстом

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

 

Личностные:

формируем умение выражать свои эмоции

 

 

Познавательные:

формируем умение находить от-веты на вопросы в  иллюстрации;  формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

 

 

Регулятивные:

формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

 

Рефлексия

- Ребята, вспомните, какую цель, мы с вами определили в начале урока?

- Подумайте достигли вы ее или нет.

- Дайте мне характеристику звуков [фʼ] или [ф], и скажите какой буквой они обозначаются?

- Какие знания, умения и навыки помогли на уроке?

- Что особенно понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

 Спасибо за работу на уроке.

- Мы ставили цель познакомиться  со звуками [ф], [ф’], буквами Ф, ф.

- Научиться выделять новый звук. Читать слова и предложения с новой буквой.

 

Учащиеся отвечают на вопросы

 

 

 

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

Уметь оценивать правильность выполнения действия.

                                                                                                                              Учитель:

 

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

(УМК «Школа России»)

 

Тема: Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

Тип урока:  изучение нового знания

Цель: формировать представления  учащихся о новых звуках [ф], [ф’], буквах Ф, ф.

Формирование УУД: Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности,  формируем умение находить ответы на вопросы в  иллюстрации;  формируем умение извлекать информацию из иллюстраций.

Оборудование: учебник «Азбука» для 1 класса, 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Литература: учебник «Азбука» для 1 класса, 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, поурочные разработки, Интернет ресурсы.

 

                                                                                      Оформление доски

 

Число

Тема урока