Согласные звуки и их буквы.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – развитие умения находить и подчёркивать в словах опасные места, обозначать буквами звуки в безударных слогах; – развитие умения вычленять и характеризовать согласные звуки; – развитие умения толковать значение слова. Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы;
Иконка файла материала R__yaz__Urok_3__28_nedelya+.doc

Русский язык

Урок 3.

Тема: Согласные звуки и их буквы.

 

Цели:

– развитие умения находить и подчёркивать в словах опасные места, обозначать буквами звуки в безударных слогах;

– развитие умения вычленять и характеризовать согласные звуки;

– развитие умения толковать значение слова.

 

Символы:

                    

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

I. Выполнение заданий в «Рабочей тетради». 1  3  4   3

Чистописание.

1. – С какого этапа мы начинаем урок русского языка?

– Рассмотрите иллюстрацию в тетради на с. 5.

– Кто сегодня у вас в гостях? (Гномы.)

– Что у некоторых из них в руках? (Подзорная труба.)

– Назовите первые звуки слов: гном, подзорная, труба.

– Какими буквами на письме они обозначены?

– Написание каких букв мы повторим сегодня?

 

2. – Рассмотрите элементы на первой строке.

– У какого из них есть некоторое сходство со строчными буквами

г, п, т, р? В чём? Составьте «узор» из этих элементов.

 

 

 


                                                 

 

3. – Прочитайте буквы и слоги на второй строке.

– В написании каких слогов используем нижнее соединение?

– Напишите по образцу, соблюдая наклон, параллельность элементов.

4. – Прочитайте слова.

– Почему каждое из этих слов может быть лишним? (Группа – есть удвоенная буква согласного, трость – начинается на [т], а в конце – [т’], портрет – написание буквы безударного гласного в первом слоге надо запомнить, пять – все согласные звуки глухие, мягкие.)

– Напишите слова. Подчеркните места в словах, где можно допустить ошибку. Над словами укажите цифрой количество слогов.

5. Самоконтроль.

– Как вы думаете, куда и зачем смотрят гномы?

Оказывается...

 

На ваши буквы смотрят гномы,

Звездочёты-астрономы.

Я прошу вас указать,

Где им лучшие искать.

 

Лучшие буквы дети обводят в голубой кружок.

 

II. Словарная работа.

1. Игра «Кто быстрее поднимется по словесной лестнице?»

– Сколько столбиков слов записано на доске?

– Прочитайте слова, записанные в столбиках.

– Что общего у всех этих слов?

В игре участвуют три команды. На доске записаны слова в три столбика с пропущенными буквами. Один ученик от каждой команды вставляет буквы. Если допущена ошибка, её исправляет следующий член команды.

Каждый ряд записывает слова своего столбика в тетради (на с. 5). Кто быстрее поднимется по лестнице, тот «получает» верхний приз, кто следом – тот приз чуть ниже и т.д.

 

с_рока                    в_рона                          в_робей

с_п_ги                    ш_л_ши                       к_р_си

к_пуста                  ябл_ня                          гор_д

наш_л                    приш_л                         уш_л

су_ота                    гра_                              гри_

к_ртина                 к_ртон                           б_ран  

 

Дети вставляют буквы в столбиках слов снизу вверх.

 

2. Устное составление предложения со словом-призом. В тетрадь записывается схема предложения, в ней указываются опасные места в словах.

Например: Инна любит земляничное мороженое.

нн  е  я  ое  о  е  о  е

 

III. Формулирование темы и цели урока.

– Какие звуки кроме гласных относятся к речевым звукам?

– Сегодня на уроке мы повторим согласные звуки и буквы, которые их обозначают.

– Составим план урока.

1. Буквы согласных звуков.

2. Мягкие согласные звуки.

3. Твёрдые согласные звуки.

4. Звонкие согласные звуки.

5. Глухие согласные звуки.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает эти действия?

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

 

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

 

 

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

  Работа в учебнике.  5   6   2   1

1. Беседа о согласных звуках.

– Назовите согласные звуки.

– Какие из них всегда твёрдые?

Всегда мягкие?

– Назовите пары по твёрдости-мягкости.

– Назовите пары по глухости-звонкости.

C какими трудностями при написании букв согласных звуков мы с вами уже сталкивались?

2. Упр. 9, с. 10.

Выполняется по заданию («по шагам», читаются статьи из толкового словаря).

Дополнительные вопросы и задания после записи предложений:

– Назовите все согласные звуки в словах. Обозначьте их в тетради соответствующими цветными точками.

 

– К какому из слов относится рисунок на доске? (Это цветы, относятся к слову экология.)

– Что бы вы нарисовали, чтобы пояснить слова экология, экзамен?

– Составьте предложение, чтобы в нём были оба эти слова. (Ученики сдавали экзамен по экологии.)

 

– Что мы сейчас делали?

– Чему учились?

– Что нового узнали?  3   4

 

ΙΙΙ. Применение  знаний

 

      Работа в тетради.  5   1

1. Упр. 10, с. 11 учебника.

Под руководством учителя выполняются все задания. Ученики самостоятельно выписывают буквы гласных.

Проверка с самооценкой.

 

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось  выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

– Ты записал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку? Почему?

– Отметь под текстом справа внизу.

 

2. Игра «Расколдуй слово».

На доске записаны «заколдованные» слова с изменённым порядком букв: хоупл  ныбти   смтоы

Нужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке.

 

– Запишите слова, подчеркните буквы согласных. (Лопух, бинты, мосты.)

– Дайте характеристику согласным звукам.

– Сколько букв согласных в русском языке?

3. – Назовите ваше имя.

– Какие согласные звуки есть в нём?

– А буквы?

– Запишите все буквы согласных из своих фамилии и имени в тетради.

4. Диктант.

– Выполните запись звуков и букв и запишите: [б’], [н], н, Р.

Проверка с самооценкой.

 

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось  выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

– Ты записал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку? Почему?

– Отметь под текстом справа внизу.

 

– Где у вас записаны звуки? А где буквы?

– Сколько согласных букв в русском языке?         

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

ΙV. Итог

– Что нового узнали?  4   4

– На какие вопросы получили ответы?

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

 

 

 

 

 

ТООУ

 

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

 

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя.

Работа в тетради

 

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова.

* Отметить учеников, которые аккуратно записывали буквы и предложения.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Работа в учебнике

                   * Отметить учеников, которые  отвечали на вопросы по упражнению.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

Работа в тетради

 

* Отметить учеников, которые аккуратно, красиво и правильно выполняли упражнения.


Посмотрите также