Урок обучения грамоте в 1 классе
с использованием интерактивных
методов и приемов
Тема: «Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т,т»
УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства с глухими звуками [т], [т']; познакомить с буквой Т, т; учить давать характеристи¬ку звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изучен¬ными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение
Тт.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
г. Балаково Саратовской области
Урок обучения грамоте в 1 классе
с использованием интерактивных
методов и приемов
Тема: «Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т,т»
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Шиншалиева Гульнара Васильевна Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства с глухими
звуками [т], [т']; познакомить с буквой Т, т; учить давать характеристику
звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;
развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
Задачи урока:
Научить приёму практического определения звонкостиглухости
изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов,
текстов.
Продолжить развитие фонематического слуха и культуры
звукопроизношения. На примере сравнения минимальных пар слов
формировать у учащихся понимание смыслоразличительной
функции фонем.
Воспитывать культуру учебного труда.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
самоопределение
система заданий,
ориентирующая младшего школьника определить, какие модели
языковых единиц ему уже известны, а какие нет.
Познавательные УУД (логические): анализ объектов с целью
выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью
выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на
основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:
формирование понятия «буква – знак для звука» посредством
сопоставления разных знаковосимволических обозначений звуков в
двухъярусных схемахмоделях слов;
формирование понятия
«смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов на цветном установление причинноследственных связей:
между
фоне;
использованием в именах собственных прописных букв и выводом о
том, что это особое средство обозначения имен, названий стран,
городов, рек, кличек животных; между разным звучанием мягкого
твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.
Личностные УУД: смыслообразование и нравственноэтическая
ориентация тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы
(в тексте «Данила» – проблема трудолюбия).
Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение
необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации):
работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с
разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск
нужных частей текста, нужных строчек.
Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать
совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).
Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно
оценочной деятельности: планировать свою деятельность (вначале
урока), оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте (на
этапах урока), анализировать собственную работу: соотносить план и
совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения
каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).
Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ одно и
двухъярусных моделей, звукопроизносительная деятельность;
конструирование букв Т, т; беседа на основе иллюстраций учебника, чтение
слогов, слов; чтение и перечитывание текстов и обсуждение нравственных
проблем; поиск нужных слов и их сравнение.
Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука»,
графические модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [т], [т’],
шаблоны печатных букв, таблицы индивидуальные. Оборудование, обеспечение:
Учебник по обучению грамоте и чтению, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков,
Москва, Академкнига/учебник,2011
компьютер, мультимедийный проектор, картинки с героями Миша и Маша,
слоговые карточки.
Тип урока: урок открытия нового знания
Ход урока.
I.
Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой
класса.
Учитель: Прозвенел звонок и смолк.
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, потянулись.
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Ребята теперь можете сесть поудобнее. Проверим, все ли у нас готово к
уроку?
Что еще нам пригодится на уроке? (аккуратность, внимание, знания,
сообразительность, ум…..)
II.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и
согласные).
Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?
(Ударные и безударные).
Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают
согласные звуки? (Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие).
III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).
А) Отгадайте загадку. Живёт в доме хозяин.
Лапки бархатные, ушки малы, да чутки,
Глаза горят, как огни,
Днём спит, а ночью бродит, на охоту ходит.
(Кот)
Как догадались, что это кот?
Как понимаете: «Лапки бархатные, ушки малы, да чутки»?
На какую охоту ходит?
Кого ловит?
Б) Слогозвуковой анализ.
Произнесите хором слово кот.
Какой новый звук в этом слове?
Артикуляция звука [т]: согласный, твёрдый, глухой.
Как можно назвать кота, если он маленький? (Котик)
Слогозвуковой анализ слова котик. Артикуляция звука [т´]:
согласный, мягкий, глухой.
− Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня
будем учиться?
1. «Три я».
Я
узнаю
пойму
смогу
2. Работа на нетбуках в парах.
1. Нарисуем на компьютере слова: туча, трава, тюльпан.
2. Отгадайте имя, используя первые звуки слов:
Том, ирис, мама, утро, редис.
Напечатайте имя, разделите на слоги,
поставьте ударение (Ответ: Тимур)
табун, астра, нос, яхта (ответ: Таня)
Что это за слова? Что мы видим интересного?
3. Работа на нетбуках. Упражнение в чтении столбиков слов, подобранных на приёме
наращивания в них звуков, преобразованных в другие слова или
изменённых по форме
та, то, тэ, ты, ту
ти, те, тя.
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках?
Делаем вывод:
Буква т обозначает два звука т и ть,
Звук т согласный, твердый, глухой.
Звук ть согласный, мягкий, глухой.
IV.
Реализация построенного проекта.
1. Работа с предметными картинками: произнесение слов,
определение их лексического значения. Сравнение моделей
слов с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду. Кто здесь
изображен? (Клоуны.)
– Как зовут первого клоуна? (Том.)
– Прочитайте слово «Том» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «Том».
– Дайте характеристику звуку [т]. (Звук согласный глухой твердый.)
– Объясните, почему звук [т] произносится твердо? (За буквой «т» в слове
стоит гласная буква «о».)
– Как зовут второго клоуна? (Тим.)
– Прочитайте слово «Тим» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите первый звук в слове «Тим».
– Дайте характеристику звуку [т’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
– Объясните, почему звук [т’] произносится мягко? (За буквой «т» в слове
стоит гласная буква «и».)
2. Конструирование большой и малой букв Т,т.
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «Т», «т».
Вниз черту проводим снова.
Сверху шляпка и готово. То ли зонтик, то ли гвоздь,
Буква Т наш новый гость.
– Из каких элементовшаблонов они состоят?
Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и
просит сконструировать из них буквы «Т», «т».
Учитель выполняет задание на интерактивной доске.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Первичное закрепление.
1. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой
модели.
А ) Работа по учебнику на с.51:
Рассмотрите иллюстрации в книге. Кто здесь изображен? (мальчики и девочки)
Прочитайте, как зовут детей первой пары (Даня и Таня)
Сравните данные слова. Чем они похожи? Чем отличаются?
Назовите первый звук в слове «Даня». Дайте характеристику звуку Д (звук
согласный звонкий твердый)
Назовите первый звук в слове «Таня»
Дайте характеристику звуку Т.
Прочитайте как зовут детей второй пары ( все так же)
Мы сравнивали 2 звука. Какие?
Б )Чтение слогов и слов. (с.51):
какое слово лишнее? (туман)
Рассказ учителя об ондатре
В ) Работа над чистоговоркой:
Татата вот какая красота. Ототот я люблю компот.
Тытыты у нас красивые цветы.
Атьатьать будем мы с тобой играть.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а д л я г л а з .
2 . Чтение слогов и слов (с. 47). Чтение рассказа «Омут».
После чтения учащиеся делят слова на группы: словапредметы,
словапризнаки, словадействия. У каждого слова учащиеся
выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают
словапредметы, прямоугольники желтого цвета – слова
признаки, прямоугольники голубого цвета – словадействия.
– Объясните значение слов «омут», «ил», «муть» и выражения «утят тянет
нырять».
– Какое было время года?
– Где оказались малые утята?
– Что таит омут?
– Что хотят делать утята?
– Какие тайны хранил омут?
О м у т – водоворот, глубокая яма на дне реки или озера.
– Составьте предложение со словом «омут».
Ловить рыбу в речном омуте.
.
– Объясните значение пословицы «В тихом омуте черти водятся».
И л – вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне
водоема.
М у т ь – мелкие нерастворимые частицы в жидкости, делающие ее
непрозрачной, мутной.
У т я т т я н е т н ы р я т ь – утята хотят плавать.
.
IX. Рефлексия. Оценивание.
Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают
об успехах и трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по
материалу урока. №
Задание, в котором
допущена ошибка
Знак ошибки:
Проверил(а)
+,
Я сам(а)
Сосед(ка)
1. Конструирование буквы
Т, т
2. Чтение слогов по
заданным схемам
3. Чтение слогов и слов в
столбике
4. Чтение текста «Омут»
5. Составление звуковых
схем.
X.Итог урока.
узнал
Я
смог
понял
XI.Информация в семью.
Что вы расскажите сегодня дома о нашем уроке?
«Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т,т»
«Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т,т»
«Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т,т»
«Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т,т»
«Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т,т»
«Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т,т»
«Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т,т»
«Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т,т»
«Согласные звуки [т], [т']. Буквы Т,т»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.