Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
г. Балаково Саратовской области
Урок обучения грамоте в 1 классе
с использованием интерактивных
методов и приемов
Тема: «Согласные звуки [с], [с']. Буквы С,с»
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Шиншалиева Гульнара Васильевна Цель деятельности педагога: создать условия для знакомства с глухими
звуками [с], [с']; познакомить с буквой С, с; учить давать характеристику
звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;
развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
Задачи урока:
Научить приёму практического определения звонкостиглухости
изучаемых звуков. Упражнять учеников в чтении слогов, слов,
текстов.
Продолжить развитие фонематического слуха и культуры
звукопроизношения. На примере сравнения минимальных пар слов
формировать у учащихся понимание смыслоразличительной
функции фонем.
Формирование УУД:
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели, смысловое чтение
регулятивные УУД: развитие умения читать и записывать информацию
в виде схем, планировать действия;
коммуникативные УУД: строить высказывания, возможность
сотрудничества учеников, умение слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,
взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
личностные УУД: развитие навыков педагогического сотрудничества и
сотрудничества со сверстниками, воспитывать интерес к разным видам
спорта, стремление заниматься спортом, гордость за спортсменов,
достигших высоких результатов нашего города, России
Ход урока. I.
Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой
класса.
Учитель: Сели ровно за парты. Повторим правила поведения на уроке.
(дети повторяют хором)
Парта – это не кровать и на ней нельзя лежать;
Ответить хочешь не шуми , а только руку подними;
II.
Учитель спросит надо встать, когда он сесть позволит – сядь.
Актуализация опорных знаний.
1. Игра «Лишняя буква»
(На доске изображения Кроша и Ёжика и прикреплены буквы: а, и, ы, о, у, з)
Почему именно буква з– лишняя? (согласная)
На какие 2 группы делятся звуки? (гласные и согласные)
Какие буквы у нас остались на доске? (гласные)
Почему они так называются? (произносятся голосом , можно пропеть)
А другие звуки почему не такие напевные? (встречают преграду при произношении)
Их называют согласными, потому что они любят быть с гласными. Когда они без них , они
слабые, короткие. А когда за ними стоит гласная, согласные звучат громко, красиво,
отчетливо.
2. Работа на нетбуках.
-Разделите слова на группы: зонт, зима, Том, Таня, дом, Дина.
II.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема).
1. Работа с фотографиями
Перед вами фотографии.
Что вы можете рассказать об этих людях? Что их объединяет?
− Подумайте и определите, какова тема нашего урока, чему мы сегодня
будем учиться?
2. «Три я».
Я
узнаю
пойму
смогу
3. Работа в парах.
Разгадайте ребусы онлайн.
Работа на сайте https://www.ixtira.tv/learning/rebusy/sbukvami
(стол, сюрприз, стул, сова)
III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей
(с. 56).
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.
– Кто изображен слева? Чем знаменит Буратино? У него очень длинный …
(нос).
– Прочитайте слово «нос» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите последний звук в слове «нос».
– Дайте характеристику звуку [с]. (Звук согласный глухой твердый.)
– Кто нарисован справа? (Лось.)
– Прочитайте слово «лось» по слогам и орфоэпически.
– Произнесите последний звук в слове «лось».
– Дайте характеристику звуку [с’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
– Объясните, почему звук [с’] произносится мягко? (За буквой «с» в слове
стоит буква «ь».)
IV. Конструирование большой и малой букв С, с.
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатных букв «С», «с».
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
– Из каких элементовшаблонов они состоят?
Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и
просит сконструировать из них буквы «С», «с».
Один учащийся выполняет задание на магнитной доске. V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой
печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы
«с» и звуков [с], [с’].
Буква «с» обозначает два согласных звука: твердый глухой [с] и мягкий
глухой [с’].
VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе
двухуровневой модели.
– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Сито, соты,
рысь.)
– Объясните значение данных слов.
С о т ы – ячейки из воска, которые делают пчелы для меда и кладки яиц.
С и т о – приспособление для просеивания или процеживания чегонибудь в
виде мелкой сетки, натянутой на обруч.
Р ы с ь – хищное животное семейства кошачьих.
– Прочитайте слово «соты» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «соты» стоит буква «с»?
– Какой звук обозначает буква «с» в слове «соты»?
– Дайте характеристику звуку [с]. (Звук согласный глухой твердый.)
– Объясните, почему звук [с] произносится твердо? (За буквой «с» в слове
стоит гласная буква «о».)
– Прочитайте слово «сито» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– Произнесите первый звук в слове «сито».
– Дайте характеристику звуку [с’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
– Объясните, почему звук [с’] произносится мягко? (За буквой «с» в слове
стоит гласная буква «и».)
– Прочитайте слово «рысь» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «рысь» стоит буква «с»?
– Какой звук обозначает буква «с» в слове «рысь»?
– Дайте характеристику звуку [с’]. (Звук согласный глухой мягкий.)
– Объясните, почему звук [с’] произносится мягко? (За буквой «с» в слове
стоит буква «ь».)
– Назовите буквы, которые обозначают мягкость предыдущего согласного
звука. (Гласные буквы «е», «ё», «и», «я», «ю» и буква «ь».)
Физминутка.
VII. Чтение слогов по заданным схемам, слов.
1. Работа на нетбуках. Упражнение в чтении столбиков слов, подобранных на приёме
наращивания в них звуков, преобразованных в другие слова или
изменённых по форме
са, со, сэ, сы, су
си, се, ся.
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
– Чем похожи слоги в каждом столбике?
– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках? (с
Делаем вывод:
Буква С обозначает два звука с и сь,
Звук с согласный, твердый, глухой.
Звук сь согласный, мягкий, глухой.
VIII. Чтение и анализ рассказа «Россия» (с. 57).
– Рассмотрите иллюстрацию в книге. Что здесь нарисовано?
– Как можно назвать эту картину?
Перед чтением учитель проводит словарную работу, учащиеся читают
слова с доски:
РОДИЛИСЬ
РОДИТЕЛИ
АРОМАТ
СМОРОДИНА
МАЛАЯ
– Используя фишки, составьте звукобуквенные модели данных слов.
После чтения текста учитель проводит б е с е д у п о в о п р о с а м :
– Объясните значение слов «аромат», «малая родина».
А р о м а т – душистый, пряный запах.
М а л а я р о д и н а – место, где родился, живет человек.
– Как называется наша страна?
– Как называется ваша малая родина? В каком городе вы живете?
Какие спортсмены прославили наш город Балаково?
1. Андрей Николаевич Коваленко
Советский и российский хоккеист, нападающий. Википедия
Родился7 июня 1970 г. (46 лет), СССР, Балаково, Саратовская область
позиция на поле нападающии.
ие
Горд ев
ее
2. Вал рий
ее
(род. 28
августа 1952, Балаково, Саратовская
советский
мотогонщик, участник соревнований по спидвею. Неоднократный
область) —
Дм триевич чемпион СССР по спидвею в личном и командном зачётах, член сборной
СССР, мастер спорта международного класса.
3. Евгений Иосифович Леошкин почётный гражданин города Балаково,
заслуженный тренер РСФСР, тренер команды Турбина (спидвейный
клуб) из города Балаково.
IX. Рефлексия. Оценивание.
Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают
об успехах и трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по
материалу урока.
№
Задание, в котором
допущена ошибка
Знак ошибки:
Проверил(а)
+,
Я сам(а)
Сосед(ка)
1. Конструирование буквы
2. Чтение слогов по
заданным схемам
3. Чтение слогов и слов в
столбике
4. Чтение текста «Россия»
5. Составление звуковых
схем.
X.Итог урока.
узнал
Я
смог
понял
XI.Информация в семью.
Что вы расскажите сегодня дома о нашем уроке?
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Цикл уроков раздела "Согласные парные звуки" по УМК "Перспективная начальная школа"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.