Сообщение для воспитателей «Развитие ручной умелости как средство подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста».
Оценка 4.6

Сообщение для воспитателей «Развитие ручной умелости как средство подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста».

Оценка 4.6
docx
23.01.2023
Сообщение для воспитателей «Развитие ручной умелости как средство подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста».
руки к письму для педагогов.docx

Сообщение для воспитателей

«Развитие ручной умелости как средство подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста».

Выдающийся психолог и физиолог Иван Михайлович Сеченов писал: «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой»                                        

Письмо – это сложный координационный  навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму – один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями детей 5-6 лет, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, графические навыки. Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Проанализировав в подготовительных группах навыки и умения детей, можно прийти к выводу, что графомоторные навыки у них сформированы плохо. Поэтому одна из необходимых задач подготовки детей к школе – развитие необходимой для письма ручной умелости ребенка. Оно предполагает и усвоение определенных знаний, навыков, умений, которые обслуживают и содержательную, и моторную, двигательную сторону письма, влияет на общее умственное развитие ребенка. Та же развитие ручной умелости решает целый комплекс разнообразных задач, таких как:

·          Формирование пространственных представлений, двигательной и зрительной памяти, логического и конструктивного мышления.

·          Совершенствование мелкой моторики и тонкой координации движений рук.

·          Развитие внимания, восприятия, глазомера.

·          Обогащение словарного запаса.

·          Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности и целеустремленности.

В своей практике мы используем целый комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:

·          Рисование различными материалами. Декоративное рисование.

·          Вырезывание ножницами.

·          Аппликация из различных материалов.

·          Лепка из глины, соленого теста, пластилина.

·          Работа с бумагой: оригами, плетение.

·          Конструирование из природного материала.

·          Игры со счетными палочками, спичками.

·          Графические упражнения. Штриховка. Обведение по трафарету.

Успешность использования различных форм работы по формированию двигательных навыков зависит от принципов ее подбора:

·          Постепенное усложнение занятий, упражнений, заданий, игрового материала от простого к сложному.

·          Подбор игр и упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

·          Систематичность и регулярность работы по формированию двигательных навыков.

·          Создание благоприятного эмоционального фона при выполнении различных заданий, помощь при затруднении.

Одно из важных мест по развитию графомоторных навыков занимают занятия изобразительной деятельностью. Они могут значительно помочь подготовить руку к письму и одновременно решить вопросы эстетического, нравственного воспитания, развития мыслительной деятельности ребенка. Дети учатся работать с различными изобразительными материалами: цветными карандашами, гуашью, акварелью, цветными и восковыми мелками, пастелью, разнообразными кистями и т. п. У них развивается умение регулировать нажим на карандаш, рисовать концом кисти и всем ворсом, свободно управлять используемыми инструментами.

Опыт предыдущих лет и анализ нашей работы показали, что наиболее эффективные результаты в этом виде деятельности дает декоративное рисование. Технические приемы этого вида рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики, точность движения руки, ее плавность, ритмичность. Дети прорисовывают разные элементы росписи: точки, прямые и волнистые линии, короткие штрихи, завитки, геометрические фигуры, растительные формы, животных, птиц. Это учит ограничивать движения, что необходимо для написания букв, слов, строки. Во время ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас, развивается грамотная связная речь.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Действия руки с бумагой и ножницами помогут развитию мелкой мускулатуры пальцев ребёнка, скоординированности  движений обеих рук, зрительного контроля. В старшем дошкольном возрасте дети в своей работе используют такие приемы вырезывания, как:

·        Резание по прямой.

·        Закругление и вырезывание различных форм: прямоугольные, овальные, круглые, многоугольники.

·        Силуэтное: вырезывание на глаз, по контуру.

·        Симметричное: из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой.

Так же большое значение в нашей работе имеют занятия по аппликации из различных материалов. На них дети приобретают не только технические навыки работы ножницами и кисточкой, но и развивают подвижность рук и пальцев, эстетическое восприятие и творческую активность. Дети старшего дошкольного возраста составляют сюжетные и декоративные композиции, пейзажи, натюрморты, мозаики.  Работают в технике обрывной аппликации, используют  различные материалы:

·        бумагу разных видов

·        засушенные листья и цветы, семена

·        разные виды тканей

·        вату, пенопласт, песок, соль, крупы

Еще один из самых осязаемых видов художественного творчества – лепка. Она в большей мере развивает и совершенствует природное чувство осязания. Основным инструментом в лепке являются именно руки. Работа с пластичным материалом влияет на развитие мелких мышц кисти руки, учит ребенка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме. Ребенок осознает различные свойства глины, теста, пластилина. Знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов. Дети старшего дошкольного возраста помимо лепки отдельных предметов могут лепить скульптурные группы, фигуры в движении. В работе используются различные способы лепки:

·        конструктивные (лепка из частей)

·        пластические (из целого куска)

·        комбинированные

Детям доступны такие приемы лепки, как расплющивание, прищипывание, оттягивание, раскатывание. В декоративной лепке дети украшают свои изделия налепом и углубленным рельефом, используя  стеку и другие подручные материалы.

В  работе с детьми мы также  применяем  художественное конструирование из бумаги. Оно способствует развитию согласованности  и точных движений кистей рук, ловкости, памяти. Детям предлагается плетение ковриков из бумажных полос, складывание из бумаги различных фигурок: кораблик, стаканчик, цветок, елочка, птичка, зайчик и т. д. Для успешной работы необходимо показать приемы сгибания и складывания бумаги, ориентировать на точность выполнения действий, следить за правильностью проглаживания сгибов, работать только на твердой поверхности.

Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Изготовление поделок расширяет представления детей об окружающем мире, развивает любознательность, совершенствует сенсомоторику, тактильную чувствительность рук. В своей работе дети могут использовать разнообразные материалы: шишки, орехи, каштаны, желуди, кору, ветки, листья, семена, солому, мох, перья, засушенные растения и т. п. Из природного материала дети могут конструировать зверей, птиц, насекомых, сказочных героев, а так же создавать сюжетные композиции, декоративные панно, икебаны. Благотворно влияет на развитие мелкой моторики и чувство симметрии выкладывание мозаики из камешков, семян, ракушек на пластилиновых или глиняных пластинах, укрепленных на фанере, картоне или пластике.

Еще одно из направлений проводимой с детьми  работы - игры со счетными палочками и спичками. Они развивают тонкую координацию рук и формируют  зрительно-пространственные представления, закрепляют знания геометрических форм, развивают внимание, память. Детям предлагаются разнообразные игры и упражнения, которые выполняются по образцу или по памяти. Например: «Ловкость рук», «Загадочные полочки», «Выложи узор», «Найди фигуры», «Выложи картинки», «Веселые буквы».

Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Она решает задачи:

·        научить детей проводить различные линии по подражанию, по образцу; дорисовывать, копировать, штриховать, закрашивать;

·        выполнять задания по речевой инструкции;

·        правильно держать карандаш при письме; держать осанку.

 

Детям предлагаются задания по  обведению  трафаретов  и штриховка фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша, по разным лексическим темам: транспорт, овощи, фрукты, посуда, одежда, звери, птицы и т. д. Используются различные виды штриховки:

·        раскрашивание частыми короткими штрихами

·        мелкими штрихами с возвратом

·        центрическая штриховка длинными параллельными линиями

Так же дети должны соблюдать правила штриховки:

·        штриховать только в заданном направлении

·        не выходить за контуры фигуры

·        соблюдать параллельность линий

·        соблюдать между линиями одинаковое расстояние.

Кроме всего перечисленного, в работе используются и различные графические упражнения: «Проведи линии посередине дорожки», «Обведи рисунок по точкам», «Обведи рисунок по линиям», «Нарисуй фигуру по точкам», «Продолжи узор», «Дорисуй картинку», «Нарисуй такую же фигуру», «Заштрихуй, не выходя за контуры», «Графический диктант».

При их выполнении дети должны:

·        соблюдать графические пропорции

·        писать правильно, симметрично

·        не отрывать руку от бумаги

·        не прерывать линии

Систематическая работа над развитием ручной умелости у детей дает стойкие положительные результаты. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, легкость. Исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Дети с хорошо развитой моторикой  при обучении элементам письма демонстрируют хороший нажим, умение поворачивать руку в нужном направлении. Они лучше справляются с программными требованиями. Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Краузе Е. Н. «Логопедия». Санкт-Петербург, Корона принт. 2003 г.

2. Бабаева Н. У. «У школьного порога». Москва. 1992 г.

3. Гаврина С. Е. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Ярославль, Академия развития. 2005 г.

4. Новоторцева Н. В. «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду». Ярославль, Академия развития. 2000 г.

5. Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем». Москва, Творческий центр «Сфера». 2000 г.

6. Халезова Н. Б., Курочина Н. А. «Лепка в детском саду». Москва, «Просвещение». 1986 г.

7. Размыслова А. В. «Ознакомление детей с изобразительным искусством». Москва, Издательство «Альма-мастер». 1994 г.

8. Грибовская А. А. «Коллективное творчество дошкольников». Москва, Творческий центр «Сфера». 2005 г.

9. Панфилова «Обучение детей работе с природным материалом». Москва, «Школьная пресса». 2004 г.

10. Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких». Санкт – Петербург, Детство – Пресс. 2009 г.

 

 

 

 


 

Сообщение для воспитателей «Развитие ручной умелости как средство подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста»

Сообщение для воспитателей «Развитие ручной умелости как средство подготовки руки к письму у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности и целеустремленности

Воспитание усидчивости, терпения, аккуратности и целеустремленности

Это учит ограничивать движения, что необходимо для написания букв, слов, строки

Это учит ограничивать движения, что необходимо для написания букв, слов, строки

Детям доступны такие приемы лепки, как расплющивание, прищипывание, оттягивание, раскатывание

Детям доступны такие приемы лепки, как расплющивание, прищипывание, оттягивание, раскатывание

Детям предлагаются задания по обведению трафаретов и штриховка фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша, по разным лексическим темам: транспорт, овощи, фрукты, посуда,…

Детям предлагаются задания по обведению трафаретов и штриховка фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша, по разным лексическим темам: транспорт, овощи, фрукты, посуда,…

Список литературы. 1. Краузе

Список литературы. 1. Краузе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.