ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»
Сообщение на методическом объединении:
«Социализация детей с ИН посредством организации игровой деятельности»
Подготовлено: воспитатель Парникова Е.Ю.
Игра – это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Кроме того, в процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Принято считать, что игра, это воображаемая или условная деятельность, целенаправленно организуемая среди детей для их отдыха, развлечения и обучения. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Поэтому необходимо детальное рассмотрение ресурсов детской игры и изучение тех условий, которые позволяют ей максимально эффективно воздействовать на успешную социализацию.
Цель: создать условия для успешной социализации детей через организацию игровой деятельности.
Задачи:
– Создать условия для освоения детьми норм и ценностей, принятых в обществе, в том числе моральные и нравственные ценности, для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
– Формировать опыт доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности;
– Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение с помощью игровой деятельности.
– Развивать у детей самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий;
– Формировать коммуникативные навыки, эмпатию
через различные виды детских игр.
Реализуя поставленные задачи, я в своей педагогической деятельности использую:
Подвижные игры. Так как считаю, что подвижные игры очень полезны для здоровья. Они являются незаменимым способом энергетической зарядки и развития физических качеств. Игровой сюжет вызывает положительные эмоции, побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью формировали необходимые волевые качества и физические способности, проявляли решимость, мужество и упорство для достижения цели. Таким образом, дети социализируются, усваивают необходимые правила в социуме, помогают снятию зажатости.
Подвижные игры: «Ловишки», «Пятнашки», «Морская фигура», «Найди и
промолчи»
Народные: «Гори, гори, ясно»
Театрализованные игры: «Где мы были, мы не
скажем»
Сюжетно-ролевые игры помогают осознать окружающий мир, способствует социализации в обществе, помогают воспитывать целенаправленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать свои действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Моя задача состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызвали бы общность чувств и действий. Способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Таким образом, дети приобретают умение взаимодействовать друг с другом, у них формируются чувства удовлетворения от того, что они делают «хорошие дела», «приносят пользу» близким, окружающим, радуют их добрыми поступками, помогают и сопереживают.
Сюжетно-ролевые игры:
Бытовые игры: моделируют события из жизни близкого, социального окружения ребёнка. («Семья», «Парикмахерская», «Скорая помощь», «Магазин», «Детский сад», «Швейная мастерская»)
Производственные игры: направлены на познание социальных, общественных отношений в рамках производственной деятельности, отражающие профессиональный труд людей. (Строительные игры, сельскохозяйственные, рекламные агентства, туристические фирмы, творческие мастерские)
Общественно-политические игры: представлены играми с социальным и военно-историческим содержанием. (Игры в войну, армию, разведку, «Я б в политики пошёл…») Исторические игры («Пираты», «Поиск сокровищ»)
Развитие сюжетов идёт от бытовых игр к играм с производственным сюжетом и, наконец, к играм с общественно-политическими сюжетами
«Магазин игрушек»
Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.
Ход: дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.
Чтобы развивать у своих воспитанников, такие необходимые в нашей жизни качества, как логическое мышление, умение предвидеть ситуацию, находить выход из сложного положения - используются настольные игры. Они развивают у детей память, внимательность, учат делиться, находить взаимопонимание с другими игроками, решать возникающие конфликты и не уходить от проблем. В дальнейшей жизни такое социальное воспитание возымеет свое действие, ведь дети будут обладать необходимыми навыками. Кроме того, именно настольные игры научат как детей, так и взрослых проигрывать, а также достойно принимать поражение. В жизни бывают различные ситуации, и не всегда победа оказывается на нашей стороне. Но важно научится относиться к этому моменту правильно, и тогда можно будет двигаться дальше, усвоив полученные уроки. Таким образом, у детей воспитывается культура честного соперничества, внимательность, целеустремленность, собранность.
С целью расширения кругозора, представления об окружающем мире я применяю дидактические игры:
Настольно-печатные: «Зоологическое лото», «Цветы», «Мы считаем», «Фрукты и овощи», «Профессии», «Геометрические фигуры» и др. Словесных игры, в которых дети решают игровую задачу: «Какое время года? «Кем быть?», Что было бы, если бы..?», «Бывает — не бывает?» и т. П.
Игры на социализацию «Зеркало», «Продолжи
движение»
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию
человека к обществу и в то же время — способность противостоять ему в тех
жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению,
самореализации. Игровая деятельность — является ведущей деятельностью у детей.
Это основное средство психического и социального развития. В игре закладываются
основы будущей личности. Ребенок учится нормам и образцам поведения, принятым в
обществе, взаимодействует, строит отношения в семье, в коллективе сверстников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.