Сообщение из опыта работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности как предпосылки функциональной грамотности»
План:
1. Актуальность работы над темой
2. Виды совместной образовательной деятельности с детьми, способствующих развитию мелкой моторики рук:
· Пальчиковая гимнастика
· Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук
· Игры с песком и другими мелкими предметами
· Игры с лентами и шнуровками
· Вырезание ножницами
· Работа с бумагой (оригами)
· Продуктивные виды деятельности
· Игры с конструктором, мозаикой, пазлами
Ход
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста играет важную роль, оказывает влияния на многие функции ребенка. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сегодня всем известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Было установлено также, что уровень развития моторики – один из показателей функциональной грамотности ребенка, помогающий не только при письме, работе с компьютером, но и способствующий развитию речи. Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи дошкольников, а значит и работы воспитателей детей дошкольного возраста.
Мелкую моторику пальцев рук дошкольников можно развивать:
· методом специальных мышечных упражнений непосредственно пальцев и кистей рук – это пальчиковая гимнастика,
· стимуляции нервных окончаний и усилением кровотока в кистях и пальцах путем массажа и самомассажа,
· занятиями продуктивными видами деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией (куда включается и работа ножницами, и всяческие приемы скручивания, обрывания, складывания бумаги), а также конструирование из различных видов конструктора (мозаика, лего, пазлы, конструктор типа «Строитель»)
· посредством игры: с песком, мелкими предметами и природным материалом, лентами, шнуровками и др.
Соответственно к данным видам совместной деятельности у нас организована развивающая среда. Оборудован сенсорный центр. В режиме дня и расписании непосредственно образовательной деятельности предусмотрено время для проведения пальчиковой гимнастики, самомассажа, дидактических, строительных, театрализованных игр, а также НОД по продуктивным видам деятельности и самостоятельная деятельность детей.
Пальчиковая гимнастика используется нами как отдельный вид деятельности, так и в структуре НОД по развитию речи и продуктивным видам деятельности. Пальчиковая гимнастика подбирается к лексической теме недели и разучивается с детьми в течение недели. Ритмический рисунок текста гимнастики в сочетании с движениями пальцев нравится детям, хотя и дается младшим дошкольникам с трудом. Однако значение ее использования для тренировки межполушарного взаимодействия мозга ребенка научно подтверждено нейропсихологами.
Пальчиковые игры могут быть организованы посредством бросового и природного материала. На слайде вы видите, как дети играют в игру «Догони мой пальчик» с использованием разноцветных крышечек.
Пальчиковый театр способствует развитию не только мелкой моторики, но и связной речи детей. С его помощью дети учатся пересказывать знакомые сказки, строить ролевые диалоги, учитывать речь и роль партнера по игре, вступать во взаимодействие со сверстником, выражать свои желания и намерения, учитывая позицию партнера по игре, а в дальнейшем и по общению в жизненных ситуациях. В прошлом учебном году мы реализовывали образовательный проект по ознакомлению младших дошкольников с художественной литературой и развитию речи «Путешествие по сказкам», в рамках которого дети проявляли себя в роли актеров в постановке по сказке «Репка» с использованием пальчикового театра. Затем дети использовали пальчиковый театр для самостоятельного разыгрывания сказки «Репка» и в самостоятельных сюжетных играх.
Текстовый материал для самомассажа также подбирается у нас к лексической теме недели и используется в специально отведенное время в режиме дня. Для самостоятельной деятельности детей по самомассажу в группе имеются массажные мячи «Ежики», мячи су-джок. Также мы используем граненые карандаши.
Для детей 3-4 лет трудно давались игры-шнуровки. Не только составить композицию из плетения, а даже просунуть шнурок в отверстие для них было сложно. Но из тех детей, кто ходил в детский сад регулярно, в этом году не составляет труда сделать бусы и прочие плетения с насаживанием предметов на шнурок. Если говорить о функциональной грамотности в этом аспекте, то можно сделать вывод о ее наличии по навыкам детей самостоятельного одевания с застегиванием одежды и зашнуриванием обуви. «Домашние» дети, которые пришли к нам в группу в этом году, не обладают этими навыками.
Перспективу в применении игр со шнуровками вижу в использовании более сложных объектов шнуровки и плетения из лент и составления композиций из них.
Для развития мелкой моторики можно использовать бросовый и природный материал, а также мелкие предметы (пуговицы, бусины, катушки, кнопки, крючки и прочее). Игры с песком очень нравятся детям и могут использоваться как в группе, так и на прогулке. Способствуют развитию не только мелкой моторики, но и творческого воображения.
Очень распространённым пособием для развития мелкой моторики является мозаика. Это традиционная игра и в современном мире представлена в виде всяких размеров, форм, цветов, оснований и образцов выкладывания. С младшими дошкольниками мы начинаем выкладывать мозаику основных цветов, крупного и среднего размера, показывая способ выкладывания, а затем предлагая детям образцы для подражания. В дальнейшем планируем использовать более мелкую мозаику для приклеивания на готовое изображение по заданным пронумерованным ячейкам, что будет способствовать более высокому качеству работ, при этом также развивая мелкую моторику пальцев рук детей. Такая работа подготавливает детей к шитью и вышиванию, что также является одним из аспектов функциональной грамотности.
Складывание пазлов как и конструирование из строительного материала несет основную педагогическую задачу по развитию мышления ребенка, но также способствует и развитию мелкой моторики, т.к. складывание пазлов и построение задуманных сооружений требует владение навыками соединения мелких деталей и точных движений по составлению объемных фигур в постройке.
Наиболее сложным в области работы пальцами для детей является работа с ножницами, которая требует силы сгибательных и разгибательных мышц пальцев и кистей рук детей. Наиболее сложна техника владения ножницами при вырезывании. Детям до 4,5 лет аппликация дается в виде наклеивания бумажных фигур, из которых они создают предметы и узоры. Получив в руки ножницы, дети учатся правильно действовать с ними, держать в пальцах, сжимать и разжимать рычаги и делать разрез по прямой с одного зажима. Многие дети овладевают этим умением с трудом и тратят на него не один месяц. Лишь в группе детей 5 лет вводится собственно вырезывание тех или иных форм. Резание по прямой долго остается единственным прочно усвоенным навыком (все первое полугодие).
Приобретение умения резать по дуге и по окружности связано с новыми трудностями и для освоения вновь требуется время. Если при резании по прямой левая рука оставалась спокойной и только держала кусок бумаги, то при резании по окружности обе руки должны производить встречные движения. Согласовывать движения обеих рук для дошкольников нелегко, движения такого рода отрабатываются в результате многократных упражнений. Только дети 7-го года жизни овладевают поворотами ножниц в разные стороны и могут вырезать любую форму предмета. Поэтому работа с ножницами является продолжительной, в течение всего дошкольного возраста, а также многозначительно влияет на функциональную грамотность детей в овладении навыками ручного труда.
Занятия продуктивной деятельностью с одной стороны являются средством развития мелкой моторики рук детей, а с другой являются результатом этого развития. С точки зрения функциональной грамотности подготавливают руку ребенка к письму.
Одним из видов аппликации, который мы использовали в прошлом году – это создание объемных фигурок, композиций. Несложные для выполнения детьми техники смятия бумаги в композиции с подготовленной красочной основой создают красивые работы, которые нравятся родителям и позволяют ребенку почувствовать удовольствие от результата своей работы.
Все методы, которые мы используем для развития мелкой моторики рук дошкольников, необходимо закреплять и дома. Поэтому родителей мы также подключаем к образовательному процессу. Так, в прошлом году, при реализации нашего образовательного проекта «Путешествие по сказкам» родители провели в группе мастер-класс по лепке из соленого теста, показали пальчиковый театр (из игрушек би-ба-бо) «Маша и медведь». Польза от такой совместной деятельности является безусловной, и для обучающихся и для их родителей.
Таким образом, систематическая работа в направлении развитии мелкой моторики дошкольников позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть руки ребенка приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма и ручного труда.
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей становятся более совершенными. Разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками функциональной грамотности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.