Сообщение из опыта работы «Познавательное развитие детей 2-3 лет»

  • docx
  • 16.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сообщение из опыта работы познавательное развитие.docx

Сообщение из опыта работы «Познавательное развитие детей 2-3 лет»

 

Для детей 2-3 лет познавательное развитие включает в себя три взаимосвязанных блока: «Развитие сенсорной культуры», «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе», «Развитие математических представлений».

 

Все три блока обеспечивают развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию.

 

► «Развитие сенсорной культуры» предполагает овладение простейшими сенсорными эталонами

Ребенок третьего года жизни активно входит в предметный мир , начинает знакомиться с большим количеством предметов, их качествами и свойствами, практически осваивать способы использования предметов в бытовой, игровой и других видах детской деятельности.

 

Детей привлекает яркость и красочность предметного мира, что позволяет целенаправленно развивать их сенсорные и речевые способности, составляющие фундамент умственного развития.

Трудно переоценить значение предметного мира в сенсорном развитии маленького ребенка, приобщении его к сенсорной культуре, овладении простейшими сенсорными эталонами цвета, формы, величины (размера).

 

► «Развитие математических представлений»

Для детей третьего года жизни предусмотрены две темы: «Свойства» и «Отношения» Успешное освоение их содержания поможет развитию сенсорных способностей, что является приоритетной задачей для детей раннего дошкольного возраста

 

► «Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе»

Основное содержание знаний этого блока можно представить следующим образом:

первый блок содержит конкретные знания о разнообразных объектах и явлениях природы: неживая природа (вода, песок, снег, лед, глина и пр.),живая природа (отдельные представители растений, животных, человек)

-второй блок содержит знания о состоянии живых и неживых объектах природы в разные сезоны

- третий блок – знания о росте и развитии конкретных живых существ

- четвертый блок – знания о месте обитания конкретных представителей живой природы)

 

 

☻ При организации работы по познавательному развитию детей 2-3 лет необходимо учитывать возрастные особенности развития детей и прежде всего то, что мышление в этом возрасте наглядно-действенное и наглядно-образное.

Говорят, что дети этого возраста «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Значит, подачу любой познавательной информации детям нужно сопровождать максимальной наглядностью и возможностью действовать с изучаемыми явлениями и объектами. Чтобы познавательное развитие детей было более эффективным, дети должны слышать, видеть, действовать. Только при таком подходе познавательная информация, которую мы предлагаем детям, будет трансформироваться в знания и определенный опыт.

Наглядность обеспечивает прочное запоминание, мобилизует активность психики дошкольника, прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем, и т.д. – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. Я.А. Коменский считал принцип наглядности «золотым правилом» дидактики».

 

☻ Одним из важнейших условий, способствующих развитию познавательной мотивации является предметно-развивающая среда. Предметы, пособия, иллюстрации, оборудование, книги и пр., являющиеся основой среды, организованной для познания, помогают детям расширять кругозор: уточнять, конкретизировать новые и имеющиеся знания, активизировать собственные познавательные интересы.

Главный принцип предметно-развивающей среды заключается в следующем: все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, с этим можно играть и действовать.

Для формирования знаний детей о домашних и диких животных изготовлены макеты леса с фигурками диких животных и двора с фигурками домашних животных. Работа с макетами способствует закреплению знаний детей о животных и их детёнышах, развитию умения их различать и правильно называть, развитию   интереса к образу жизни животных, воспитанию доброго отношения к ним.

 

 

Способы использования макетов:

Беседы с использованием фигурок для рассматривания, отгадывание

загадок, дидактические игры «Кто где живет?», «Где чья мама?», «Кто

здесь лишний?», «Отгадай, кто так разговаривает» и т.д.

 

Представление о внешнем виде и образе жизни диких животных в летнее и зимнее время года дети получают, рассматривая наглядный материал, оформленный уголке познавательного развития.

 

Для формирования знаний об овощах и фруктах изготовлены модели грядок с овощами и макет сада с фруктовыми деревьями.

 

Для Формирования умение различать и правильно называть основные цвета (красный, синий. зеленый, желтый) в группе оформлен паровозик с разноцветными вагончиками.

 

☻ Познавательное развитие детей осуществляется на специальных занятиях, а также на мероприятиях, проводимых в свободной деятельности детей. Реализовать поставленные задачи познавательного развития и объемы только на занятиях практически невозможно. Поэтому огромное значение придается работе с детьми вне занятий.

Эффективным методом, способствующим развитию любознательности, интересов и познавательной мотивации дошкольников является игра, в т.ч. различные дидактические игры.

Дидактическая игра - это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных, дети осваивают признаки предметов, учатся их классифицировать, обобщать, сравнивать. В игре у детей дошкольного возраста развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы.      

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

В своей работе по познавательному развитию детей я широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками.