Формирование жизненной компетентности школьников в соответствие с учебными программами.
Вопросы трудового обучения, воспитания, профессиональной ориентации занимают центральное место в общей системе учебно-воспитательной работы в коррекционной школе, поскольку от их решения зависит успех формирования жизненной компетентности учащихся.
Компетентность--- это мера соответствия знаний, умений и опыта определённых лиц.
Целью профессионально-трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению после окончания обучения несложных видов работы на предприятиях. Для её достижения в процессе трудового обучения решаются следующие задачи:
1. Формирование доступных учащимся технологических знаний;
2. Развитие у учащихся общетрудовых умений, т.е. умений ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы.
3. Обучение уч-ся профессиональным приёмам труда по выбранной специальности и привитии им соответствующих трудовых навыков;
4. Воспитание у уч-ся устойчивого положительного отношения к труду и форми-рование необходимых в повседневной производительной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности , готовности помочь товарищу, бережного отношения к оборудованию.
Эти задачи реализовываются комплексно в тесной связи с выполнением учебных программ на уроках. Поставленные цели в выполнении учебных программ , освоении умений и навыков определяются особенностями психической деятельности учащихся с проблемами в развитии. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной с ними работы, для понимания причин , обусловливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска способов и приёмов педагогического воздействия.
Содержание программ, методов обучения определяется в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями уч-ся , своеобразием его развития для того, чтобы обеспечить коррекцию развития уч-ся с целью дальнейшей их адаптации.
Коррекционная работа на уроках трудового обучения должна быть направлена не только на выполнение практических операций, сколько на формирование интеллектуальных умений. Именно они в последующей трудовой деятельности помогают выпускникам адаптироваться в рабочем коллективе, осуществить перенос приобретённых умений при выполнении доступных видов труда на производстве. С учётом современных требований обязательно используются методы и приёмы трудового обучения , нацеленные на формирование общетрудовых умений.
Важная задача обучения в мастерских заключается в формировании профессиональных навыков. Урок- основная форма подготовки уч-ся к овладению профессией. Это ежедневная работа, растянувшаяся на годы. Именно с уроков труда учащийся должен вынести умения выдерживать трудовую нагрузку, стойкий интерес к профессии, доводить начатое до конца, уважение к рабочим людям. У нас выработался опыт обучения девочек швейному делу . Согласно требованиям программ и используя различные виды работ , мы готовим своих учениц к работе на производстве по специальности швея-мотористка. Эта специальность приемлема для наших учениц по следующим причинам:
1. Доступность. В связи с тем, что длительное время выполняется одна или несколько операций, вырабатываются устойчивые навыки. Отсюда качество в работе, скоростные навыки, выполнение норм. В своей практической работе по обучению уч-ся мы видим два направления:
1. Коррекцию развития уч-ся средствами швейного дела
2. Обучение непосредственно профессии, т.е. выработки качественных и скоростных показателей, выносливости в труде, обучение рациональным приёмам работы, организации производительного труда,
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.