«Значение трудовой, профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ для жизни в обществе.»
Фомина А.А.
Основной задачей обучения уч-ся специальной (коррекционной ) школы является обучение их основным навыкам доступных профессий, в формировании у уч-ся самостоятельности при выполнении различных трудовых заданий. В последствии на этой основе происходит их подготовка к самостоятельной жизни и труду.
При достаточно высоком уровне организации учебного процесса можно достичь значительных результатов не только в отношении общего развития уч-ся , но и в деле формирования у них готовности к производительному труду, умения применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия, приобретение навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, воспитания чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи. На развитие трудовых возможностей уч-ся влияет вся система учебно-воспитательной работы, но непосредственная их подготовка к трудовой деятельности осуществляется на занятиях ПТО, п/о, во время практики. В процессе обучения уч-ся приобретают технологические знания, умения и навыки, используют знания , полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Занятия ПТО создают наиболее благоприятные условия для коррекции недостатков присущих нашим ученикам. Сравнительно высокие возможности развития мыслительных процессов объясняются прежде всего тем, что в решении трудовой задачи уч-ся действуют в соответствии со своим желанием, а не только выполняют волю учителя. Этим определяется эффективность нравственного , физического и эстетического воспитания уч-ся в трудовом обучении. Поэтому трудовое обучение на дальнейшую судьбу уч-ся влияет очень широко. Конечная цель профессионально-трудового обучения - подготовить уч-ся к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда.
В 5-9 классах на занятиях уч-ся овладевают доступными для них знаниями, профессиональными приёмами труда и умениями рационально планировать свои трудовые действия. Практическая деятельность уч-ся , прежде всего по своей внутренней организации (уяснению условий задания, выбору рациональных действий, использованию прошлого опыта и т.д.) постепенно приближается к труду рабочего на производстве. При обучении в старших классах особое внимание уделяется коррекции недостатков в трудовой деятельности уч-ся. Наряду с решением коррекционных задач появляется возможность развивать у уч-ся те трудовые умения, которые повышают их самостоятельность непосредственно в условиях работы на производстве (выбор наилучшего плана работы, выбор материала, инструментов, приспособлений). Одной из популярных форм организации учебных занятий по п/о является проектная деятельность. Это дидактическое средство, которое активизирует познавательную деятельность, развивает умение работать в коллективе, брать ответственность за свой выбор .Для наших уч-ся бывает сложно ориентироваться в задании, планировать свои действия, проводить контроль и оценку работы. Проектирование способствует коррекции этих недостатков путём анализа, синтеза, сравнения прообраза изделия с тем, что получилось в итоге. Творческие проекты по изготовлению изделий также являются средством экономического воспитания. Учащимся предлагаются модели изделий с кратким описанием каждой, схемами, чертежами, эскизами. После анализа этих моделей отбирается наиболее удачный вариант. Затем учащиеся определяют его потребительские свойства, технологическую и экономическую целесообразность. На технологическом этапе реализуется в жизнь разработанный проект в форме практических работ индивидуально. Эта работа имеет большой воспитательский смысл—учащиеся учатся работать самостоятельно, обсуждать, делиться необходимым, помогать друг другу, сравнивать свою работу с работой других. Воспитывается чувство ответственности т.к. необходимо качественно выполнять свою работу. Учащиеся научатся отличать достоинства и недостатки своих работ и работ товарищей, радоваться не только своим успехам, но и успехам других. Большое значение имеет проведение экскурсий , которые позволяют активно формировать у уч-ся соблюдать нормы поведения в общественных местах. Так, например, я провожу экскурсии в магазин «Ткани». Здесь уч-ся знакомятся с тем , как покупать ткани, фурнитуру, применяемыми в практической деятельности. Т.е. развивается логическое мышление, внимание, наблюдательность, активизируется мыслительная деятельность. Это позволяет уч-ся знакомиться с жизнью.
Формируя понятие о трудовой дисциплине, уже начиная с 4 класса я добиваюсь от учащихся объяснения правил поведения в мастерской. Старших классах даю более полное понятие о трудовой дисциплине на производстве. Рассказываю о том, как влияет состояние трудовой дисциплины на производительность труда. Учащиеся узнают, что дисциплина труда—это дисциплина товарищества, взаимного уважения и доверия, что она основана на сознании необходимости выполнения установленных правил. Рассматривая усвоение учащимися моральных норм, принципов общественных отношений, правил поведения – всё это помогает учащимся полнее осмыслить общественные отношения. На примере учащихся 11 класса, можно сказать, что они осознают необходимость профессиональной подготовки, стремясь лучше освоить изучаемую специальность. Существенное влияние на воспитание положительных качеств личности и полезных привычек учащимся имеют такие факторы , как личный пример учителя, чёткое выполнение правил поведения в мастерской, оценка работ уч-ся, хорошая техническая оснащённость мастерской, её эстетическое оформление.
Не менее важная задача обучения уч-ся в старших классах в школьных мастерских заключается в формировании профессиональных навыков. Большую роль играет практика. Сама программа, которую составляли учителя, предусматривает подготовку уч-ся к самостоятельному выполнению производственных заданий, что непосредственно готовит их к жизни. Я постоянно акцентирую внимание уч-ся на том, как данную работу выполнять быстрее, с меньшими усилиями и необходимым качеством. Для этого разбираю конкретные случаи производственной работы. Причём я лишь направляю обсуждение, а его основными участниками являются ученики. Необходимые результаты нравственного воспитания в производственных условиях не достигаются сами собой, этим процессом должен руководить учитель, умело используя в воспитательных целях различные события и ситуации. При организации учебного процесса я стараюсь создать такие условия работы, как на производстве, что будет помогать учащимся в жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.