|
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение
на тему: «Педагогические технологии»
Подготовила:
студентка Ш – 42 группы
.
Ейск, 2020 г.
Педагогические технологии
1. Сущность педагогической технологии
Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает:
* возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;
* возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.
Понятие педагогической технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
* Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
* Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
* Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
* Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
* Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
* Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
* Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
* Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
* Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [4]
Все эти определения правомерны. Просто они отражают трактовку педагогических технологий на разных уровнях.
I уровень - общепедагогический (общедидактический). Педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс. Здесь педагогическая технология по сути тождественна педагогической системе. В нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов, алгоритмов деятельности субъектов и объектов процесса (за исключением их самих).
II уровень - частнопедагогический. Педагогическая технология употребляется в значении частной методики, т.е. совокупности методов и средств для реализации конкретных педагогических задач в рамках одного предмета, используемых конкретным преподавателем. Напр., методика преподавания какого-либо учебного предмета, методика работы конкретного преподавателя, воспитателя, методика развивающего обучения.
III уровень - элементный. Педагогическая технология отражает технологизацию отдельных частей процесса обучения. По сути сюда же 11 включаются разнообразные техники - отдельных видов деятельности, формирования понятий, проведения лекций,
2. Признаки педагогических технологий, критерии технологичности
Признаки педагогических технологий:
- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая концепция;
- технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей;
- элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов (напр., государственного образовательного стандарта) всеми учащимися;
- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности [5, с. 331].
Разрабатывая, описывая или анализируя ту или иную педагогическую технологию, важно обращать внимание на следующие ее составляющие:
1. Концептуальная часть, представленная кратким описанием руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующим пониманию ее построения и функционирования. Сюда входят:
· целевые установки и ориентации;
· основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция освоения социального опыта и др.);
· позиции ребенка и педагога в образовательном процессе.
Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны, альтернативности, гуманистических и демократических принципов современности.
2. Особенности содержания образования:
· ориентация на образование как на ценность, как на процесс или как на результат;
· ориентация на определенный компонент содержания образования или их совокупность;
· критерии отбора содержания образования;
· дидактическая структура учебного материала, плана, программ.
Содержание образования рассматривается с позиции современных теорий образования, реализации его функций, принципов системности, идей развивающего обучения.
3. Процессуальная характеристика, в которой определяются, прежде всего, целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования, личностной структуре учащихся:
· особенности способов усвоения компонентов содержания образования;
· особенности применения методов и средств обучения и воспитания с учетом категории учащихся, на которых рассчитана технология;
· выбор организационных форм образовательного процесса в соответствии с используемой технологией;
· управление образовательным процессом;
· критерии оценки учебных и других достижений.
4. Программно-методическое обеспечение, которое должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления технологии:
· учебные планы и программы;
· учебные и методические пособия и рекомендации;
· дидактические материалы; наглядные и технические средства обучения;
· диагностический инструментарий.
Главный критерий оценки педагогической технологии - ее эффективность и результативность. Выполнение названных выше требований рассматривается применительно к педагогу, учащемуся и тем административным структурам, которые задействованы в образовательном процессе.
Основания классификации педагогических технологий
В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В.Г. Гульчевской, В.Т. Фоменко, Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко>. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.
· По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометолические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
· По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.
· По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один-единствеиный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.
· По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
· По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знании, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы - СДП).
· По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.
В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.
· По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий) взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть:
· разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся),
· цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным)
· направленным (индивидуальным)
· ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).
Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько - дидактических систем):
1. классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
3. система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
4. обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
5. система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;
6. компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
7. система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) ~ индивидуальное обучение;
8. «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
Характеристика педагогических технологий
Вид технологии |
Сущность |
Особенности |
Преимущества |
Недостатки, ограничения |
Репродуктивная технология обучения |
Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне. |
Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии, - объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся - слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности - безошибочное воспроизведение изученного. |
она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в нее органически вписываются новые способы изложения знаний |
располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся. |
технология развивающего обучения |
принцип обучения на высоком уровне трудности, который характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную «среднюю норму трудности», а тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление, идея стимулирования рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности. |
из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных. |
определяет отбор и конструирование содержания образования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом однако не понижается значение практических умений и навыков учащихся, осознание и осмысление учащимся собственных действий, приемов, способов учебной деятельности, процедурой самоконтроля и самооценки. |
Дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учеников. |
игровая технология |
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. |
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. |
целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект. Спектр целевых ориентации * Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. * Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. * Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. * Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия. |
Может быть частью процесса обучения, а не полным процессом |
технология проблемного обучения, |
предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. |
Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. |
способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. |
большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся. |
технология проектного обучения, |
Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие |
По словам разработчиков этой технологии, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старших школьников - работы), в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее. |
формирование практических умений и навыков |
последовательность и систематичность обучения нарушалась, что снижало образовательную подготовку учащихся. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.