Сообщение на тему: «Педагогические технологии»

  • docx
  • 20.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала пед технологии.docx

 

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

Сообщение

на тему: «Педагогические технологии»

 

Подготовила:

студентка Ш – 42 группы

 

.

 

 

Ейск, 2020 г.

 

Педагогические технологии

1. Сущность педагогической технологии

Первоначально многие педагоги не делали различий между технологией обучения, обучающей технологией и педагогической технологией. Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. В настоящее время педагогическую технологию понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает:

* возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт;

* возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях. Отсюда очевидно, что любая педагогическая задача эффективно может быть решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой квалифицированным педагогом-профессионалом.

Понятие педагогической технологии

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

* Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

* Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

* Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).

* Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).

* Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).

* Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

* Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

* Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

* Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [4]

Все эти определения правомерны. Просто они отражают трактовку педагогических технологий на разных уровнях.

I уровень - общепедагогический (общедидактический). Педагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс. Здесь педагогическая технология по сути тождественна педагогической системе. В нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов, алгоритмов деятельности субъектов и объектов процесса (за исключением их самих).

II уровень - частнопедагогический. Педагогическая технология употребляется в значении частной методики, т.е. совокупности методов и средств для реализации конкретных педагогических задач в рамках одного предмета, используемых конкретным преподавателем. Напр., методика преподавания какого-либо учебного предмета, методика работы конкретного преподавателя, воспитателя, методика развивающего обучения.

III уровень - элементный. Педагогическая технология отражает технологизацию отдельных частей процесса обучения. По сути сюда же 11 включаются разнообразные техники - отдельных видов деятельности, формирования понятий, проведения лекций,

2. Признаки педагогических технологий, критерии технологичности

Признаки педагогических технологий:

- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая концепция;

- технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

- технология предусматривает взаимосвязанную деятельность субъектов учебно-воспитательного процесса с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации человеческих и технических возможностей;

- элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым педагогом, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов (напр., государственного образовательного стандарта) всеми учащимися;

- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности [5, с. 331].

Разрабатывая, описывая или анализируя ту или иную педагогическую технологию, важно обращать внимание на следующие ее составляющие:

1. Концептуальная часть, представленная кратким описанием руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующим пониманию ее построения и функционирования. Сюда входят:

· целевые установки и ориентации;

· основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция освоения социального опыта и др.);

· позиции ребенка и педагога в образовательном процессе.

Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны, альтернативности, гуманистических и демократических принципов современности.

2. Особенности содержания образования:

· ориентация на образование как на ценность, как на процесс или как на результат;

· ориентация на определенный компонент содержания образования или их совокупность;

· критерии отбора содержания образования;

· дидактическая структура учебного материала, плана, программ.

Содержание образования рассматривается с позиции современных теорий образования, реализации его функций, принципов системности, идей развивающего обучения.

3. Процессуальная характеристика, в которой определяются, прежде всего, целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования, личностной структуре учащихся:

· особенности способов усвоения компонентов содержания образования;

· особенности применения методов и средств обучения и воспитания с учетом категории учащихся, на которых рассчитана технология;

· выбор организационных форм образовательного процесса в соответствии с используемой технологией;

· управление образовательным процессом;

· критерии оценки учебных и других достижений.

4. Программно-методическое обеспечение, которое должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления технологии:

· учебные планы и программы;

· учебные и методические пособия и рекомендации;

· дидактические материалы; наглядные и технические средства обучения;

· диагностический инструментарий.

Главный критерий оценки педагогической технологии - ее эффективность и результативность. Выполнение названных выше требований рассматривается применительно к педагогу, учащемуся и тем административным структурам, которые задействованы в образовательном процессе.

Основания классификации педагогических технологий

В педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В.Г. Гульчевской, В.Т. Фоменко, Т.И. Шамовой и Т.М. Давыденко>. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко. Ниже приводится краткое описание классификационных групп, составленное автором системы.

· По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометолические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

· По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и другие разновидности.

· По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только какой-либо один-единствеиный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако благодаря своему акценту на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает свое название.

· По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.

· По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знании, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы - СДП).

· По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

· По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий) взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть:

· разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся),

· цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным)

· направленным (индивидуальным)

· ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).

Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько - дидактических систем):

1. классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);

2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3. система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4. обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;

5. система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;

6. компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7. система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) ~ индивидуальное обучение;

8. «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

 

 

Характеристика педагогических технологий

 

Вид технологии

Сущность

Особенности

Преимущества

Недостатки, ограничения

Репродуктивная технология обучения

Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.

Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии, - объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся - слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности - безошибочное воспроизведение изученного.

она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в нее органически вписываются новые способы изложения знаний

располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.

технология развивающего обучения

принцип обучения на высоком уровне трудности, который характеризуется не тем, что повышает некую абстрактную «среднюю норму трудности», а тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление, идея стимулирования рефлексии учащихся в различных ситуациях учебной деятельности.

из всех существующих отечественных технологий обучения технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных.

определяет отбор и конструирование содержания образования. Учебный материал становится более обширным и глубоким, ведущая роль отводится теоретическим знаниям, при этом однако не понижается значение практических умений и навыков учащихся, осознание и осмысление учащимся собственных действий, приемов, способов учебной деятельности, процедурой самоконтроля и самооценки.

Дети с врожденными замедленными динамическими характеристиками личности обречены на неизбежные затруднения при работе в едином для всего класса темпе. Поэтому требования обучать всех быстрым темпом и на высоком уровне сложности выполнимы не для всех учеников.

игровая технология

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность реализует себя полностью как субъект.

Спектр целевых ориентации

* Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

* Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

* Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

* Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Может быть частью процесса обучения, а не полным процессом

технология проблемного обучения,

предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

технология проектного обучения,

Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие

По словам разработчиков этой технологии, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старших школьников - работы), в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

формирование практических умений и навыков

последовательность и систематичность обучения нарушалась, что снижало образовательную подготовку учащихся.