Сообщение по теме: «Особенности реализации,
адаптированной
общеобразовательной программы воспитания для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГКОУ РО Пролетарской школы-интерната (созданной на основе Примерной программы воспитания,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20)
В 2020 – 2021 учебном году была разработана новая адаптированная общеобразовательная программа воспитания для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Пролетарской школы-интерната. Цель программы: создание условий для формирования, становления и развития личности учащегося с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно жить в современных социально-экономических условиях, активизация потенциальных возможностей в практической повседневной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
· формирование у обучающихся стремления к познавательной активности;
· формировать потребность в здоровом образе жизни, мотивацию на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих;
· развитие представлений о России, как стране, в которой они живут;
Коррекционно-развивающие:
· Формирование коммуникативной культуры;
· формировать навыки коммуникации, отношение между ребятами на основе дружбы, товарищества;
· коррекция нарушения развития: осуществлять профилактику и коррекцию имеющихся нарушений развития психических функций, эмоционально - волевой, личностной сфер;
Воспитательные:
· воспитание положительного отношения к жизни, умения находить в ней радость и желание творить добро;
формирование нравственных ценностей: честности, доброты, искренности, навыков нравственного поведения
Программа воспитания для учащихся 6 классов ГКОУ РО Пролетарской школы - интерната – это описание системы работы воспитателя, применяемых им форм и методов, технологий, именно в работе с конкретными обучающимися школы - интерната. Она предполагает всестороннее развитие личности ребёнка в мире информационных технологий, активную работу с родителями, способствует формированию у детей представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, развитию трудовых навыков и творческих способностей.
Модель реализации программы предлагает диагностику, обучение, воспитание и контроль. Данная адаптированная общеобразовательная программа воспитания ориентирована на школьников подросткового возраста. Объектом педагогической коррекции являются обучающиеся, воспитанники 6 « А», 6 «Б» классов, разного возраста. Срок реализации программы 1 год.
Базовые формы занятий: репетиционные, информационные, художественные образовательные события, социально-значимые проекты, акции, социальное творчество школьников
Вся работа воспитательной деятельности в 6 классе строится на системно - деятельностном и личностно-ориентированном подходах: внушение уверенности в собственных силах и возможностях ребенка; признание за воспитанником не только статуса ученика, но и всех прав человека-гражданина; опора на положительные качества ребенка. Используя возможности детей, развиваю у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить в семье.
Возрастной состав группы 2005-2007 год. Всем воспитанникам группы необходимо постоянное внимание, индивидуальная работа по коррекции эмоционально - волевой и личностной сферы, поддержка. Ребята в группе активные, любят подвижные и настольные игры, творческую работу, рисование. Охотно учат стихи, принимают активное участие в жизни класса и школы. В группе необходимо продолжить работу по формированию сплоченного коллектива, снижению вербальной и невербальной агрессии, сознательной дисциплины, добровольного участия в труде, прививать навыки санитарно-гигиенических норм. Всем учащимся необходим контроль, внимание и поддержка. Важную роль в формировании личности подростка играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитывается личность. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всестороннее развитие личности, подготовка учащихся к труду. Воспитательная деятельность в группе направлена на формирование сплоченного детского коллектива, на развитие нравственных и трудовых качеств личности и коррекцию дефектов, на укрепление и оздоровление и детей.
Все это повышает эффективность организации образовательного процесса, коррекционно-развивающей и воспитательной работы, направленной на успешную интеграцию и адаптацию обучающихся с ОВЗ в общество.
1 Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
В своей работе с группой использую различные формы и методы деятельности, с помощью которых воспитательная деятельность может быть эффективной для воспитания и развития личности подростков. Это и общественно - полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, и спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для общения, развития и укрепления лучших черт характера.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания;
- поддержку школьников с выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Занятия построены таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем участникам группы одновременно. Для успешной внеурочной деятельности применяются теле и видеоаппаратура, мультимедийное оборудование, магнитофон, спортивный инвентарь. При проведении мероприятий используются как традиционные, так и нетрадиционные приемы и методы для более глубокого и эмоционального усвоения знаний.
Данная программа представляет собой организацию внеурочной деятельности школьников среднего звена. В программе представлены цели и задачи по каждому направлению, приводится тематика мероприятий. Акцент программы сделан на духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное развитие личности, на сохранение здоровья, как самой большой ценности для человека, на развитие трудовых навыков, на формирование элементарных санитарно – гигиенических навыков.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующей программы.
Направления воспитательной деятельности на которых я хотела бы сегодня подробнее остановиться - это «Общеинтеллектуальное направление», представлено разделами «Экологическое воспитание» и «Регионоведение», «Духовно – нравственное направление», представленное следующими разделами: «Гражданско - патриотическое и правовое воспитание», «Православное воспитание» и модуль «Организация предметно- эстетической среды».
«Общеинтеллектуальное направление».
Цель. Создать условия для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи воспитания:
1. Способствовать становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;
2. Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные способности в школе и за ее пределами.
3. Проводить диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.
Раздел
«Интеллектуально-познавательная деятельность. Внеклассное чтение».
Цель:
выработать прочные навыки правильного, беглого, выразительного чтения, понимания смысла прочитанного, выделение главного в тексте.
Задачи:
1. Формирование интереса к познавательной деятельности и литературному чтению. Формирование интереса к книге, прессе журналам;
2.Развитие устной речи учащихся, воспитанников (словарный запас, чистота, память, выразительность), мышления и знания.
3.Воспитание личности учащегося, воспитанника средствами художественного произведения.
При реализации программы использую следующие формы работы: жужжащее чтение, библиотечные часы, часы чтения, энциклопедические часы: «Хочу всё знать!», чтение районных газет «Жизнь нашего города, школьной газеты « Радуга», познавательно - развлекательные часы «Учусь думать и размышлять. Ребусы, головоломки». В рамках данного направления мной были проведены библиотечные часы «День юного героя - антифашиста», ребята познакомились с творчеством нашего поэта В. Цыганенко, учились работать с энциклопедиями, заучивали стихи наизусть к различным мероприятиям, знакомились с воспоминаниями детей войны в изданном сборнике «География Великой Отечетвенной Войны в лицах». При реализации данного направления есть и определённые трудности: низкий познавательный интерес к чтению, трудности восприятия материала.
Раздел
Экологическое воспитание
Цель: формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся.
Задачи:
1. Формировать знания учащихся о законах жизни природы;
2. Воспитывать бережное отношение к природе;
3. Развивать у детей наблюдательность, интерес к окружающему миру, научить бережно, относиться ко всему, что дает природа.
Реализация данного раздела показывает взаимосвязь человека и природы, учит бережному отношению к природе, охране природных ресурсов в РФ, охранять природные источники, выполнять общественные работы, необходимые для улучшения экологической обстановки родного края. В соответствии с программой мной были проведены ряд познавательных занятий « Красная книга Ростовской области», « Как сократить свой водный след», «Экология и здоровье».
Раздел
«Регионоведение»
Цель: Развитие нравственно-гражданского сознания у учащихся, привитие любви к истории родного края, истории донского казачества.
Задачи:
1. Воспитание и систематизация знаний о родном крае, истории казачеств;
2. Формирование нравственно-гражданского сознания у учащихся;
3. Приобщение к участию в социально значимых проектах школы-интерната.
Реализация данного раздела способствует усвоению географического название региона, истории Донского края, Пролетарского района. В соответствии с программой по данному разделу мной была проведена следующая работа: внеклассные мероприятия «Мой город - моя история», посвященное освобождению нашего города от немецко - фашистских захватчиков, «Родной степи желанный свет», « Широкая масленица в кругу друзей» и ряд других. На мероприятиях учащиеся познакомились с изданным сборником, « География Великой Отечественной войны в лицах»
4. «Духовно- нравственное направление».
Цель: Создание условий для формирования способности к духовному развитию, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.
Задачи:
1. Способствовать формированию знаний об основах нравственного самосознания личности (совести), осознание обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
2. Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость;
3. Создать условия для воспитания волевых качеств, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения.
Раздел
«Гражданско-патриотическое и правовое воспитание».
Цель: формирование у обучающихся мировоззрения, опирающегося на представления о жизненных ценностях и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны, способствующих гражданско-патриотическому становлению.
Задачи:
1.Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно - правового выбора.
2.Развитие личности учащегося в деятельности, управляемой системой мотивов, вхождения в новую самостоятельную среду (адаптация – индивидуализация – интеграция).
3.Воспитание уважения к историческому и культурному прошлому своего народа.
В рамках реализации данного направления учащиеся знакомятся с государственной символикой РФ, Ростовской области. Знакомятся со значением понятий: государство, закон, право, Конституция; свои права и обязанности; национальные и государственные праздники России; права и обязанности воспитанников школы-интерната. При реализации данного раздела учащиеся участвовуют в социально-значимых проектах школы, города, района, области, страны; в школьных, всероссийских акциях милосердия «Ветеран живет рядом», «Письмо ветерану», «Памятная дата», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка»; участвовать в проведении школьных КТД; научится уважать свою историю и традиции. По данному разделу мной были проведены ряд внеклассных мероприятий «Конституция – основной закон РФ», «Имя твое неизвестно, подвиг твой вечен, солдат»!, « Ленинград жив», «День юного героя-антифашиста», « Правила поведения на улице» и другие.
Направление
«Православное воспитание».
Цель: Привитие у учащихся духовно-нравственных понятий для применения в общении со сверстниками и взрослыми, продолжение духовно-нравственных традиций русского народа.
Задачи:
1.Формирование понятия русская православная культура;
2. воспитание у учащихся нравственных ценностей в духе русских православных традиций;
3. Развитие и формирование духовно-нравственных понятий;
4. воспитание нравственных качеств: честность, порядочность, ответственность, гуманизм, толерантность.
В рамах реализации данного направления учащиеся знакомятся с основами православия, учатся толерантному отношению к друг другу, учатся уважать людей других национальностей. Ребята знакомятся с основными православными праздниками. Мной проведены ряд мероприятий «Почему человек обращается к Богу», « Безобидно ли сквернословие», «От Масленицы к прощеному Воскресению» и другие.
Модуль «Организация предметно - эстетической среды»
Окружающая предметно-эстетическая среда школы-интерната,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний
мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса
и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует
позитивному восприятию обучающимся школы.
Предметно - развивающая среда очень важна для ребёнка с ОВЗ, так как она способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность ребёнку испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Цель: создание предметно-эстетической среды, способствующей гармоничному развитию социально активной личности.
Задачи:
- изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие обучающихся с ОВЗ;
-организовать предметно-эстетическую среду, способствующую эмоционально-психическому благополучию развитию каждого ребенка с учетом его способностей, интересов;
- создать условия для обеспечения разных видов деятельности обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной, игровой, двигательной, творческой, художественной).
Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы-интерната как:
· оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.);
· размещение на стенах школы-интерната регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
· озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями и воспитателями вместе с обучающимся, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности;
· событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, торжественных линеек, выставок, собраний, и т.п.);
· акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно - эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.
В рамках данного модуля мной были реализованы следующие проекты: подготовка спален к новому учебному году, косметический ремонт
и эстетическое оформление, озеленение школы, спален, оформление стенда
к месячнику патриотического воспитания. Подготовка рисунков и поделок. Эстетическое оформление мероприятий.
Вывод:
Анализируя свою профессиональную деятельность, делаю вывод, что в целом, воспитательная работа имеет положительную направленность, отвечает поставленным целям и задачам.
Результаты реализации воспитательных задач, достигнуты за счет правильного использования различных педагогических и коррекционных приемов с использованием разнообразных форм воспитательной работы. Положительная динамика наблюдается в уровне воспитанности, 90% учащихся могут избежать конфликтных ситуаций друг с другом, 100% воспитанников развивают творческие способности в кружках и секциях дополнительного образования школы, все учащихся группы принимают участие в различных творческих конкурсах разного уровня: международных, всероссийских, районных, городских, школьных. Являются победителями и призерами, имеют высокие результаты, дипломы и грамоты. Учащиеся группы принимают участие в КТД группы, школы.
У ребят повысился уровень гражданско - патриотического сознания, знают свою гражданскую принадлежность, гражданами, какой страны они являются, знают свою малую родину, владеют информацией о ВОВ. Учащиеся знают технику безопасности; номера телефонов экстренных служб, также сформированы представления о РФ, как стране, в которой мы живем; отличают гимн РФ от других музыкальных произведений, 100 % знают кто является президентом РФ, столицу РФ.
Анализ динамики результатов воспитанности по трём составляющим: образовательные, личные достижения, уровень межличностных отношений воспитанников свидетельствуют о благоприятных изменениях, положительной динамике качества образования. Эффективность педагогической деятельности - достаточная.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.