Развивая систему коррекционно-развивающего образования детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями необходимо помнить, что состояние здоровья этих детей препятствует образованию по коррекционно-образовательным программам вне специальных условий обучения и воспитания. Процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду получил название инклюзивного или включенного образования. С точки зрения инклюзии (включения), система образования должна быть ответственна за обучение всех детей независимо от состояния их здоровья, способностей и возможностей.Сообщение на педагогическом консилиуме. «Особенности инклюзивного образования детей со сложной структурой дефекта».
Сообщение на педагогическом консилиуме.
«Особенности инклюзивного образования детей со сложной структурой
дефекта».
Подготовила: воспитатель ГБСУСО МО КрасноДубравского
детского домаинтерната «Журавушка»
Фиклеева Е.С.
2016 г.
"Особенности инклюзивного образования детей со сложной
структурой дефекта".
В современном обществе в последнее время значительно вырос интерес
к детям с ограниченными возможностями здоровья и их включением в
образовательную среду.
Право на равенство возможностей, право на образование и социальную
защиту закреплены в Конституции РФ, в Федеральном законе "Об
образовании" и других законодательных актах, которые раскрывают права
детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с тяжелыми и
множественными психофизическими нарушениями, являясь гражданами
государства, имеют право на образование.
Отказ от представления о "необучаемых детях" и создание единой
системы комплексной помощи (социальной, медицинской, педагогической) на
современном этапе развития коррекционноразвивающего образования до сих
пор находятся в стадии становления.
К сожалению, ошибочное понимание "обучаемости", как способности
ребенка со сложными и множественными психофизическими нарушениями
осваивать знания, быть равным со сверстниками с сохранным здоровьем,
наносит непоправимый урон развитию данной категории детей.
1По отношению к детям данной категории понятие "обучаемости"
является не до конца сформированным и раскрытым. Необходимо
пересмотреть подход к образованию детей имеющих ряд тяжелых
психических и физических нарушений, акцентировать цель развития данной
категории детей на формировании у ребенка данной категории социального
опыта.
Развивая систему коррекционноразвивающего образования детей со
сложными и множественными психофизическими нарушениями необходимо
помнить, что состояние здоровья этих детей препятствует образованию по
коррекционнообразовательным программам вне специальных условий
обучения и воспитания.
Процесс включения детей с ограниченными возможностями здоровья в
образовательную среду получил название инклюзивного или включенного
образования. С точки зрения инклюзии (включения), система образования
должна быть ответственна за обучение всех детей независимо от состояния их
здоровья, способностей и возможностей.
Ошибочно под инклюзивным образованием понимается обучение
особого ребенка в массовой школе. Развитие и воспитание детей с
особенностями психического и физического развития – это беспрерывный
процесс обучения, повторения, закрепления различных видов взаимодействий
Самые минимальные результаты являются
с окружающим миром.
предпосылкой успешной социальной адаптации и интеграции детей данной
категории.
Опираясь на работы таких ученых, как: БертыньГ.П., Розанова Т.В.,
Певзнер М.С., можно диагностировать более двадцати видов множественных
речевых,
нарушений:
эмоциональных,
сенсорных,
двигательных,
интеллектуальных. А так же утверждать, что психическое развитие ребенка
при двух и более нарушениях не сводится к сумме особенностей
2психического развития при каждом нарушении, а образует новую, сложную
структуру нарушений.
Сложность
и
образовательнокоррекционно
развивающей работы с детьми, имеющими сложную структуру дефекта,
специфичность
базируется на сенсорной депривации, которая (в свою очередь) снижает
потенциал комплексного развития данной категории детей.
Выпадение из общего процесса какойлибо сенсорной системы нарушает
равновесие во взаимодействии целостной структуры и уменьшает объем
поступающей информации о внешней среде. И делает невозможным
формирование полноценного представления об окружающем мире ребенка со
сложной структурой дефекта. Нарушение сенсорнодвигательных систем
организма особого ребенка замедляют процесс развития структур мозга и тем
самым существенно меняют педагогический подход к образованию данной
категории детей.
Учитывая все вышесказанное, процесс обучения детей со сложной
структурой дефекта строится с учетом возможности более широкого
привлечения сохранных анализаторов для возможности получения, как можно
более широкой, информации об окружающем мире.
Этот подход в теории и практике специального образования
определяется, как поли сенсорный. Используя данный подход, обеспечивается
использование максимально возможного количества анализаторов при
знакомстве особого ребенка с предметами и явлениями окружающего мира.
Таким образом, адекватная адаптация к окружающей действительности
(иными словами социализация и элементарное обучение) ребенка со
сложными психофизическими нарушениями достигается посредством
активного использования сохранных анализаторов, что предполагает развитие
у детей данной категории компенсаторных процессов и формирование умения
пользоваться сохранными анализаторами.
3Основным методом коррекционнообразовательной работы является
метод стимуляции, который существует на основе сенсорных раздражителей.
Иными словами инклюзивное обучение детей со сложной структурой
дефекта предполагает: медикопсихологопедагогическое изучение детей;
максимальное развитие и эффективное использование сохранных
анализаторов; сохранение и развитие нарушенных анализаторных систем;
разработка программы поли сенсорной стимуляции и подбор дидактического
материала; а так же – проектирование и моделирование развивающей,
личностноориентированной адаптивной и без барьерной развивающей среды.
Итак, инклюзивное образование – это процесс развития общего
образования, который подразумевает доступность образования для всех, в
плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает
доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Иными словами,
процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития каждого
ребенка.
Инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни
ребенка. Но, учитывая социальноэкономические условия и уровень
общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока
экспериментальный характер.
4