Сообщение на педагогическом консилиуме «Театр терапия. Что это такое?».
Оценка 4.7
Особые потребности
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
28.02.2018
Понятие «театр терапия» состоит из двух самостоятельных частей: «театр» и «терапия». «Театр» - это зрелище, которое включает в себя музыку, живопись, кинематограф, танец и многое другое. «Терапия» - это лечение, оздоровление, лекарство. Так как же связывают два этих понятия? Театр в тандеме с психологией достаточно интересен. Актерская игра помогает понять, почувствовать, пережить все свои эмоции, переживания; ощутить напряжение. А психология (терапия) - объясняет, что обозначают ваши эмоции, мимика, жесты и позы. Это познание самого себя через чувства! Велико воздействие художественного слова на чувства и мысли человека. Оно может совершить в нем душевный переворот, заставить изменить взгляды на жизнь, вызвать определенные поступки: как добрые, так и злые. Сила художественного слова увеличивается, когда она гармонично соединяется с музыкой и сценическим действием.Сообщение на педагогическом консилиуме «Театр терапия. Что это такое?».
Сообщение на пед. консилиуме (Театр терапия. Что это такое).docx
ГБСУСО МО "Красно-Дубравский детский дом-интернат
"Журавушка"
Сообщение на педагогическом консилиуме
«Театр терапия. Что это такое?».
Подготов
ила
воспитатель Фиклеева Е.С.
2015 год поскольку,
Понятие «театр терапия» состоит из двух
самостоятельных частей: «театр» и «терапия». «Театр» - это
зрелище, которое включает в себя музыку, живопись,
кинематограф, танец и многое другое. Основным средством
выразительности является актер, который через действие,
используя разные формы, доносит до зрителя суть
происходящего на сцене. Театр считается самым сильным
средством влияния на человека,
видя
происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или
иным персонажем, и часто после спектакля внутри него
происходят изменения.
«Терапия» - это лечение,
оздоровление, лекарство. Так как же связывают два этих
понятия? Театр в тандеме с психологией достаточно
интересен. Актерская игра помогает понять, почувствовать,
пережить все свои эмоции, переживания; ощутить
напряжение. А психология (терапия) - объясняет, что
обозначают ваши эмоции, мимика, жесты и позы. Это
познание самого себя через чувства! Велико воздействие
художественного слова на чувства и мысли человека. Оно
может совершить в нем душевный переворот, заставить
изменить взгляды на жизнь, вызвать определенные
поступки: как добрые, так и злые. Сила художественного
слова увеличивается, когда она гармонично соединяется с
музыкой и сценическим действием. Это обнаружили еще
древние эллины, которые считали театр важнейшим
искусством. В древних Афинах каждый свободный гражданин
обязан был посещать спектакли. Театр рассматривался как
школа воспитания гражданина и как средство профилактики
неврозов.
2 Театр терапия – это дисциплина, точно стоящая на
воображаемой границе между искусством и терапией. В
остальных терапиях искусство является лишь средством,
здесь становится одной из целей.
Конкретными целями театр терапии могут быть
следующие:
- развитие вербальной и невербальной коммуникации;
- ослабление социальных фобий;
- снижение социальной изоляции;
- усовершенствование самодисциплины и чувства
ответственности;
- развитие креативности;
- повышение самоуверенности;
- способы овладения над своими эмоциями.
Театр терапия повышает иммунитет к стрессам и
гармонизирует ребенка.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии
сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать,
почувствовать все многообразие окружающей среды? Как
помочь им познать свое «я», раскрыть его и войти в мир
взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в
нем?
Для решения данной проблемы необходимо
использовать креативные методы в коррекционной работе,
одним из которых является арт-терапия.
Арт-терапия – это метод коррекции и развития
различных поведенческих проявлений посредством
художественного творчества. Особенность театр терапии в
том, что в отличии от других форм традиционных
3 коррекционно-развивающих направлений, она строится на
визуальной (зрительное представление образов) и
пластической экспрессии (язык тела). Это особенно важно
при работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными
возможностями, т.к. позволяет развивать и гармонизировать
личность ребенка даже в тех случаях, когда он не может
выразить словами свое состояние.
Работа в театральном кружке «В мире сказок»
осуществляет коррекцию нарушений психосоматических,
психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном
развитии. Занятия театральной деятельностью дают
положительную динамику и способствуют развитию у детей
способности распознавать эмоциональное состояние
человека по мимике, жестам, интонации, умению ставить
себя на место в различных ситуациях, находить способы
содействия.
Театральная деятельность помогает детям с
ограниченными возможностями расширить свой жизненный
опыт и способна стать эффективным средством борьбы со
страхом публичного выступления, средством воспитания
уверенности в себе у детей разного возраста.
В процессе работы над образом,
ребенок с
ограниченными возможностями начинает лучше понимать
себя и других, формирует чувство собственного достоинства,
смелость – качества, необходимые для жизненного
утверждения, учится взаимному общению, которое возникает
в процессе создания единого, общего продукта – спектакля.
Театр позволяет ранимым и неуверенным в себе детям стать
смелее, решительнее, занять более активную жизненную
4 позицию. Успешный опыт на сцене способствует успешному
общению в жизни, а также помогает решить важную
проблему в социальной адаптации – обучение социальному
опыту.
Таким образом, использование театр терапии в
реабилитационном процессе весьма актуально и позволяет
детям с ограниченными возможностями оптимально освоить
мир социальных связей и отношений. Можно так же
утверждать, что театр терапия является источником
развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,
приобщает его к духовным ценностям,
развивает
эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать
персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Цель нашего театрального кружка «В мире сказок» -
развитие эмоциональной сферы у детей-инвалидов и детей с
ограниченными
посредством
театрализованной деятельности.
возможностями
В работе нашего кружка «В мире сказок» есть и задачи,
которые мы ставим и стараемся выполнить:
1 Создать условия для развития творческой активности
детей и поэтапного освоения ими различных видов
театров.
2 Социализация детей-инвалидов – участие в
спектаклях, утренниках.
3 Познакомить детей с различными видами театров
(кукольный, ложечный, настольный, пальчиковый и
т.п.).
4 Развить у детей интерес к театральной деятельности.
5 Развивать артистические навыки детей в плане
переживания и воплощения образа, а также их
исполнительские умения.
5 6 Овладение ребенком «языком» эмоций как способом
выражения собственного состояния.
С этой целью мы проводим групповые и индивидуальные
занятия.
Основными формами занятий являются
театрализованные игры, драматизации, беседы, спектакли и
праздники, постановка сценок, сказок.
Работа строится по следующим принципам:
- Доступность – театрализованная деятельность детей
построена с учетом возрастных особенностей, построена по
принципу дидактики (от простого к сложному);
- Наглядность в обучении – осуществляется на
восприятии наглядного материала (иллюстрации, показ,
театрализованные мероприятия педагогов учреждения);
- Принцип оптимистического подхода в коррекционной
работе с детьми – предполагает организацию «атмосферы
успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный
результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение
его малейших достижений;
- Принцип творчества (креативности) – максимальная
ориентация на творческое начало, приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности;
- Принцип минимакса – учет индивидуальных
способностей детей и обеспечение им продвижения вперед
своим темпом.
Театр терапия преследует одну цель – гармоничное
развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей
его адаптации посредством сказки. Театр терапия и сказка
терапия тесно связаны между собой. Наши предки
использовали сказка терапию для детей несознательно,
6 через сказки передавая ребенку жизненный опыт, отношение
к миру, моральные нормы и принципы, обычаи и традиции.
Сказка выполняла функцию колыбельной для детей.
Современная же сказка терапия направлена не только на
развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных
жизненных ситуациях. Сказочные сюжеты отражают
душевные конфликты человека, предлагают способы их
решений – это естественное, интуитивно применяемое
лекарство. Таким образом, сказка терапия и театр терапия –
это лечение сказками, при котором происходит совместное с
ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и
являются в данный момент психотерапевтическими. У детей
развивается умение комбинировать образы, интуиция,
смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса
совершенствуют речевой аппарат ребенка. Известен интерес
детей к сказке, т.к. она доступна детскому восприятию, а
также общеизвестно значение сказки для духовно-
нравственного и эстетического воспитания детей. Например,
сказки: «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка
«Репка» развивает умение быть дружными и трудолюбивыми;
сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним
нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так
получилось, не отчаивайся, старайся найти выход их сложной
ситуации. Сказки учат слушать родителей, старших – это
«Гуси-лебеди»,
«Снегурочка»,
«Терёшечка». А такие черты характера, как страх и трусость
высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость –
«Лиса и журавль», «Лиса и тетерев» и т.д. Трудолюбие в
«Сестрица Аленушка»,
7 сказках всегда вознаграждается – «Хаврошечка», «Царевна-
лягушка», мудрость восхваляется – «Мужик и медведь», «Как
мужик гусей делил», «Лиса и козел»; забота о близком
поощряется: «Бобовое зернышко».
Лучше всего театр терапия помогает в коллективе, как
минимум, из трех-четырех человек. Однако при желании
можно заниматься индивидуально, в домашних условиях.
Для этого нужно лишь немного фантазии и желание.
Существуют две формы театр терапии: пассивная
(участвовать в роли зрителя) и активная (быть актером).
Проблему с помощью этого метода можно предупредить
(придумать профилактический сюжет). Например, для
ребенка, который только пойдет в школу, можно придумать
историю о том,
как много там интересного и
познавательного, настроить его на учебную волну. Если вы
решили попробовать заниматься театр терапией
самостоятельно, начните с простого. Определите проблему,
которая требует повышенного внимания, придумайте
простую историю о том, как герой с ней справлялся и
воплотите. Следующим этапом можно предложить ребенку
сыграть не себя, а другой персонаж – своего обидчика. Таким
образом, вы научите его пониманию. Позже можно будет
добавить развивающую информацию в игровой форме.
Творческих Вам удач!
8
Сообщение на педагогическом консилиуме «Театр терапия. Что это такое?».
Сообщение на педагогическом консилиуме «Театр терапия. Что это такое?».
Сообщение на педагогическом консилиуме «Театр терапия. Что это такое?».
Сообщение на педагогическом консилиуме «Театр терапия. Что это такое?».
Сообщение на педагогическом консилиуме «Театр терапия. Что это такое?».
Сообщение на педагогическом консилиуме «Театр терапия. Что это такое?».
Сообщение на педагогическом консилиуме «Театр терапия. Что это такое?».
Сообщение на педагогическом консилиуме «Театр терапия. Что это такое?».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.