Сообщение на тему: "Логопедическая ритмика (цели, задачи, содержание)."

  • Лекции
  • doc
  • 04.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.
Иконка файла материала № 41 Логопедическая ритмика.doc
Логопедическая ритмика (цели, задачи, содержание).        Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и  воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой  патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика,  являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.         Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём  развития и коррекции двигательной сферы. В соответствии с целью  определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи  логоритмики.         К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого  нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и  совершенствование основных психомоторных качеств (статической и  динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса,  двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной  сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).         В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и  умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной  организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный  метр», «размер», «темп», «регистр»).          К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства  ритма музыкального произведения и собственного ритма движений,  воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически  относится к своим движениям и речи.        На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется  на неосознанном, непроизвольном уровне. Достигнутые успехи в развитии  двигательной сферы помогают организовать речь.         Для понимания содержания понятия «логопедическая ритмика»  необходимо определить, что такое ритмика вообще.         В основе жизни человека лежит движение, являющееся, по выражению  Г.А.Волковой, одним из основных механизмов уравновешивания в системе  «организм – среда». В процессе жизни организм человека совершенствуется  структурно и функционально.        В основе движения лежат двигательное умение и двигательный навык.         Двигательное умение – это владение, в той или иной степени, техникой  действия, которое требует повышенной концентрации внимания на составных  частях движений и способах решения двигательной задачи.        Двигательный навык – это высокая степень владения техникой  действия, при которой управление движением происходит автоматизированно и отличается высокой надёжностью.        Каждое движение осуществляется в определённом ритме. Понятие  «ритм» имеет широкое употребление: можно говорить о ритме дыхания,ритме работы сердца, стихотворном ритме, ритме прозаической речи, ритме  времён года, суток, ритме работы. Понятие «ритм» характеризуется  основным признаком – наличием временного или пространственного порядка  правильного чередования явлений, предметов, процессов.       В педагогическом аспекте ритмика – это система физических  упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Такие упражнения  развивают чувство ритма – способность улавливать чередование сильных и  слабых долей музыкального метра и воспроизводить ритмический рисунок с  помощью того или иного движения: постукивания ногой, качания головой,  размахивания рукой и т.п. Без телесных ощущений ритма не может быть  воспринят ритм музыкальный, который имеет и моторную, и эмоциональную  природу.        Музыкально – ритмическое воспитание – это развитие музыкально –  ритмического чувства, способности активно переживать и отражать в  движении временной ход музыкального произведения.        Методику развития ритмических способностей впервые обосновал  швейцарский педагог и музыкант Э.Жак – Далькроз (1913). Рассматривая  ощущение, которое возникает при восприятии ритма, как особое проявление  человеческой психики, он предложил развивать на его основе чувство  музыкального ритма, ритма стиха, ритма движений.        Основные положения этой теории легли в основу музыкально –  ритмического воспитания детей в нашей стране. В дошкольной системе  обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей   осуществляется на музыкальных занятиях, а развитие моторных качеств – на  занятиях по физической культуре.         В ходе музыкальных занятий осуществляется систематическое,  целенаправленное воспитание музыкальных способностей каждого ребёнка.  Занятия включают различные виды деятельности: пение, слушание музыки,  музыкально – ритмические упражнения, игру на детских музыкальных  инструментах. Основные задачи музыкальных занятий – воспитание интереса  к музыке, к музыкальным произведениям разного жанра; развитие  мелодического и звуковысотного слуха; совершенствование навыков в пении и в движении под музыку.          Музыкально – ритмические движения тесно связаны с развитием общих  движений, что осуществляется на занятиях по физической культуре. Задача  этих занятий – развитие основных качеств общей моторики: мышечного  тонуса, координации движений, переключаемости движений, двигательной  памяти. Умение владеть своим телом формируется с помощью ходьбы, бега,  прыжков, перестроений, спортивных игр.         Развитие физических умений и ритмических способностей идёт на  протяжении всего дошкольного возраста – с 3 до 7 лет, что готовит детей к  возрастающим нагрузкам в школе.У детей с нарушениями речи имеются существенные отклонения в  речевом и психомоторном развитии.         В группе для дошкольников с фонетико – фонематическим  недоразвитием речи обучаются дети с дислалией и со стёртой дизартрией.        У детей с дислалией не отмечается серьёзных нарушений общей  моторики. В большей мере у них страдает мелкая и артикуляционная  моторика, слухоречевой ритм. У детей со стёртой дизартрией мышечный  тонус повышен, нарушена статическая и динамическая координация  движений, переключаемость движений, темп и ритм. Эти особенности  характерны для всей моторной сферы, т.е как для общей моторики, так и для  моторики мимической, мелкой и артикуляционной.         Для дошкольников с общим недоразвитием речи характерны  недостаточная сформированность основных двигательных умений и навыков,  общая моторная неловкость, нарушения оптико – пространственного гнозиса.  Их движения ритмично не организованы, повышена двигательная  истощаемость, снижены двигательная память и внимание.          У детей с заиканием нарушается темпо – ритмическая организация  движений, заметно страдает координация движений.         Занятия физической культурой и музыкальные занятия не решают  коррекционных задач по развитию психомоторики детей с  нарушениями речи. Наиболее эффективным средством развития психической и моторной сферы  этих детей являются занятия логопедической ритмикой, которая базируется  на использовании связи слова, музыки и движения.        Содержание логопедической ритмики. Логоритмика состоит из двух звеньев: 1. Развитие воспитание и коррекция неречевых процессов. Неречевые  процессы:  ­ ходьба, маршировка, упражнения с ходьбой в различных направлениях у  моторно неловких детей постепенно формируется координация рук, ног.  Воспитываются навыки движения в указанном направлении. Кроме этого в  процессе упражнений у детей улучшается осанка, формируется умение  планировать деятельность, дети учатся ориентироваться в пространстве,  происходит развитие глазомера. Происходит закрепление словаря  действий, признаков, наречий, предлогов. Вводные и заключительные  упражнения выполняются в течении 5 – 7 минут.       Пример упражнения. Игра «Зайцы и медведь». Цель: выработка правильной осанки, навыков развития слухового  внимания, высоты голоса. ­ регуляция мышечного тонуса: для коррекции мышечного тонуса  необходимо научится расслаблять и напрягать определённую группу  мышц. Упражнения с элементами релаксации предлагают дошкольникам всочетании с движениями. Это даёт возможность обучать ребёнка  расслаблению различных групп мышц по контрасту с их напряжением и  благодаря этому у ребёнка постепенно появляется способность регуляции  мышечного тонуса. Способность расслабления и напряжения мышцы  выражается в игровой форме сопровождается музыкой соответствующего  характера или речевой командой взрослого. ­ развитие внимания и памяти – дети учатся сосредоточению проявляя для  этого определённые волевые усилия. В результате выполнения упражнений у них формируется быстрая и точная реакция на различные виды  раздражителей. Кроме этого развивается устойчивость и переключаемость  внимания, появляются умения распределять внимание между несколькими  видами деятельности.       Таким образом, у детей постепенно улучшается моторика, зрительная и слуховая память, а по развитию восприятия и слуховой памяти работа  ведётся с использованием музыкальных инструментов. ­ развитие чувства музыкального размера (метра). На логоритмике ребёнку  даётся представление  об акценте как об ударном моменте в звучании, то  есть силовым выделении. Услышав акцент ребёнок должен подать знак  (хлопок), сначала ребёнок выделяет неожиданный акцент, а затем  метрическое равномерно повторяющийся акцент в музыке, после чего  овладевает сложным переходным акцентом.       Переходной акцент сравним с логическим ударением в речи, когда в  одной и той же фразе интонацией выделяется сначала первое слово, затем  второе, потом третье и т.д. Развитие чувства музыкального размера это  формирование слухового внимания на речевом материале.         «Игра с цветами». Цель: развитие слухового внимания, выделение переходного акцента в  музыке. Используют цветы красного, желтого, синего цвета по количеству  детей. Дети стоят в шеренге, рассчитываются по порядку 1, 2, 3. Первые  номера красного цвета, вторые – желтого, третьи – синего. После чего дети осуществляют переходной акцент по схеме:               1 2 3               1 2 3               1 2 3 ­ развитие чувства музыкального темпа начинается с простых двигательных заданий, которые ребёнок должен выполнять в соответствии с темпом  прослушанной музыки: взмахи руками, ходьба, бег, прыжки. Когда дети  усваивают быстрый и медленный темп, задание усложняют постепенным  замедлением или убыстрением темпа. ­ развитие чувства музыкального ритма у дошкольников начинается с  произношения простейших ритмов и выполнение под них сначала  однотипных, а затем все более разнообразных движений. После чегодобавляются звукоподражательные слова, стихи. Также способствуют  формированию чувства ритма двигательные упражнения с пением и танцы. ­ игра на музыкальных инструментах помогает формировать у  дошкольников чувство музыкального ритма и темпа, развивает внимание,  музыкальный слух, дыхание. ­ развитие мелкой моторики, пальчиковые игры. ­ подвижные игры: развивают у ребёнка эмоционально – волевые качества,  обучают разнообразным видам движений, способствуют развитию  смелости, ловкости, быстроты, наблюдательности, выдержке.  ­ счётные упражнения позволяют дисциплинировать детей, задавая им  определённый темп и ритм двигательных упражнений. При проведении  различных построений или в упражнениях направленных на развитие  зрительного дети учатся самостоятельно рассчитываться по порядку,  делиться на группы с определённым количеством человек. ­ слушание музыки – предлагается ребёнку в качестве отдыха после  двигательных упражнений. Музыкальные произведения специально  подбираются по теме занятия, после чего происходит обсуждение со  взрослыми. Сначала знакомят с музыкальными произведениями таких  жанров как песня, марш, танец, затем сравнивают их между собой учатся  отличать музыку, имеющую разное настроение, после чего переходят к  контрастному сопоставлению музыкальных произведений одного жанра.    2. Развитие и коррекция речевых процессов.        ­ развитие дыхания способствует выработке правильного диафрагмального  дыхания, продолжительностью выдоха, силы и постепенности. У детей  необходимо сначала развивать физиологическое дыхание так как у них вдох и  выдох ослаблен. Нарушена плавность речи. Работа над силой и  продолжительностью воздуха осуществляется на логоритмических занятиях в  процессе двигательных упражнений сначала без речи, а затем с речью.  ­ развитие голоса и основных его качеств: силы и высоты. Необходимо  приучить ребёнка говорить без напряжения, меняя голос в соответствующей  ситуации. ­ темп речи необходимо научить ребёнка изменять темп речи и регулировать  его самостоятельно. ­ интонационная выразительность речи воспитывается путём подражания,  поэтому речь взрослого должна быть эмоциональна и выразительна. ­ пение полезно для детей, так как развивает голос, дыхание, формирует  чувство ритма, темпа речи, улучшается дикция. Кроме этого пение повышает  настроение, развивает художественные, творческие способности.  ­ речь с движением позволяет совершенствовать у дошкольников общую и  мелкую моторику, координирует действие во взаимосвязи с речью. Основой  для выполнения движения является стихотворный текст, а двигательный  компонент помогает ребёнку лучше запомнить стихотворный текст.­ развитие мимических поз: с возрастом ребёнка мимические упражнения  усложняются. Мимические упражнения хорошо выполнять под хорошую  музыку и с хорошим настроением. Сначала упражнения выполняются перед  зеркалом, применять смену мимических поз в динамике. Динамические  упражнения позволяют вырабатывать у детей переключаемость с одного  движения на другое. К мимике можно подключать голосовые упражнения:  использование междометий. Для развития мимики помогают игровые и  творческие задания. ­ артикуляция: упражнения выполняются под ритмичную музыку или под  счёт. Статические артикуляционные упражнения выполняются в медленном  темпе под счёт. Динамические упражнения служат для выработки умения  переключаться с одной позы на другую. ­ фонематическое восприятие: Развитие фонематического восприятия  начинается с развития слухового внимания. Формирование фонематических  операций должно осуществляться в определённой последовательности: 1) различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков,  словосочетаний, фраз; 2) умение различать сначала слова и слоги похожие по звуковому составу, а  затем фонемы близкие в акустическом отношении; 3) развитие навыков элементарного звукового анализа. ­ коррекция нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации  изолированного звука детям предлагаются игры на чёткое их проговаривание.  Очень полезно связывать звуки с какими – либо музыкальными образами.  Такие ассоциации помогают детям отличать звуки друг от друга и дают  возможность их обыгрывать.       Таким образом, на основе музыкально – звуковой и жестовой символике  строятся самые разные игры в которых ребёнок выполняет действия и сам их  озвучивает.            Средства логопедической ритмики. Музыкально – двигательные средства логопедической ритмики.      Ходьба. Ходьба – автоматизированный моторный акт, при котором чётко  координируются движения рук и ног. Она используется на каждом занятии на  протяжении всего курса как вводное упражнение. От занятия к занятию дети  осваивают все более сложные виды ходьбы.       Сначала дети осваивают ходьбу и маршировку по кругу в одиночку,  парами и группами, ходьбу с обхождением препятствий. Затем вводятся  более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с  заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением.        Примеры упражнений. Упражнение 1. Ходьба по дорожке, обозначенной канатами, в определённом  темпе. (Муз. сопровождение – Ф. Надененко, «В темпе марша».)Упражнение 2. Ходьба друг за другом по лежащему на полу канату боком  приставным шагом. (Муз. сопровождение – М. Робер, «Марш».) Упражнение 3. Ходьба вперед и отступая назад. (Муз. сопровождение –  «Венгерская народная мелодия».) Упражнение 4. Ходьба вперёд и отступая назад. (Муз. сопровождение –  «Английская народная мелодия».)        Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Регуляция мышечного тонуса – это способность напрягать или расслаблять  мышцы. Такие упражнения используются на протяжении всего курса занятий  сразу после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного  напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.       Примеры упражнений. Упражнение 1. В положении стоя дети выполняют под тихую музыку легкие  движения флажками, опустив руки вниз перед собой; под громкую музыку  дети выполняют сильные взмахи флажками над головой. (Муз. сопровождение – «Польская народная мелодия».) Упражнение 2. Двигаясь шагом по кругу, дети под громкую музыку  выполняют определённые движения руками, например чередуют положения  рук: на пояс, в стороны, вверх, вниз, под тихую – останавливаются и прячут  руки за спину. (Муз. сопровождение – Т. Ломова, «Этюд».) Упражнение 3. Под громкую музыку дети двигаются по кругу подскоками,  под тихую – идут, выполняя взмахи руками вверх и вниз. (Муз.  сопровождение – «Чешская народная мелодия».)       Упражнения на развитие дыхания.  Эти упражнения способствуют выработке диафрагмального дыхания,  достаточно продолжительного, сильного и постепенного выдоха.      Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы  работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений  буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов  дыхания, но и работе сердечно – сосудистой системы.        Примеры упражнений.  Упражнение 1. Исходное положение – основная стойка. На сильную долю –  вдох носом, на слабую – выдох ртом.  Упражнение 2. «Пожар». Исходное положение – основная стойка, руки перед  грудью. На сильную долю – резкий, шумный вдох носом и движения руками  перед грудью, сжимающие грудную клетку; на слабую долю – непроизвольный выдох, руки возвращаются и исходное положение. Упражнение 3. «Самурай». Исходное положение – сидя по – турецки, руки  свободно лежат на коленях. Упражнение выполняется с проговариванием  сочетаний: а – на – хат; о – хо – хам. А – правая рука вытягивается вперёд, кисть сжата в кулак, возврат в исходное положение; на – левая рука вытягивается вперёд, кисть в кулаке, возврат иисходное положение; хат – руки, сжатые в кулак, идут в стороны и к полу,  возврат в исходное положение; о – правая рука через середину поднимается  вверх, возврат в исходное положение; хо – левая рука поднимается через  середину вверх, возврат в исходное положение; хам – поднимаются и  опускаются обе руки.          Упражнения на развитие мелкой моторики. Эти упражнения, развивая движения пальцев рук, их взаимодействие,  координацию, способствуют развитию артикуляционной моторики.  Упражнения проводятся на музыкальном материале, позже под речевое  сопровожение.        Примеры упражнений. Упражнение 1. «Скакалка».           Я скачу, я верчу новую скакалку. (Кисти сжаты в кулачок, большие  пальцы выполняют вращательные движения.)            Захочу, научу Галю и Наталку. (Разжимание и сжимание пальцев рук.)          Вот так, вот так посреди дорожки. (Хлопок – кулачки, 4 раза.)          Раз вперёд, раз назад и на правой ножке. (Руки в замок, в обратный  замок, правый кулачок стучит по левой ладони.) Упражнение 2. «Зайчики и белочки».          Зайчики и белочки вышли погулять, (Кисти в кулачок, поочерёдное  разгибание и сгибание пальцев.)           На полянке солнечной в салочки играть. (Круговые движения кистями,  поочерёдное поглаживание кистей.)           Выходи скорей в кружок! (3 хлопка, кисти принимают форму шара.)           Здравствуй, здравствуй, мой дружок! (Пальцы правой руки поочерёдно  встречаются с пальцами левой руки.)           Упражнения на развитие чувства темпа.  Темп – это скорость музыкального исполнения. Сначала темп усваивается на  простых движениях: хлопки, удары в бубен, взмахи руками. Затем  включаются движения ногами, ходьба и бег. Прежде всего отрабатываются  два темпа движений – медленный и быстрый, затем вводятся понятия  «ускорение» и «замедление» темпа.        У детей с нарушениями речи темп отрабатывается в упражнениях на  построения и перестроения: движения змейкой, цепочкой, в две колонны, в  два круга, в несколько кругов. При этом необходимо знать индивидуальный  темп каждого ребёнка.        Примеры упражнений. Упражнение 1. «Шаги и хлопки». Стоя в кругу, дети на каждую четверть  такта делают шаг на месте, на каждую восьмую хлопают в ладоши, затем  соединяют оба движения.Упражнение 2. «Лягушки и цапли». Под медленную музыку дети  передвигаются по кругу присядом, на быструю – двигаются лёгким бегом с  движением рук вверх – вниз.         Упражнения с элементами танцев. Упражнения способствуют развитию общей моторики, координации  движений, чувства темпа и ритма. Строятся на элементах классического  танца (используются принятые в ней позиции рук и ног) и русского народного  танца (каблучный шаг, тройной притоп, «веревочка», «ковырялочка»).          Примеры упражнений. Упражнение 1. «Балет». Все стоят по кругу в парах. Движения выполняют на  4 музыкальные фразы. 1 – я музыкальная фраза: стоя на месте, поднимают руку над головой и  опускают плавно, следя за её движением глазами (2 раза). 2 – я фраза: одна рука на поясе, ногу оставляют в сторону (2 раза). 3 – я фраза: делают 4 шага вперёд, одна рука за спиной. 4 – я фраза: кружатся на месте в паре с правой ноги, держась за руки. Упражнение 2. «Русский танец». Все стоят по кругу в парах. Первая: делают 4 шага вперёд каблучным шагом, 4 шага назад простым шагом. Вторая: выполняют 2 раза «ковырялочку». Третья: делают 4 шага с притопом в сторону, 4 шага с притопом, возвращаясь  на место. Четвертая: выполняют 3 «молоточка», 1 тройной притоп.        Заключительные упражнения. Эти упражнения приводят детей в спокойное состояние после целого ряда  двигательных и речевых нагрузок. Выполняются в конце логоритмического  занятия. Используют разные виды упражнений : ходьбу, дыхательные  упражнения, упражнения на релаксацию, несложные упражнения на  статическую координацию движений, простые общеразвивающие упражнения. Двигательно – речевые средства логопедической ритмики.        Упражнения на развитие фонационного дыхания. Упражнения способствуют выработке правильного фонационного дыхания,  продолжительного, сильного и постепенного выдоха. На выдохе произносятся  сначала слоги, затем слова и предложения. На заключительных этапах  дыхание сочетается с проговариванием стихов.          Пример упражнения. Упражнение «Подуем на плечо».        Подуем на плечо, (Вдох, выдох с поворотом головы вправо.)        Подуем на другое. (Вдох, выдох с поворотом головы влево.)         Нам солнце горячо (Вдох, выдох с подъёмом головы вверх.)         Пекло дневной порою. (Вдох, выдох с подъёмом головы вверх.)         Подуем мы на грудь (Вдох, выдох с опусканием головы вниз.)         И грудь свою остудим. (Вдох, выдох с опусканием головы вниз.)Подуем мы на облака (Вдох, выдох с круговым движением головы.)         И остановимся пока. (Вдох, максимально длительный выдох.)       Упражнения на развитие голоса. Эти упражнения способствуют развитию силы, диапазона, выразительности  голоса. Работа над голосом начинается с произношения на выдохе гласных и  согласных звуков. Сила голоса развивается путём произнесения гласных более громко или более тихо в соответствии с усилением или ослаблением звучания  музыкального сопровождения. Изменение тональности музыки имеет целью  развитие высотных характеристик голоса. Выразительности голоса можно  добиться, развивая интонационную сторону коротких музыкально – речевых  фраз.         Примеры упражнений. Упражнение 1. Дети сидят на стульях. Пропевание гласных звуков а – э – и –  о – у и слогов ма – мэ – ми – мо – му по гамме с изменением силы голоса и  тональности. Упражнение 2. Исходное положение – сидя на стульях. Пропевание каждой  ступени лада на слоге ма (музыкальное сопровождение ре – ми – ре – до – ми – ре) с изменением тональности. Упражнение 3. Пропевание каждой ступени лада на слогах да, ла, ма  (музыкальное сопровождение ре – ми – ре – до – ре – ми).      Упражнения на развитие артикуляции и дикции. Эти упражнения способствуют выработке чёткого произнесения звуков,  развитию артикуляционной моторики. Начинают с произнесения гласных  звуков без голоса, затем подключают голос. Вслед за гласными  проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем вводятся  движения рук.       Примеры упражнений. Упражнение 1. «Нарисуй круг». Исходное положение – стоя в кругу, руки  опущены. Вытянутые руки поднимают через стороны вверх, произнося звук о. Упражнение 2. «Раздвинь стены». Исходное положение – стоя в кругу, руки  согнуты в локтях. Руки выпрямляют, проговаривая звук и. Упражнение 3. «Пловцы». Исходное положение – стоя в кругу, руки перед  ладонью, ладони повернуты вперёд. Руки идут вперёд, в стороны, вниз,  одновременно произносится звук э. Упражнение 4. «Баскетбол». Исходное положение – сидя по – турецки на  полу, кисть ведущей руки и плеча, другая на поясе. Руку вытягивают вперёд и вверх, проговаривая слоги ба – ба – ба, бо – бо – бо, бу – бу – бу, бэ – бэ – бэ,  бы – бы – бы.  Упражнение 5. «Бокс». Исходное положение – стоя, руки согнуты в локтях,  ладони сжаты в кулак. Руки поочерёдно выбрасывают вперёд, произнося  слоги да – до – ду, ба – бо – бу, на – но – ну.        Упражнения на развитие координации движений и речи.Эти упражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих  музыкальным инструментом. Их можно использовать не только на  логоритмических занятиях, но и для проведения динамических пауз во время  логопедических занятий. Речевой материал необходимо подбирать, исходя из  коррекционной цели занятия (нормализация темпа и ритма речи; развитие  словаря и грамматического строя речи; автоматизация звукопроизношения).      Ритм стихотворной строки (она не должна быть длинной) следует  согласовывать с движениями рук, ног и туловища. В стихотворении должны  быть глагольная лексика, сюжет и действующее лицо. Учитывается возраст  детей, их речевые и двигательные возможности.       Примеры упражнений. Упражнение 1. «Снежинки». (Исходное положение – ноги на ширине плеч,  руки на поясе.             Мы снежинки, мы пушинки, (Наклон головы вправо и влево.)             Покружиться мы не прочь. (Поворот на 360.)             Мы снежинки – балеринки. (Наклоны туловища вправо и влево.)             Мы танцуем день и ночь. (Приставной шаг вправо и влево.)             Мы деревья побелили. (Подъём на носочки с подниманием рук, возврат в исходное положение.)             Землю бархатом укрыли. (Приседание с разведением рук.)             И от стужи сберегли. (Руки в стороны, вниз и возврат в исходное  положение.) Упражнение 2. «Метели». (Исходное положение – основная стойка, руки  опущены.)              Метели, метели летели, летели, (Покачивание над головой прямыми  руками.)              Стелили в долинах из снега постели, (Приседание, руки внизу плавно  двигаются из стороны в сторону.)               Кружились метели, звенели метели, (Наклоны вправо и влево.)               Над лесом, над полем гудели и пели. (Поочерёдное поднимание и  опускание рук перед собой.)        Упражнения на развитие речевого внимания. Эти упражнения приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать её и  действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.       Примеры упражнений. Упражнение 1. «Птицы». Дети свободно стоят, разбежавшись по всему залу.  По сигналу «Птицы летают» они начинают двигаться, имитируя полёт птиц.  По сигналу «Птицы прилетели в свои гнёзда» дети останавливаются, выбирая  свободное место в зале. «Птицы чистят свои перышки» ­ дети, каждый по –  своему, изображают движения птиц. «Птицы собирают зёрнышки» ­ дети  двигаются по залу, наклоняются и поднимают воображаемые зерна. «Птицыпьют воду» ­ дети останавливаются, поднимают и опускают голову. « Птицы  засыпают» ­ дети приседают и закрывают глаза. Упражнение 2. «Жуки и шмели». Дети делятся на две группы, одни из них –  жуки, другие – шмели. По команде «Жуки летают, шмели гудят» ­ первая  группа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая произносит  звук ш. По команде «Шмели летают, жуки жужжат» ­ первая группа  произносит звук ж, вторая свободно двигается по залу, поднимая и опуская  руки. Упражнение повторяется несколько раз.        Пение. В пении вырабатывается координация слуха и голоса, воспитывается  последовательность и организованность речи. При подборе песенного  материала должен быть учтён певческий диапазон ребёнка: у детей 5 – 6 лет  он составляет интервал от «ре» до «си» первой октавы, у детей 6 – 7 лет – от  «ре» первой октавы до «до» второй октавы.        При воспитании вокальных навыков необходимо уделять большое  внимание дыханию (быстрый, глубокий, бесшумный вдох и медленный  плавный выдох), работе над чёткой и ясной дикцией.        В мелодии песни должны быть короткие интервалы, музыкальная фраза  должна быть простой. Темп исполнения медленный или средний.        Текст песен подбирается с учётом коррекционной направленности  логопедических занятий.        Упражнения на развитие мелкой моторики. Эти упражнения развивают движения пальцев рук, их взаимодействие,  координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики.  Упражнения проводятся на определённом речевом материале.      Пример упражнения. Упражнение «Зайчики и белочки».          Зайчики и белочки вышли погулять, (Кисти сжаты в кулачок,  поочерёдное разгибание и сгибание пальцев. По 2 раза.)          На полянке солнечной в салочки играть. (Круговые движения кистями,  поочерёдное поглаживание кистей.)          Выходи скорей в кружок! (3 хлопка, кисти принимают форму шара.)          Здравствуй, здравствуй, мой дружок! (Пальцы правой руки поочередно  касаются пальцев левой руки.)        Упражнения с предметами. Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушениями речи. Они  направлены на развитие статической и динамической координации движений,  развитие координации движений и речи, развитие точности и пластики  движений.      Разучивание движений происходит вместе с речью (текст произносят дети  вместе с педагогом) в медленном темпе, по частям. Затем темп выполнения  увеличивается.Используются гимнастические палки, ленты, обручи и мячи.      Текст подбирается в соответствии с речевыми возможностями группы и  этапом логопедической работы.      Примеры упражнений. Упражнение 1. «Антошка». (Проводится с палками. Исходное положение –  ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках.)          Антошка, Антошка, пойдём копать картошку! (Поднимание и опускание  рук, 2 раза.)          Антошка, Антошка, пойдём копать картошку! (Повороты палкой перед  грудью с приседанием, 2 раза.)          Тили – тили, трали – вали!           Это мы не проходили,          Это нам не задавали. (Повороты в стороны, палка вытягивается вперёд, 4 раза.)         Парам – пам – пам, парам – пам – пам! (Прыжки на двух ногах через  палку, лежащую на полу, 4 раза.) Упражнение 2. «Я на солнышке лежу». (Проводится с лентами. Исходное  положение – ноги на ширине плеч, ленты в опущенных руках.)         Я на солнышке лежу. (Поочерёдное поднимание и опускание рук, 4 раза.)         Я на солнышко гляжу. (Наклоны в стороны, руки над головой, 4 раза.)         Все лежу и лежу. (Два наклона вниз с вытянутыми руками.)         И на солнышко гляжу. (Подпрыгивание на месте с поворотом на 360,  руки над головой.)      Речевые упражнения. Речевые упражнения используются на логоритмических занятиях с  музыкальным сопровождением (мелодекламация) и без него. Для детей  дошкольного возраста более удобны стихотворные мелодекламации, где  стихотворной строке соответствует музыкальная фраза.       Примеры упражнений. Упражнение 1. Чтение стихотворения С. Маршака «Мяч». (Муз.  сопровождение, темп быстрый.)  Упражнение 2. Чтение стихотворения А. Барто «Барабан». (Муз.  сопровождение – Е. Тиличеева, «Марш».)     Содержание и структура логоритмических занятий с ОНР.      Преодоление общего недоразвития речи требует интегративного подхода, при котором применяются медикаментозное лечение, система логопедической работы, занятия по коррекции и развитию психических функций,  логоритмические занятия по формированию общей, мелкой и  артикуляционной моторики. Основу коррекционной работы составляет метод  сенсорно – двигательной интеграции.      Основные виды упражнений, использующихся на логоритмическом занятии для детей с общим недоразвитием речи первого уровня, направлены нарегуляцию мышечного тонуса, статической и динамической координации  движений, мелкой и мимической моторики, переключаемости движений,  воспитания чувства ритма, развитие фонационного дыхания, силы голоса,  дикции и артикуляции, обогащение и активизацию словаря, развитие  понимания речи.     В программе обучения и воспитания детей с ОНР проведение  логоритмических занятий является желательным. Это один из важных  элементов интегративного обучения. Занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю со всей группой детей в первой половине дня. Продолжительность  занятия от 20 до 25 мин, в соответствии с возрастной нормой. Материал  подбирается с учётом двигательных и речевых возможностей детей.      У детей с ОНР второго уровня отмечаются существенные отклонения в  развитии моторной и эмоционально – волевой сферы: общая моторная  неловкость, недостаточная статическая и динамическая координация  движений, слабый мышечный тонус, истощаемость движений, недостаточная  двигательная память и снижение произвольного внимания при выполнении  серии двигательных заданий. У большинства детей с ОНР наблюдается  отсутствие чувства ритма и снижение звуковысотного слуха.      Содержание логоритмических занятий зависит от периода обучения и  двигательно – речевых возможностей.        В первом периоде обучения детей с ОНР второго уровня программа  предусматривает формирование понимания устной речи, готовности к  диалогу, навыков словообразования (употребление уменьшительного  суффикса и приставочных глаголов), употребления притяжательных  местоимений с существительными и составления простых предложений. При  этом используется материал следующих лексических тем: «Овощи и фрукты», «Осень», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Птицы»,  «Животные».       Второй период предполагает формирование диалогических форм  общения, овладение употреблением в речи относительных прилагательных,  согласованием прилагательных с существительными, использование предлогов в, на, под, из, глаголов 3 – го лица единственного числа. Лексические темы:  «Зима», «Новый год», «Семья», «Игрушки», «Зимующие птицы», «Мебель»,  «Профессии», «Транспорт».     Третий период коррекционной работы предполагает развитие фразовой  речи, образование приставочных глаголов, относительных прилагательных,  использование притяжательных прилагательных, антонимов и синонимов,  употребление предлогов к, с, от. Лексические темы могут быть следующими:  «Лето», «Дом», «Части тела», «Школа», «Спорт».      В логоритмические занятия включаются задания, тренирующие основные  движения (ходьба, подскоки, прыжки, бег), упражнения для развития навыка  диафрагмального и фонационного дыхания.В игры и упражнения на координацию речи с движением вводятся один или несколько предметов. Предлагается сочетать выполнение движения с речевым сопровождением. Включаются упражнения для развития темпа и ритма  движений.      С детьми, имеющими второй уровень речевого развития, в структуру  логоритмического занятия включаются игры и упражнения для развития  произвольного внимания, зрительной, слуховой и двигательной памяти,  тактильных ощущений. Даются задания на запоминание порядка движений  или слов в предложении. Вводятся игры со сложной серией движений и  сложной речевой инструкцией. Включаются речевые и подвижные игры,  распевание и пение.       У детей с третьим уровнем ОНР недостаточно сформирована связная речь, отмечаются трудности согласования слов, неточное звукопроизношение,  низкий уровень развития фонематических процессов. Основная задача –  развитие всех компонентов речевой системы с акцентом на развитие связной  речи.      Развитие связной речи проводится по периодам обучения с соблюдением  принципа от простого к сложному, то есть от умений пересказывать текст,  предложенный логопедом, до самостоятельного рассказа по сюжетной  картинке, по серии сюжетных картин и рассказов с элементами творчества.      В логоритмические занятия включаются все речевые средства  логоритмики: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения  для развития голоса, упражнения на координацию движения и речи,  упражнения с предметами, сопровождающиеся речью, упражнения с  элементами мелодекламации, игры – драматизации.      Особое внимание уделяется введению в занятия речевых и подвижных игр  с элементами инсценировки сказок, песен и стихотворений. В этих  упражнениях на первый план выступают диалоги, монологи детей, сложные  словесные инструкции.      Целью этих упражнений является формирование способности быстро  ориентироваться в новом речевом задании, переключаться с одного вида  упражнений на другой.       С детьми, имеющими третий уровень ОНР, в логоритмические занятия  включаются театрализованные игры, в которых дети выступают от имени  героев сказок или песен.     Таким образом, логоритмические занятия способствуют решению основной  задачи – развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию  всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления.      Содержание и структура логоритмических занятий с заиканием. У детей с заиканием существуют выраженные нарушения моторной сферы:  напряжение мышечного тонуса перед моментом начала речи, дискоординация  движений, в том числе и речевых, наличие двигательных уловок, нарушение  темпа и ритма движений.По уровню развития моторной сферы всех детей с заиканием можно  разделить на две подгруппы: с низким уровнем, куда входят дети с  неврозоподобным заиканием, и со средним уровнем, где преобладают дети с  невротическим заиканием. Своеобразие нарушений моторной сферы требует  от логоритмиста дифференцированных приёмов воздействия.      Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся является  нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной  релаксации, развитие координации движений. Нормализация двигательной  сферы способствует выработке критического отношения к собственным  движениям и речи. У детей воспитывается чувство уверенности в своих силах, исчезает эмоционально – стрессовое напряжение в общении, формируется  устойчивость к сложной эмоциональной ситуации.       Логоритмические занятия с заикающимися детьми проводятся с самого  раннего возраста, с 2 – 3 лет, и являются составной частью любой  коррекционной методики по устранению заикания.      Содержание занятий зависит от содержания логопедической работы,  проводимой на этом этапе, между всеми специалистами устанавливается  тесное сотрудничество.       В условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида  формирование плавности речи детей с заиканием проходит постепенно:  вначале – этап ограничения речи, далее этапы сопряженно – отраженной речи, диалогической речи, самостоятельной речи и этап спонтанного  эмоционального общения. На каждом этапе существуют свои задачи и  логопедические технологии формирования плавной речи,  дифференцированными являются и средства логопедической ритмики. Средства логопедической  ритмики, применяемые на разных этапах  формирования плавной речи. Этап ограничения речи – задача логопеда на начальном этапе – ограничить  речевое общение детей, с тем чтобы постепенно произошёл отказ от прежней  речи, стёрся старый речевой стереотип. На логоритмических занятиях в это  время используются неречевые средства: упражнения на различные виды  ходьбы и бега, развитие дыхания, мышечного тонуса, произвольного  внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики.      Выполнение упражнений чередуется со слушанием инструментальной и или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами  логопедических занятий. Этап сопряженной и отраженной речи. Логопед на своих занятиях в это время развивает и совершенствует у детей  речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4 – 5 слов,  произнесенных на одном выдохе, осваиваются основные речевые правила,  развивается артикуляционная моторика.На логоритмических занитиях помимо неречевых средств начинают  применяться речевые с малой нагрузкой, такие, как игры, сопровождаемые  пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, для  развития дикции и артикуляции, для развития мелкой моторики с речевым  сопровождением. Этап диалогической речи. Логопедическая работа на этом этапе направлена на умение медленно и чётко  отвечать на вопрос. Перед началом речи следует вдохнуть («взять дыхание») и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально выразительно.      Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться на  логоритмических занятиях. Для этого предлагаются следующие средства:  упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и  речи, игры с речевым сопровождением, счётные упражнения, песни, диалоги с  музыкальным сопровождением. Песня сначала исполняется хором, затем  каждый ребёнок пропевает по одной строчке той же песни. Вслед за  пропеванием дети проговаривают текст песни, запоминают его.      Для воспитания напевности предлагаются голосовые упражнения,  исполняемые каждый раз в более высокой тональности и с изменением  регистра.      При работе над формированием напевности и плавности ставятся  следующие коррекционные задачи: развитие звуковысотного слуха, развитие  координации голоса и слуха, формирование дикции. Этап самостоятельной речи. На логопедических занятиях логопед формирует у детей умение передавать услышанный   рассказ,   а   затем   и   самостоятельно   рассказывать   по   серии сюжетных   картин,   по   сюжетной   картине   и   по   плану.   В   логоритмические занятия максимально включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, упражнения с предметами и речевым сопровождением. Этап спонтанной эмоциональной речи. На   этом   этапе   закрепляют   навыки   плавной   речи   в   конкретной   ситуации общения.   Логоритмические   занятия   включают   творческие   задания   с элементами театрализации, музыкально – двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию   –   чтение   стихотворных   текстов   под   музыкальное сопровождение.           Таким   образом,   к   этапу   спонтанной   эмоциональной   речи   у   детей   с заиканием   должны   быть   сформированы   основные   качества   моторной деятельности в каждом из её видов. Навык плавной речи совершенствуется на материале любой речевой сложности.

Посмотрите также