Сообщение на тему: «Сказкотерапия и её практическое применение»
Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
27.02.2019
Для мягкого влияния на поведение на поведение и мировоззрение ребенка с ограниченными возможностями, для преодоления его психологических проблем используются сказки. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, имеющим умственную отсталость, мощный инструмент развития.
доклад №3 по сказкотерапии.doc
КРАСНО – ДУБРАВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ – ИНТЕРНАТ
«ЖУРАВУШКА»
Доклад
На тему: «Сказкотерапия
и её практическое применение»
Составила воспитатель:
Санталова Н.С. I. Понятие сказкотерапии как метода терапии
К сказкам обращались многие известные психологи, психотерапевты и
педагоги. Сказкотерапия является самым древним психологическим и
педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков
передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и
впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ
передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека.
Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной
духовной природе человека. Сказкотерапия адресована не только детям
дошкольного возраста, но и детям с ограниченными возможностями развития.
Задачи сказкотерапии:
1.
Научиться тому, как учить;
Изобрести метод обучения для тех, кто желает познавать только то, что
2.
интересно, а не то, что необходимо;
Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней
3.
дисгармонии и для кого хаос – это способ адаптации;
Пробуждение Веры. Именно вера способна активизировать ресурсы
4.
личности и сообщить действиям дополнительную силу. Именно внутренняя вера
формирует духовную цель. Искренняя вера в успех приводит к результату.
Испокон веку веру пробуждали постепенно, используя для этого чудесные
истории, легенды, мифы и сказки. Не случайно в волшебных сказках побеждает
Добро, ведь это пробуждает внутреннюю Веру и внутреннюю созидательную
силу. Сначала они проявляются на уровне неосознанного ощущения, трепета. И
постепенно превращаются в осознанные способности.
Сказкотерапия предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение
к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс
противостояния злу и хаосу.
Терапия в жанре волшебства. Психологические предпосылки
сказкотерапии.
Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается
на жанр народной волшебной сказки. Психотерапевтический эффект
достигается за счет проигрывания (обыгрывания) переживаний и конфликтов с
помощью заместителей – персонажей и через построение сюжета.
Важнейшее место в организации совместно – разделенной деятельности ребенка
и взрослого по сочинению сказки должно отводиться собственно
коммуникативной, диалогической составляющей (вопросам слушателя –
взрослого). Взрослый ведет сказку, задает интонацию (выступая одновременно в
роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного
слушателя истории, но при этом, внешне, порой каверзного или простоватого
персонажа). Подхватывает, воспроизводит интонацию сказителя ребенок –
рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребенка в
мир многовековой национальной культуры. Взрослый вводит ребенка в поток
художественно – коммуникативной деятельности, приобщая его к канонам не
только через структуру художественного текста, но и с помощью особой
интонации. В диалоге с взрослым ребенок должен ощущать себя в равноправной
партнерской позиции – не декларируемой, а психологически реальной. Ребенок
усваивает диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по
инициативе взрослого во всех возможных коммуникативных позициях (несущих
к тому же, педагогическую и терапевтическую нагрузку). Это и есть
психологические предпосылки сказкотерапии.
Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что,
воспринимая и усваивая сказку, удовлетворяются в определённой степени наши потребности. Проанализировав содержание сказок, П.И.Яничев выделил триаду
тенденций или потребностей:
1 – потребность в автономности (независимости);
2 – потребность в компетентности (силе, всемогуществе);
3 – потребность в активности;
А также реализуются потребности в нарушении запретов и правил, потребность
в абсурде, благодаря которым сказка становится посредником между
внутренним миром ребёнка и внешним, объективным миром.
Сказкотерапия как средство развития самосознания
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство
работы с внутренним миром ребёнка, имеющим умственную отсталость, мощный
инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Интерес психологов к
сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла
сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно
– действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне
адекватно психическим особенностям дошкольников.
Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми
путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и
научить критически воспринимать окружающее.
Важнейшим условием, позволяющим детям стать субъектом саморазвития,
является достижение им некоторого определенного уровня развития
самосознания, то есть уровня знания о своем Я, отношение к своему Я и
управление своим Я. Развитие самосознания ребенка осуществляется через
преодоление противоречия между внешней регуляцией, системой требований,
предъявляемых ему взрослым (обучение, воспитание), и его собственной
спонтанной активностью. По мере взросления источник развития перемещается
внутрь личности, возникает противоречие между Я – действующим и Я – отражённым, становящееся двигателем восхождения к Я – творческому.
Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему
миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные
переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность
каждого из них.
Пути использования сказкотерапии.
Сказка может быть использована и для того, чтобы:
1) предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы;
2) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с
ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен
скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их
сближает;
3) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдаёт свои
положения за что–то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;
4) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил. Она
активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов (формы
поведения, режим функционирования душевных сил, похожие на инстинкты,
смысл и значение которых выражается в реальных образах и действиях), первого
впечатления;
5) сказка несёт свободу;
6) важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит трансформация.
Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого
и во многом самодостаточного.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и
системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия – это процесс образования связи сказочными событиями и
поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказка – волшебство, а волшебство – это еще и превращение.
Волшебство происходит внутри, постепенно улучшая окружающий мир. В этом
смысле сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в
нечто
которой могут проявиться потенциальные части личности,
нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется
чувство защищенности и аромат тайны…
И.В.Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки
и выделяет два вида:
1) фольклорные (Народные сказки наиболее древние в литературоведении
называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и
природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с
принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в
создании новых сказок.)
2) авторские, при этом в обоих типах сказок можно выделить
психокоррекционные,
художественные,
психотерапевтические, психологические (психосказка, например, сказки
дидактические,
Д.Ю.Соколова, А.В.Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки
(психосказка), по мнению И.В.Вачкова, призвана раскрыть перед ребёнком
глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание,
помочь ему на пути становления его личности.
Драматизация сказок. Творчество в двигательной активности детей.
Сказкотерапия по своей сущности не могла обойти стороной приём
драматизации. «Проживание» под маской множества жизней значительно
обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека.
Слушая или читая сказку, ребёнок или взрослый проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким
образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно
естественным является использование драматизации сказок в психологических
целях. Однако не каждый ребёнок и взрослый обладает актёрским талантом для
того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей
используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол и
песочницы. Осознание своих негативных черт – первый шаг к управлению ими.
Второй шаг – проигрывание их. Поэтому умело организованная постановка
может служить эффективным средством для коррекции тяжёлых
эмоциональных состояний. Находясь долгое время в активном состоянии,
выполняя действия спектаклей, происходит всестороннее развитие детей,
освоение ими новых умений и навыков. Дети овладевают средствами речевой и
двигательной выразительности.
Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания»
ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея экспромта.
Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой
деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте творчества, а в самом
процессе.
Драматизация сказок с куклами.
Постановка кукольных спектаклей даёт детям возможность создавать
творческий продукт, адресованный не только им самим, но и другим людям.
Благодаря куклотерапии создаётся особая «терапевтическая» среда,
стимулирующая развитие личности ребёнка, а также достигаются следующие
результаты:
развивается речь детей;
развивается эмоциональная и моторная адекватность;
развиваются коммуникативные навыки;
развивается пространственная ориентация; укрепляется союз с родителями.
«Оживляя» куклу, ребёнок чувствует и видит, как каждое его действие
немедленно отражается на поведение куклы. Следовательно, ребёнок получает
оперативную не директивную обратную связь о своих действиях. А это помогает
ему самостоятельно корректировать свои действия, улучшая кукловождение.
Работа с куклой позволяет:
1) совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений;
2) нести ответственность за управление куклой;
3) проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в
обычной жизни по каким–либо причинам человек не может или не позволяет
себе проявлять;
4) осознавать причинно следственные связи между своими действиями и
изменением состояния куклы;
5) научиться находить адекватное телесное движение различным эмоциям,
чувствам, состояниям;
6) развивать произвольное внимание;
7) совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
Благодаря разнообразию кукол можно менять различные виды деятельности,
поэтому ребята долго не утомляются.
Изменение образа, переодевание, во многом способно помочь и самому
воспитателю. Меняя образ, он меняет характер, стиль поведения и общения.
Через сказочное преображение взрослый может «отнормировать»
расшалившегося, капризного или перевозбуждённого ребёнка. Поэтому
изменение образа, волшебное преображение может быть полезным не только
ребёнку, но и взрослому. Список используемых источников литературы.
ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии – Санкт
1.
Петербург, 2001
2.
3.
ЗинкевичЕвстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок – М., 2001
Немов Р.С. Психология: учебное пособие для учащихся педагогических
училищ – М.; Просвещение, 1980.
4.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология М., Российское
педагогическое агентство, 1998.
5.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы – М.,
Российское педагогическое агентство, 1999.
Сообщение на тему: «Сказкотерапия и её практическое применение»
Сообщение на тему: «Сказкотерапия и её практическое применение»
Сообщение на тему: «Сказкотерапия и её практическое применение»
Сообщение на тему: «Сказкотерапия и её практическое применение»
Сообщение на тему: «Сказкотерапия и её практическое применение»
Сообщение на тему: «Сказкотерапия и её практическое применение»
Сообщение на тему: «Сказкотерапия и её практическое применение»
Сообщение на тему: «Сказкотерапия и её практическое применение»
Сообщение на тему: «Сказкотерапия и её практическое применение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.