Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Начало данного расстройства речи совпадает обычно с периодом интенсивного формирования речевой функции у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Его называют эволюционным заиканием (Ю. А. Флоренская, 1949 и др.) или заиканием развития (К.П.Беккер, М. Совак, 1983 и др.).
Вопрос № 16. Заикание: этиология, феноменология, классификация
Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи,
обусловленное судорогами мышц речевого аппарата. Начало данного
расстройства речи совпадает обычно с периодом интенсивного формирования
речевой функции у детей в возрасте от 2 до 6 лет. Его называют
эволюционным заиканием (Ю. А. Флоренская, 1949 и др.) или заиканием
развития (К.П.Беккер, М. Совак, 1983 и др.). Заикание, начавшееся у детей в
дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная
речевая патология и отличается от так называемого симптоматического, или
«вторичного», заикания, которое наблюдается при различных заболеваниях
головного мозга органического генеза или ряда нервнопсихических
расстройств.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЗАИКАНИЯ
Речевые судороги
Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи (речевые
судороги) являются основным симптомом заикания. Речевые судороги
возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в
непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата.
Судороги мышц речевого аппарата имеют различные тип, локализацию и
силу выраженности.
Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и
клонические.
Тонические речевые судороги проявляются в виде насильственного
резкого повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько
мышечных групп (например, мышцы языка, губ, щек и т.п.). Заикающийся в
эти мгновения как бы скован. Рот может быть полуоткрыт либо, напротив,
губы плотно сомкнуты. Мышцы лица напряжены, и на нем отражается
большое усилие, которое прилагает заикающийся, пытаясь начать или
продолжить речь. Акустически тоническая судорога проявляется в виде дли
тельной паузы в речи либо в виде напряженной и протяженной вокализации.
Клонические речевые судороги характеризуются насильственным
многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. При этом
заикающийся обычно повторяет отдельные звуки либо слоги.
Обычно клонические и тонические речевые судороги наблюдаются у
одного и того же заикающегося.
Локализация судорог
Судороги мышц речевого аппарата могут проявляться во всех отделах
речевого аппарата: артикуляционном, голосовом и дыхательном. В
соответствии с этим принято говорить об артикуляционных, голосовых идыхательных судорогах. В клинической картине заикания чаще встречаются
смешанные судороги: дыхательноартикуляционные, дыхательноголосовые,
артикуляционноголосовые и т.д.
Судороги дыхательного аппарата
Инспираторная судорога характеризуется внезапным резким вдохом,
возникающим на разных этапах речевого высказывания, что приводит к
необоснованной паузе. Инспираторные клонические судороги могут следовать
друг за другом, не прерываясь выдохом. Эти судороги нарушают как
фонацию, так и речевую артикуляцию. Сила инспираторных судорог бывает
различной. Чаще всего они выражены слабо и акустически малозаметны, лишь
в очень редких случаях бывают сильными и длительными. Инспираторные
судороги обычно сопровождаются субъективными ощущениями заикающихся
в виде чувства напряжения в груди.
Экспираторная судорога характеризуется внезапным резким выдохом в
процессе речевого высказывания. Для нее характерны сильные сокращения
мускулатуры брюшного пресса. Во время приступа экспираторной судороги
заикающийся может резко наклоняться вперед, а воздух быстро и шумно
проходит через раскрытую голосовую щель. Во время экспираторной
судороги как артикуляция, так и вокализация приостанавливаются.
Субъективно у заикающихся возникает тягостное ощущение сжатия грудной
клетки, нехватки воздуха.
В случае значительной длительности и выраженности тонического
напряжения мышц в структуру экспираторной судороги включается
раскрытие голосовой щели, опускание нижней челюсти, поднятие нёбной
занавески и раздувание крыльев носа.
Судороги голосового аппарата
Судороги голосового аппарата возникают, как правило, в момент попытки
произнесения гласного звука. Различают три основных вида судорог
голосового аппарата.
Смыкательная голосовая судорога возникает при попытке начать речь
или в середине речевого высказывания, что внезапно прекращает
голосоподачу. Голосовые складки в момент судороги резко смыкаются,
препятствуя прохождению воздуха. Основным признаком этого вида судорог
является полное отсутствие звука, которое может быть различным по
длительности. В связи с тем что голосовая щель сомкнута, перекрывается
прохождение воздушной струи,
брюшная мускулатура напряжена.
Заикающийся как будто «застывает», лицо его становится неподвижным,
мышцы всего туловища приходят в оцепенение.
При длительной смыкательной голосовой судороге лицо заикающегося
выглядит напряженным. Субъективно заикающиеся чувствуют напряжение в
области гортани, груди и брюшных мышц, ощущают препятствие в областигортани.
Вокальная судорога возникает в виде повышения тонуса голосовых
мышц. Судорога возникает в процессе речи, как правило, на гласных звуках.
Акустически вокальная судорога воспринимается как необычная
продолжительность вокализации гласного звука. По мнению И.А.Сикорского,
наиболее часто эта форма встречается в инициальной стадии заикания у детей
и может быть первым признаком начинающегося заикания, а также является
предвестником будущих дыхательных и артикуляционных судорог.
Иногда длительность вокальной судороги исчерпывает все резервное
количество воздуха, и слово не может быть произнесено без нового вдоха.
При вокальных судорогах тембр голоса и его частотные характеристики
могут быть не нарушенными, однако иногда у заикающихся наблюдается
вокальная судорога, при которой может меняться тембр голоса и его высота.
Голос приобретает неприятное, фальцетообразное, то понижающееся, то
повышающееся звучание.
Вокальная судорога, локализуясь в области гортани, может захватывать
шейные мышцы и нарушать деятельность всех мышц голосового аппарата.
Иногда наблюдается полная приостановка артикуляторных движений до тех
пор, пока не закончится вокальная судорога.
Дрожащий или толчкообразный гортанный спазм возникает при
произнесении или попытке произнесения гласных звуков. При этом речь
прерывается, возникает дрожащий или прерывистый звук; полностью
отсутствует артикуляция. Иногда звуки слышны в виде отдельных медленных
«ударов».
Во время дрожащего гортанного спазма голосовые складки то смыкаются,
то размыкаются, в результате возникают нефонологические звуки. Для этой
судороги характерна открытая ротовая полость, что может сопровождаться
ритмическим отбрасыванием назад или опусканием головы вперед.
Судороги артикуляционного аппарата
Артикуляционные судороги разделяют на лицевые (губы, нижняя
челюсть), язычные и судороги мягкого нёба.
Лицевые судороги
Смыкательная судорога губ чаще других наблюдается при заикании.
Характерна уже для ранних этапов развития этого речевого нарушения.
Смыкательная судорога губ проявляется в виде спазма круговой мышцы
рта, в результате губы сильно сжимаются, другие лицевые мышцы могут не
принимать участия в судороге. При попытке произнести звук щеки могут
надуваться под напором воздуха, наполняющего полость рта.
При смыкательной судороге губ нарушается произнесение губных звуков
(п, б, м, в, ф). В тяжелых случаях судорога нарушает и произнесение звуков,
которые по локализации относятся к язычным (т, д, к).Верхнегубная судорога наблюдается редко. Проявляется спазмом мышц,
поднимающих верхнюю губу, а иногда и крылья носа. Возникает чаще с одной
стороны лица, при этом ротовая щель принимает косое направление.
Верхнегубная судорога чаще бывает тонической по типу. При этой судороге
произнесение всех губных звуков практически невозможно. Лицо становится
асимметричным, искаженным.
Нижнегубная судорога аналогична верхнегубной. Поражает одну или обе
мышцы, опускающие угол рта. В том случае если поражаются обе мышцы,
наблюдается резкий отворот нижней губы. Изолированно наблюдается редко.
Угловая судорога рта характеризуется резким оттягиванием угла рта
справа или слева вместе с приподнятием его. Ротовая щель перекашивается в
сторону судорожно сокращенных мышц. Судорога может распространяться на
мышцы носа, век, лба. Угловая судорога нарушает работу круговой мышцы
рта. Заикающийся во время судороги не в состоянии сомкнуть губы, в
результате расстраивается произнесение соответствующих согласных.
Угловая судорога рта может возникать с обеих сторон рта. Она бывает как
тонической, так и клонической.
Судорожное раскрытие ротовой полости может протекать в двух
вариантах: а) рот раскрывается широко с одновременным опусканием нижней
челюсти; б) при сомкнутых челюстях резко обнажаются зубы. Очертания рта
приобретают квадратную форму. Все мышцы артикуляционного аппарата
крайне напряжены. Судорога носит обычно тонический характер и нередко
иррадирует и может захватывать мышцы лба, век и всю мускулатуру лица.
Сложная судорога лица выделена И.А.Сикорским в отдельную судорогу,
однако, по его мнению, она не имеет самостоятельного значения, а
представляет собой одно из проявлений выраженных в тяжелой степени
различных лицевых судорог, включающих судороги лобных мышц, круговой
мышцы век, ушных мышц. Сложная лицевая судорога, как правило,
сопровождает судорогу круговой мышцы рта. По мнению ряда
исследователей, она характерна для тяжелого заикания у взрослых.
Язычные судороги
Язычные судороги составляют вторую группу судорог артикуляционного
аппарата и наблюдаются, как правило, при произнесении звуков, в
артикуляции которых принимает участие язык. Различают несколько видов
судорог языка.
Судорога кончика языка встречается чаще других артикуляторных
судорог. Кончик языка упирается с напряжением в твердое нёбо, артикуляция
приостанавливается, выдох (а значит, и фонация) в этот момент
прекращается, возникает необоснованная пауза.
Судорога корня языка выражается в насильственном подъеме корня
языка вверх и оттягивании назад. Во время судороги происходит смыканиекорня языка с нёбом, полностью блокируется прохождение воздушной струи
через ротовое отверстие. Эта судорога возникает при произнесении
заднеязычных звуков (г, к, х).
Изгоняющая судорога языка характеризуется выталкиванием языка
наружу в пространство между зубами. Она может быть тонической и
клонической. При тонической судороге язык может выдвинуться из полости
рта, а при клонической — периодически выдвигается вперед и затем с силой
втягивается внутрь. Во время судороги произнесение звуков становится
невозможным, дыхание нарушается, могут возникнуть даже болевые
ощущения. Если судорога носит не резко выраженный характер, язык может
оставаться в полости рта, лишь упираясь в зубы.
Подъязычная судорога характеризуется опусканием нижней челюсти и
открытием полости рта. При этой судороге часто наблюдается повторение
слогов и придыхания. Очень редко она носит самостоятельный характер, в
основном сочетается с судорогами другой локализации.
Судорога мягкого нёба
Данная судорога, как правило, наблюдается в составе сложной общей
генерализованной судороги артикуляционного аппарата. Во время судороги
мягкое нёбо то поднимается, то опускается, в результате чего вход в носовую
полость то открывается, то закрывается, что придает звукам назализованный
оттенок. Внешне судорога выражается внезапной остановкой речи и
повторением звуков, похожих на пмпм, тнтн, кнкн в зависимости от
положения языка и губ. Субъективные ощущения заикающихся выражаются в
чувстве неприятного напряжения, сухости в носу.
Тяжесть проявления речевых судорог
Различают тяжелую, среднюю и легкую степени проявления судорог.
Оценка тяжести судорожной активности мышц речевого аппарата может не
совпадать с оценкой тяжести заикания, так как это понятие включает в себя
множество факторов.
Объективных показателей и единой методики для оценки степени тяжести
заикания не существует, имеются лишь разные мнения специалистов по этому
поводу. Многие практики определяют степень тяжести заикания
возможностью владения плавной речью в тех или иных видах речевой
нагрузки. Так, легкая степень заикания квалифицируется в том случае, если
судорожные запинки наблюдаются лишь в спонтанной связной речи. Средняя
степень речевого дефекта определяется в тех случаях, когда запинки отмеча
ются как в монологической, так и в диалогической формах речи. Тяжелая
степень фиксируется, если судорожные запинки встречаются во всех формах
речи, в том числе и сопряженной, и отраженной (Г. А. Волкова, 1993 и др.).
Некоторые ученые считают, что степень тяжести заикания определяется вцелом степенью фиксации заикающихся на своем дефекте (В.И.Селиверстов,
1994).
Степень тяжести заикания у одного и того же человека непостоянна и
зависит от ряда условий: эмоционального состояния в данный момент,
эмоциональной значимости ситуации общения для конкретного заикающегося;
от степени затруднений, связанных с формулированием высказывания; от
наличия так называемых трудных звуков в словах, составляющих
высказывание, и т.д.
Лингвистические факторы, способствующие появлению судорожных
запинок
Судорожные запинки обычно связаны с фонетическими характеристиками
звуков. К звукам, которые чаще других сопровождаются судорогами,
относятся глухие и звонкие смычные согласные, в особенности п, т, к,
судороги возникают и на сочетаниях этих звуков с другими согласными,
например тр, cт, кр и т.п.
Судорожные запинки чаще происходят при произнесении предложений,
длинных и сложных по своей грамматической структуре.
Запинки в большей степени вероятны в словах, не характерных для
индивидуального словаря говорящего, а также в словах или словосочетаниях,
которые несут основную информационную нагрузку в высказывании.
На появление запинок влияет и ритмическая структура слова. Запинки
главным образом возникают на предударных и ударных слогах и практически
не появляются на заударных слогах. Наиболее часто запинки возникают на
первом слоге слова или фразы.
Речевое дыхание
В клинической картине заикания неизменно присутствуют расстройства
дыхания. Неречевое дыхание заикающихся имеет свои особенности. Оно, как
правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается
при эмоциональном напряжении.
Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во
время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе
речевого высказывания. У заикающихся эта координация нередко нарушается
даже в процессе речи, не сопровождающейся судорогами. Перед вступлением
в речь заикающиеся делают недостаточный по объему вдох, что не
обеспечивает целостного произнесения интонационносмыслового отрезка
сообщения. Нередко заикающиеся (не только дети, но и взрослые) говорят на
вдохе, либо в фазе полного выдоха.
Нарушение речевого дыхания у заикающихся настолько сильно выражено,
что многие исследователи склонны относить причину заикания к нарушению
регуляции дыхательной функции.
При коррекции заикания в практике, как правило, используется регуляцияречевого дыхания в качестве одного из ведущих приемов установления
плавности речи.
Движения, сопутствующие речи
Речь заикающихся, как правило, сопровождается сопутствующими
движениями, которые проявляются у разных людей поразному: от раздуваний
крыльев носа и зажмуривания глаз до сложных движений всем туловищем.
Так, в процессе речи могут наблюдаться кивательные движения головой,
раскачивание туловищем, притоптывание, сжимание пальцев в кулаки и т. п.
Эти сопутствующие движения обычно не носят характера эмоциональновыра
зительной жестикуляции, сопровождающей речь у незаикающихся людей.
Часто эти движения насильственные, но могут носить и маскировочный
(уловочный) характер.
В некоторых случаях уловочные движения бывают настолько сложны, что
начинают напоминать двигательные ритуалы. Например, перед тем как начать
речь заикающийся закрывает глаза на несколько секунд, одновременно
почесывая нос правой рукой, затем переступает с ноги на ногу и только после
этого начинает говорить.
Речевые уловки
При хронически текущем заикании практически все заикающиеся
используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении
высказывания, семантически опустошенные лексемы типа: да; вот; это самое и
т.п. Иногда произносимые звукосочетания могут быть бессмысленными
(«куцо»). Такие явления в специальной литературе принято называть
эмболофразией, а сами слова — эмболами. Эмболы нередко употребляются
заикающимися перед так называемыми трудными звуками. Эмболы могут
появляться в конце судороги как «вступление» в плавную речь. Довольно
часто эмболы заполняют паузы, когда заикающийся затрудняется подобрать
адекватные слова, соответствующие замыслу высказывания. Использование
эмболов, как правило, не осознается.
Нередко в речи заикающихся наблюдается подмена труднопроизносимых
слов на слова, которые произнести легче. Часто речевые уловки такого рода
меняют смысл высказывания, и говорящий обычно осознает это.
Вегетативные реакции
Устная речь у заикающихся подростков и взрослых обычно со
провождается вегетативными реакциями.
Это может выражаться
покраснением или побледнением лица, резким учащением сердцебиения. В
процессе речи усиливается потоотделение, ладони становятся влажными,
могут появиться капли пота на лбу, иногда становится влажным не только
лицо, но и тело. Аналогичные вегетативные реакции могут наблюдаться и уздоровых людей, но только в ситуациях сильного эмоционального
напряжения.
Логофобия
У большого числа заикающихся, начиная с подросткового возраста,
наблюдается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде
боязни речевого общения — логофобия. Логофобия включает в себя
навязчивые переживания и страх возникновения речевых судорог. Этот страх
усиливается в определенных ситуациях, у заикающихся появляется реакция
избегания «речевых» ситуаций, наблюдается ограничение общения.
Логофобия всегда связана с осознанием речевого дефекта и ожиданием
судорожных запинок. Навязчивые переживания страха, ожидание речевых
неудач, как правило, связываются заикающимися не с содержанием самого
высказывания, а с тем, что могут возникнуть судорожные запинки. Эти
переживания носят яркий, образный характер. Только представление
ситуации или воспоминание об определенных ситуациях общения может
вызывать у заикающихся переживание страха. В это время возникают
выраженные вегетативные реакции. Нередко заикающиеся понимают
необоснованность чувства страха, но преодолеть или подавить его не могут.
Логофобия может быть ситуационной, т. е. проявляется только в
определенных ситуациях (например, при обращении к продавцу в магазине
или во время разговора по телефону). В тяжелых случаях она может быть
генерализованной, когда страх речи возникает во всех ситуациях общения.
Довольно часто логофобия сочетается с общим снижением настроения.
Логофобия как клиническая симптоматика появляется, как правило, в
подростковом возрасте, что указывает на значительное усложнение
клинической картины заикания.
Логофобия у подростков, помимо ограничения общения (прежде всего со
сверстниками), нередко приводит к отказу заикающихся отвечать устно перед
классом. Они переходят на письменные ответы. Все эти факторы
отрицательно влияют на речевое состояние заикающихся.
Течение заикания
Заикание, возникающее у детей дошкольного возраста, может наблюдаться
в течение нескольких часов либо нескольких месяцев, а затем исчезает либо
спонтанно, либо в результате коррекционного воздействия.
В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение.
Различают несколько типов течения данного речевого расстройства.
Регредиентный тип — постепенно исчезает вся симптоматика заикания.
Ослабляется его тяжесть, убывает или исчезает страх речи, уменьшаются
сопутствующие и содружественные движения, т.е. это благоприятный тип
течения речевого нарушения.Уменьшение и исчезновение симптоматики заикания может происходить
спонтанно, в детском возрасте — под влиянием адекватных лого
коррекционных воздействий. В том случае если заикание не проходит
спонтанно в течение 6 месяцев от момента возникновения, то можно считать,
что оно приобретает хроническое течение.
е.
При хроническом течении заикания выделяют следующие типы.
Стационарный тип — речевой дефект протекает стабильно и монотонно,
т.
сопутствующие
психопатологические и моторные нарушения на протяжении определенного
периода времени не претерпевают изменений. Заикание не меняется ни по
тяжести проявления, ни по клинической картине.
логофобии,
выраженность
заикания,
Рецидивирующий тип — чередование периодов плавной речи и заикания.
Волнообразный тип — периодические колебания различной дли
тельности в сторону то улучшения, то ухудшения речи, однако полного
исчезновения заикания не происходит. Иногда эти колебания могут быть
связаны с какимилибо причинами: например, ухудшение речи в осенне
весенний период года, с поступлением в школу, пубертатным возрастом и т. п.
В ряде случаев волнообразные изменения в речи и состоянии заикающегося
могут проходить и без видимой причины.
Прогредиентный тип — существует тенденция к усилению заикания. Вся
симптоматика речевого дефекта усложняется, а состояние заикающегося
постепенно ухудшается.
ЭТИОЛОГИЯ ЗАИКАНИЯ
Единого взгляда на этиологию заикания не существует. Однако
исследователи сходятся во мнении, что для появления заикания важен ряд
факторов: определенный возраст ребенка; состояние его центральной нервной
системы; индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза;
особенности формирования функциональной асимметрии мозга; наличие
психической травматизации; генетический фактор; половой диморфизм.
Появлению заикания могут предшествовать также соматическая
ослабленность, неправильные формы воспитания, аномальные черты
характера, неблагоприятная социальная среда и другие негативные факторы,
каждый из которых, независимо от того, является ли он ведущим в
возникновении заикания, в первую очередь снижает адаптивные свойства
центральной нервной системы ребенка.
К возникновению данной речевой патологии, как правило, приводит не
специфическая одиночная причина, а сочетание ряда этиологических
факторов.
В настоящее время можно выделить две группы причин:
предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом
некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитиюзаикания, так и непосредственно вызывать его.
К предрасполагающим причинам относятся следующие:
• невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и
соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции
центральной нервной системы);
• невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи,
энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность);
• конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной
нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее
особая подверженность психических травмам);
•
наследственная отягченность (заикание развивается на почве
врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по
наследству в качестве рецессивного признака); При этом необходимо
обязательно учитывать
когда
предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными
воздействиями окружающей среды;
экзогенных факторов,
роль
• поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием
многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия;
постнатальные — инфекционные, травматические и обменнотрофические
нарушения при различных детских заболеваниях.
Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в
соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития,
к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.
К неблагоприятным условиям относятся:
• физическая ослабленность детей;
• возрастные особенности деятельности мозга: большие полушария
головного мозга в основном формируются к 5му году жизни, к этому же
возрасту оформляется функциональная асимметрия в деятельности головного
мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и
поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее
созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более
выраженную неустойчивость их нервной системы;
ускоренное развитие речи (3—4 года), когда ее коммуникативная,
познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием
общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается
повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер;
• скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность
на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между
требованием среды и степенью его осознания;
• недостаточность положительных эмоциональных контактов между
взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая
нередко внешне разрешается заиканием;
•
недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимикоартикуляторных движений.
При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий
достаточно какоголибо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы
вызвать нервный срыв и заикание.
В группе производящих причин выделяются анатомофизиологические,
психические и социальные.
Анатомофизиологические причины:
физические заболевания с
энцефалопатическими последствиями;
травмы — внутриутробные,
природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения
мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы,
регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в
результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные
аппараты речи: корь, тиф, рахит, болезни носа, глотки и гортани;
несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии,
дизартрии и задержанного развития речи.
Психические и социальные причины: кратковременная — одномоментная
— психическая травма (испуг, страх); длительно действующая психическая
травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье:
избалованность,
хронические
конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких
психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых
конфликтных ситуаций;
воспитание «примерного» ребенка;
• острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие
потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию, состояние ужаса,
чрезмерной радости;
•
неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе,
скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь
родителей;
• перегрузка детей младшего возраста речевым материалом, не
соответствующее возрасту усложнение речевого материала (абстрактные
понятия, сложная конструкция фразы);
• полиглоссия: часто одновременное овладение в раннем возрасте
разными языками вызывает заикание обычно на каком нибудь одном языке;
• подражание заикающимся. Различают две формы такой психической
индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша
речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося;
• переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут
дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до
невротического и психопатического состояния с возникновением заикания;
• серьезную роль играет неправильное отношение к ребенку: излишняя
строгость, суровость, неумение расположить ученика — это может служить
толчком для появления заикания.КЛАССИФИКАЦИИ ЗАИКАНИЯ
Первые попытки создания классификации относятся к 1937 году. A. Alister
(1937, 1956) разделила всех заикающихся по этиологическому признаку с
учетом клинической картины нарушения на 4 группы: 1) заикание,
сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов,
участвующих в речи; 2) связанное с левшеством 3) по подражанию; 4)
сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными
расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.
По анатомофизиологическому признаку классифицировали заикание Е. С.
Никитина и М. Ф. Брунс (1939). выделили 2 группы детей:
1) дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая
заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с
окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх;
2) дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая
Дети подвижны,
заторможенность,
непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.
нервнопсихические нарушения.
По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах
В. С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958)и др.
детей,
Так, В. С. Кочергина выделяет детей, у которых неуравновешенность
поведения появилась вследствие заикания;
у которых
неуравновешенное поведение отмечается с детства и является
индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания способствует
усилению их неуравновешенности и появлению черт общей детской нервно
сти; детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются
неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы,
соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно
сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии, и, наконец,
— детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза,
склонность к истерическим реакциям.
В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн,
учитываются в первую очередь форма заикания (тоническая, клоническая),
некоторые этиологические факторы, вторичные психические симптомы,
степень успешности логопедического воздействия.
Изучение заикающихся младших школьников представлено в
классификации А. Ф. Шельтинг (50е гг. XX в.). Ею выделяется заикание,
возникающее на фоне задержанного развития моторики и речи, связанное с
алалией, при наличии общей слабости, мышечной вялости, повышенной
нервозности, нередко осложненное «косноязычием», у невротиков.
В работах, посвященных изучению заикания у подростков и взрослых,
показана корреляция между спецификой нервнопсихического заболевания и
особенностями заикания.
М. Е. Шуберт (1928) исследовала заикание у эпилептоидных психопатов(строение тела астеническое), у психастеников (астеникоатлетический тип), у
шизоидных личностей, у больных истерией, у лиц с циклоидными
компонентами.
М. С. Лебединский, Ф. П. Янович и Г. П. Платонова (1960) изучали
заикание при различных формах неврозов; у психопатов и лиц с
патологическим развитием личности; при различных органических
поражениях центральной нервной системы.
Таким образом, вопросы классификации заикания рассматриваются с
разных позиций, но каждая из них является правомерной, так как имеет свое
научное обоснование.