"Соотношение функциональной грамотности с требованиями к образовательным результатам ФГОС НОО"
ПРЕДМЕТ |
ФГОС НОО |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ |
Литературное чтение
Литературное чтение на родном языке |
• успешности обучения по всем учебным предметам; • формирование потребности в систематическом чтении; • понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; • осознание значимости чтения для личного развития; • формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных; • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
|
• определять главную мысль текста, определять основные события и устанавливать их последовательность; • понимать цель чтения: поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации; • находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный); • прогнозировать содержание текста по заголовку, автору, жанру; • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов); • ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); • озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; • объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы; • устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста; • устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание; • формулировать простые выводы, основываясь на тексте; • устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста; • установление причинно-следственных связей. |
Русский язык |
• овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
|
• применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное; • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочника; • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении; • оценивать уместность использования слов в тексте; • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи; •
оценивать
правильность (уместность) выбора языковых • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); • выражать собственное мнение и аргументировать его; • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, культуры речи, находить в тексте смысловые пропуски; • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении; • практическое овладение диалогической формой речи, овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. |
Математика |
• овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; • использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; • умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; • приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
|
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); • классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия; • читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; • выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия; • устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; • решать арифметическим способом оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи; • учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; • описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; • соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур; • оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз); • читать несложные готовые таблицы, заполнять несложные готовые таблицы, читать несложные готовые столбчатые диаграммы; • читать несложные готовые круговые диаграммы; • достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму, сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; • составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации; • распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы); • планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; • интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы); • сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин, фиксирование, анализ полученной информации; • составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу; • составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. |
Окружающий мир |
• освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; • развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные связи в окружающем мире.
|
• проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; • использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты; • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; • различать прошлое, настоящее, будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; • на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны. |
Технология |
• получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии; • усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; • приобретение навыков самообслуживания; • овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; • усвоение правил техники безопасности; • использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; • приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
|
• получать первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству; • иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей) и описывать их особенности; • начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; • получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития; • научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий; • планирование предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; • научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию; • познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио‑ и видеофрагментами; овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами; • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в практической деятельности; • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; • изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам; • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного замысла; • пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки; • выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты); • знать виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание); • знать назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва), чтение условных графических изображений; • разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз; • изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме;
|
Изобразительное искусство |
• первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека и его духовно-нравственном развитии; • знаком с основами художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, имеет эстетическое отношение к миру, понимает красоту как ценность, испытывает потребность в художественном творчестве, в общении с искусством; • владеет практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; • владеет элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (живописи, рисунке, скульптуре, художественном конструировании), а также в тех формах художественной деятельности, которые базируются на ИКТ (видеозапись, цифровая фотография, элементы мультипликации).
|
• различать основные виды художественной деятельности и участвовать в художественной деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение; • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета, использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
|
Физическая культура |
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; • овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.); • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
|
• выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью; • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья, планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. • отбирать упражнения для комплексов утренней зарядки и физкультминуток и выполнять их в соответствии с изученными правилами; • организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе; • измерять показатели физического развития (рост и масса тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, равновесие, гибкость) с помощью тестовых упражнений, вести систематические наблюдения за динамикой показателей; • выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
|
Музыка |
• сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; • сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; • умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; • использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
|
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; • уметь определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр. • иметь представление об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов; • иметь представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке, балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов; • иметь слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики; • знать слова и мелодию Гимна Российской Федерации; • иметь представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.; • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов; • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
|
Русский родной язык |
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
|
• расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); • расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров; • распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми, слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта, фольклорная лексика); • понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; • правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи; • понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); • понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); • понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного); • произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); • осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; • выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; • редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; • использование толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; • использование фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; • использование орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; • использование этимологических словарей для уточнения происхождения слова; • использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов; • владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; • владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; • чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов; • умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; • умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста, составлять план текста, не разделённого на абзацы, приводить объяснения заголовка текста, владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; • уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; • умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; • создание текста как результата собственного мини-исследования, оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме.
|
ОРКСЭ |
• готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; • первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; • осознание ценности человеческой жизни. |
• раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); • ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории её формирования в России; • раскрывать содержание основных составляющих исламской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); • ориентироваться в истории возникновения исламской религиозной традиции, истории её формирования в России; • на примере исламской религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России; • излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; • соотносить нравственные формы поведения с нормами исламской религиозной морали; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение. • раскрывать содержание основных составляющих иудейской культуры, духовной традиции; • соотносить нравственные формы поведения с нормами иудейской религиозной морали; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение. • раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.); • на примере российской светской этики понимать значение нравственных ценностей, идеалов в жизни людей, общества; • излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни людей и общества. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.