Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина и Ольги Фикс.
Оценка 4.6

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина и Ольги Фикс.

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
русская литература
11 кл
12.05.2017
Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина  и Ольги Фикс.
Дан сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина и современной писательницы Ольги Фикс по следующим параметрам: система персонажей. сюжет и композиция, стиль. Дан также анализ языковых средств, показаны особенности восприятия того и другого произведения, в частности, трудность в восприятии повести Фикс.
Бедная Лиза Сопоставительный анализ.docx
Сопоставительный анализ повестей «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина и  Ольги Фикс. 1. Система персонажей Прежде чем говорить о системе персонажей повести Н.М. Карамзина  «Бедная Лиза», хотелось бы напомнить,  что это произведение является  вершиной русского сентиментализма. Сентиментализм – это направление в  литературе, делающее особый акцент на чувственность. Русские писатели­ сентименталисты пропагандировали культ чувства, культ природы, культ  врождённой нравственной чистоты, основное внимание уделялось душевному  миру человека, на первом месте стояли чувства, а не разум. Своей повестью  Н.М. Карамзин хотел показать, что «и крестьянки любить умеют». А теперь о системе персонажей. Их немного. Главная героиня – Лиза. Её  полное, взрослое имя «Елизавета» означает «почитающая Бога», «клятва Бога»,  «Божья помощь». У неё хорошее имя, светлое, красивое. И сама она – добрая,  чистая, наивная, доверчивая. Она вынуждена много работать, чтобы прокормить  себя и мать (отец её умер). Когда Лиза встретила Эраста (Эраст – милый,  прелестный), она искренне полюбила его. Но тот оказался ветреным человеком,  эгоистом. Он думает лишь о собственном удовольствии. Сначала он решил, что  «нашёл в Лизе то, что сердце давно искало». Но потом, когда Лиза ему надоела,  он просто откупается от неё. Это разбило сердце Лизы, и она кончает жизнь  самоубийством. Очень трогателен образ матери Лизы, доброй, больной старушки­крестьянки. Она ещё не оправилась после смерти мужа, а самоубийство Лизы  просто свело  её в могилу. В конце повести появляется Анюта, соседка Лизы. Она последней видела  Лизу живую. Есть в системе персонажей богатая старая вдова, на которой  женился Эраст, когда проиграл своё имение в карты. Автора, наверно, тоже  можно отнести к героям повести, ведь он был знаком с Эрастом и видел могилу  Лизы. Персонажей в повести Н.М. Карамзина немного. А вот в «Бедной Лизе»  Ольги Фикс их значительно больше. Во­первых, это Лиза, скромная маленькая девочка, которая запросто  общается и с приведением, и с покойником. Может быть, потому, что других  друзей у неё нет, она одинока. В отличие от Лизы Карамзина у этой Лизы есть  родители, которые «уже десятый год убирали узкий неглубокий колодец двора в самом центре Москвы». Они любят Лизу, но отец принимает больше участия в  жизни дочери. У Ольги Фикс тоже есть Эраст – Керомазов Эраст Фёдорович,  которого в повести называют Растиком или Эриком. А фамилия Керомазов  очень напоминает Карамазов. Только вот которого Карамазова: Алёшу, Ивана  или Митю? Скорее всего, всех. Ведь Растик может быть и нежным, как Алёша, и  грубым, жестоким, как Иван или Митя… К тому же отец Растика, которого звали Фёдором (как старшего Карамазова),  оказывается, был в своё время  палачом(служил в НКВД). В лагере Лиза знакомится с мальчиком Витенькой, который трагически  погибнет (может быть, это расплата за то, что он издевался над ней?).  Интересен, на мой взгляд, образ отца Витеньки, современного Плюшкина.  Правда, есть отличие от гоголевского. Тот собирал всё, что попадётся ему под  руку. А отец Витеньки собирал старые железяки, чтобы потом соединить их  между собой. (Его дело продолжает и Витенька). Только я не очень поняла  историю, которую рассказывал отец Витеньки своему пассажиру – призраку  Фёдору Керомазову. А мать Витеньки, Людмила Павловна, защищает его от  посягательств разных девиц вроде Лизы. Она груба с Лизой, даже опускается до  ненормативной лексики, хотя это даётся ей с трудом. Вызывает жалость Лизина кузина Маша, которая живёт в «не совсем ещё  разрушенном доме – с него только поснимали балконы да отключили газ и  канализацию» (Сколько таких домов в России!). Ей тяжело, она хочет в Париж  («Умираю, хочу в Париж»). В повести много эпизодических образов: тётя Люба, дядя Игорь, тётя Надя,  «отшельнически жившая в родовом имении под Воронежем и работавшая  скотницей в колхозе» (Сильно сказано!), Клопилина Ада, соседка, её имя и  фамилия, мне кажется, подчёркивают её мещанство и убогость; Светка из  лагеря, мечтающая выйти замуж, неважно, за кого (её мечта осуществилась);  доктор, который удивился выздоровлению Витеньки Свирского (в детали,  конечно, его никто не посвящал), есть и такие доктора, для которых  выздоровление пациента – неожиданность; тётя Фрося Эрика (она вырастила  его, он считал её своей матерью), одинокая, несчастная, всех потерявшая старая  женщина. Не знаю, надо ли говорить о том, что в повести много животных: собака  Люлька, её только что появившиеся щенки, голуби на кладбище, которые летают даже будучи мёртвыми (любовь не умирает?!), собаки в квартире Клопилиных,  там же рыжая полосатая кошка и беспокойные канарейки. Как же без них­то?  Ведь они – «братья наши меньшие». В заключение хочется сказать, что у Карамзина персонажи вырисованы  чётко: Лиза – простодушная, добрая, Эраст – легкомысленный эгоист  (возможно, он сначала и любил Лизу, но это быстро прошло, разум взял верх над чувствами). Правда, автор говорит, что Эраст переживал до самой смерти, был  несчастлив. А у Ольги Фикс и персонажей больше, и нельзя к ним относиться  однозначно. В общем, там многое непонятно. 2. Сюжет и композиция. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» появилась в 1792 году и вызвала  огромный интерес читателей. Сюжет её достаточно прост. Бедная крестьянская  девушка Лиза два года назад потеряла отца и теперь живёт в деревне под  Москвой со своей матерью. Чтобы содержать себя и мать, она много работает:  вышивает, собирает ягоды и продаёт. Однажды весной она пошла в город  продавать ландыши и встретила там  Эраста, молодого человека, уставшего от светской жизни. Они полюбили друг  друга. Вскоре, однако, Лиза замечает, что Эраст стал отдаляться. Он объясняет  это тем, что ему нужно ехать на войну. На войне он не сражается, а играет в  карты и всё проигрывает. В результате он вынужден жениться на немолодой  богатой вдове. Узнав об этом, Лиза бросается в пруд. Таким образом, любовь крестьянки и дворянина заканчивается трагически.  Человек природы, чистая сердцем Лиза оказалась беззащитной перед городом,  который культивирует в людях рассудочность, убивает ростки доброты. Можно, конечно, осудить героев: Лизу – за излишнюю доверчивость, Эраста – за то, что  соблазнил и бросил бедную девушку. Но он и сам не ожидал, что так быстро  охладеет к ней. Да и автор не хочет строго судить своих героев. Повесть  построена так, что события воспринимаются как подлинные (есть реальные  места: Симонов монастырь, пруд возле него, который после выхода повести  стали называть Лизиным). Сюжет «Бедной Лизы», я считаю, интересен и  современному читателю, потому что не так часто в наш век практицизма  встретишь человека, способного так сильно и искренне любить, как бедная Лиза. Композиционно события оформлены рамкой, связанной с образом  рассказчика. В начале повести рассказчик сообщает, что описанные у озера  события случились 30 лет назад. В конце рассказчик снова возвращается в  настоящее и вспоминает на могиле Лизы о несчастной судьбе Эраста. Если о сюжете повести Карамзина можно сказать, что он незамысловатый  (так считал и сам автор), то о «Бедной Лизе» Ольги Фикс этого нельзя  утверждать. Есть Лиза, маленькая скромная девочка, живущая на «пятом этаже  четырёхэтажного дома», в дворницкой, в самом центре Москвы. Живёт она с  родителями и с грустным привидением. Лиза любила ходить по кладбищам,  читала надписи на могилах и находила в них что­то родное и близкое. Однажды  она познакомилась на Востряковском кладбище с покойником Эриком (как­то  странно: познакомилась с покойником, но в повести это именно так). Эрик  похоронен здесь давно, лет 25 назад, а умер он, врезавшись в стену на  велосипеде, в 1955 году, т.е. события происходят в 80­ые годы прошлого века.  Они подружились, завели голубей, которые потом передохли, т.к. Лиза какое­то  время не ходила на кладбище, возможно, понимая абсурдность всего  происходящего. Потом они завели щенка. Потом Лиза едет в лагерь, и в её  жизни появляется Витенька Свирский, который потом трагически погибнет, но в его тело вселится Эрик­Растик. Лиза забеременеет то ли от Эрика, то ли от  Витеньки. Кстати, между Лизой и Эриком существует ещё одна связь:  оказывается, его отец, Фёдор Керомазов, был следователем НКВД и приезжал  арестовывать дядю Лизы. А его мать, Маша, была когда­то подругой Лизиной  бабушки. Тесен мир! Автор вспоминает и Сталина, и Бериевы времена, то есть  как бы заставляет нас обернуться в прошлое, напоминает нам о том, о чём  забывать нельзя. В отличие от бедной Лизы Карамзина современная Лиза не покончила жизнь  самоубийством, в последний момент она едва успела соскочить с седла  велосипеда, «Энгфилд» ухнул в пруд. «И пошли, пошли, пошли по воде круги».  Так заканчивается эта странная, запутанная история. А может быть, и не  заканчивается, а начинается другая… Говоря о композиции повести, можно отметить, что она тематическая, так  как в центре внимания взаимоотношения главных героев. Использован такой  приём,  как ретроспекция – «взгляд назад» ­ во времена Бериевы. 3. Стиль С полным правом повесть Н.М. Карамзина можно назвать манифестом  русского сентиментализма. «Бедная Лиза» написана на классический  сентименталистский сюжет о любви представителей разных сословий: дворянин  и крестьянка. Именно по этой причине, в первую очередь, они не могут быть  счастливы. Карамзин изобразил события так, как они развивались бы в реальной  жизни. Новаторство автора проявилось и в том, что история любви Лизы и  Эраста разворачивается на лоне природы, которая постоянно изменяется (это  зависит от стадии чувства). Образу Лизы сопутствует мотив белизны, чистоты и  свежести: впервые она увидела Эраста с ландышами в руках. Когда Эраст  пришёл к ним домой, она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки,  покрытой чистым деревянным кружком», в стакан, вытертый белым  полотенцем. А вот каждое появление Эраста так или иначе связано с деньгами: он хочет  заплатить за ландыши рубль, он всегда предлагает больше назначаемой ею цены,  перед уходом на войну дал ей несколько денег. И при последней встрече он даёт ей 100 рублей (10 империалов). Рисуя бедную Лизу, автор  как бы хочет сказать, что человек ценится не по  сословию, а по его внутренним качествам. А образом Эраста подчёркивается  мысль о сложности и противоречивости человеческой натуры. К сожалению, и  Лиза, и Эраст стали жертвами обстоятельств, которые предполагают только  один выход из сложившейся ситуации: самоубийство Лизы. Стоит сказать и о языке повести. Это разговорно­бытовая речь образованной  части дворянства. Слог изящный и в то же время простой. Писатель подбирает  благозвучные слова, которые не портят вкуса. Кроме того, Карамзин показал  себя большим психологом: он раскрыл внутренний мир своих героев. Это  положило начало социально­психологическому роману (например, «Герой  нашего времени» М.Ю. Лермонтова). В общем, можно смело сказать, что Н.М.  Карамзин создал свой, новый стиль. Перейдём к «Бедной Лизе» Ольги Фикс. Это, конечно, не сентиментализм и,  по моему мнению, не реализм. Я поискала в Интернете, рассмотрела некоторые  литературные направления и пришла к выводу, что это, скорее всего,  сюрреализм (сверхреализм). Для произведений этого направления характерна  атмосфера неожиданности, хаотичности происходящего, причудливая  субъективность взгляда на мир. Это автоматическое письмо, то есть творчество без контроля сознания, опирающееся только на бессознательные импульсы.  Такое письмо подразумевает полную свободу интерпретации написанного.  Читать это увлекательно, но не всегда легко. Один из последователей сети  Интернет так определил сюрреализм: «Галлюцинации наркомана, выплеснутые  на бумаге». Для героев характерна одержимость, лихорадка, безумная любовь,  раздвоение личности (разве это не про Лизу?). Хочется немного сказать о сюрреализме в живописи. Особенностями этого  стиля считаются алогизм, иррациональность, переменчивость образов,  фантасмагоричность сюжетов, парадоксальность сочетаний и форм. Первая  фамилия, которая приходит на ум при упоминании этого стиля, ­ это Сальвадор  Дали («Постоянство времени», «Лебеди, отражающиеся в слонах» и др.). Но меня больше всего поразила картина бельгийского художника сюрреалиста  Рене Магритта «Влюблённые» (1928) На ней изображена целующаяся пара, лица которой полностью обёрнуты  белой тканью. Обычно художник комментировал свои работы, но эта осталось  без объяснения. Отсюда – множество версий: «Любовь слепа», «От любви  теряют голову» (ведь это же можно сказать и о героях Ольги Фикс). Существует ещё одна версия о том, будто все люди – загадки друг для друга, даже  влюблённые. На обложку повести я бы поместила именно репродукцию этой  картины. Конечно, это моё, субъективное мнение. Может быть, я неправа, но я  так восприняла повесть Ольги Фикс. Язык повести неоднороден. Если у Карамзина мы видим прекрасные картины природы, то тут этого нет. Все события происходят в Москве. Автор использует как общеупотребительные слова, так и разговорную («ошалелые», «тащи»,  «головастый», «лисапет») и даже ненормативную лексику (что поделаешь, это  часть нашей жизни, как это ни прискорбно осознавать). В повести много реминисценций, которые, возможно, использованы, чтобы  отразить дух времени, здесь есть и доля иронии: 1) Сервиз на 26 персон. Китайский (нечто похожее было в «Кавказской  пленнице») 2) «Умираю, хочу в Париж» («Увидеть Париж и умереть» Э. Хемингуэй ) 3) Фёдор Керомазов (Фёдор Карамазов из романа Ф.М. Достоевского  «Братья Карамазовы») 4) «Я люблю тебя, Жизнь!» (Слова из песни на стихи К. Ваншенкина, музыка  Э. Колмановского) 5) Звучат знаменитые слова царя Соломона: «Всё пройдет» 6) «Такие люди в стране в Советской есть»  (из стихотворения  В.Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка») В повести Карамзина всё происходит наяву, а у Ольги Фикс постоянно  встречается мотив сна: «просто всё приснилось», «И тут она проснулась»,  «… впервые совершенно живая жизнь напоминала чудесный сон». Где сон, где явь, понять у Ольги Фикс непросто. Возможно, именно этим она  интересна современному читателю, которого не устраивает классика. Ему  подавай что­нибудь с мистикой и привидениями. Вот и получайте. Мне кажется, повесть Ольги Фикс—это повесть­отношение: отношение к  жизни, в которой не всегда всё правильно, отношение к людям, среди которых  встречаются и живые трупы, и палачи, и просто несчастные люди.

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина и Ольги Фикс.

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина  и Ольги Фикс.

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина и Ольги Фикс.

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина  и Ольги Фикс.

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина и Ольги Фикс.

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина  и Ольги Фикс.

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина и Ольги Фикс.

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина  и Ольги Фикс.

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина и Ольги Фикс.

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина  и Ольги Фикс.

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина и Ольги Фикс.

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина  и Ольги Фикс.

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина и Ольги Фикс.

Сопоставительный анализ повестей "Бедная Лиза" Н.М.Карамзина  и Ольги Фикс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017