Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Сопоставление звуков [ з ] и [с] по звонкости – глухости,
Дата:13.11.18
Урок:50
Тема:
отражение этой характеристики звуков в моделях слов
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Сопоставление звуков [ з ] и [с] по
звонкости – глухости, отражение этой характеристики звуков в моделях слов».
Задачи:
Обучающие:
1) обеспечить систематичность и последовательность изложения содержания темы в логике учебного предмета;
способствовать развитию фонематического слуха на примере составления схем слов и анализирования звуков ([з] –
[с]), формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, эмоциональной сферы;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивноаналитических способностей, умения
осознавать правильность/ошибочность своих действий; развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы
на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого
ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий, ответственности,
любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к предмету, создать
условия для развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: умеют характеризовать согласные звуки по звонкостиглухости; выполнять звуковой анализ
слов; обозначать звонкий согласный звук в модели слов; понимают содержание прочитанного.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий –
УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – осмысление прочитанного произведения, понимание фактического
содержания текста; логические – разгадывание «зашифрованных» слов.
Р е г у л я т и в н ы е : принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и
товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от
собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
К о м м у н и к а т и в н ы е : уметь формировать коммуникативноречевые действия, конструктивные способы
взаимодействия с окружающими (учителями, сверстниками).
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным
мнением; уважают мнение других.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: схемы на доске, фишки разного цвета.
Х о д у р о к а
I. Постановка учебной задачи.
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Назовите тему нашего урока. (Предположения учащихся.)
– Сегодня на уроке поговорим о парных согласных звуках [з] – [с].
– Вспомните и назовите парные согласные по звонкостиглухости. ([г] – [к], [г’] – [к’], [з’] – [с’], [з] – [с].)
– Назовите звонкие парные согласные. ([г] – [г’], [з’] – [з’].)
– Как обозначают звонкие согласные в схемах слов? (Добавим знак «колокольчик», если согласный звук
звонкий.)
II. Включение в систему знаний и повторение.
1. Дифференцированная работа.
Н е ч и т а ю щ и е у ч е н и к и работают под руководством учителя.
1– Расскажите, кто изображён на рисунке.
– Составьте схему этого слова. (Один ученик работает у доски.)
– Какой звук обозначим колокольчиком? Почему?
– Замените фишку буквой з.
– Постройте схему второго слова.
– Сравните схемы. В чём сходство? Отличие?
– Можно ли во второй схеме вместо третьей фишки поставить букву з? Почему?
– Какую букву поставим? «Прочитайте» по схеме новое слово.
– «Прочитайте» по схемам пару слов. (Коза – коса.)
Аналогичная работа проводится с остальными словами. (Зубы – супы, лиса – Лиза.)
Ч и т а ю щ и е у ч е н и к и работают по карточкам.
– Отгадайте ш а р а д у :
С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.
(Коса – коза.)
– Составьте схему слов. Какой значок надо добавить в схему слова «коза», чтобы схема стала точнее?
Нарисуйте. (Добавим знак «колокольчик», если согласный звук звонкий.)
Н а д о с к е записаны слова.
– Замените звонкий согласный звук [з] его парой. Прочитайте слова парами.
Захар – ..ахар
Зоя – ..оя
Базы – …
Зима – …
Зверь – …
Змей – …
Зайка – …
2. Работа по учебнику. Чтение словперевёртышей.
Учащиеся читают пары слов справа налево и слева направо.
– Такие слова называют перевёртыши.
П е р е в ё р т ы ш и :
А н а г р а м м ы : мол – лом.
– Прочитайте предложенияперевёртыши на доске.
3. Чтение маленьких рассказов «Саня», «Кусты» (нечитающие ученики), рассказа В. Голявкина «Как я
помогал маме» (читающие ученики).
4. Игра «Доскажи словечко».
– Я буду загадывать загадки, а вы называете отгадку: если в начале слова согласный звук звонкий, то
движением руки имитируете звонок, если согласный глухой, то приставляете указательный палец к губам.
На даче в лесу
Были разные птицы:
Сороки, стрижи,
Воробьи и … (синицы).
Н. Полякова
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамойслонихой
Топал … (слонёнок).
А. Екимцев
2Побежала мышкамать,
Стала щуку в няньки … (звать).
С. Маршак
Сперва от магазина
Несла покупку … (Зина).
С. Михалков
5. Чтение рассказа В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол».
Ч т е н и е читающими детьми по цепочке, остальные учащиеся стараются следить по тексту и «читать».
– Помог ли мальчик маме? Тогда почему мама сказала: «Ничего. Ты мне всё же помог»? (Ответы учеников.)
– Расскажите, как вы помогаете своим родителям.
6. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
3